Не хочется начинать опять поднимать эту тему и садиться "на любимого конька", получать в очередной раз от "уверенных защитников сухорукого-Джугашвили" всяческую информацию о том, что - да не было никакого террора, да что Вы все придумываете, да боролись только с теми, с кем нужно и "руки прочь от нашего Йоси". Я лучше просто (постараюсь без всяких оценок) приведу свое недавнее интервью с замечательным режиссером "того поколения" Александром Миттой. Человек удивительной культуры, ответственности и мягкости. Возраст его мягко скажем, уже уважаем, но ум его светел и дай Бог ему как можно дольше активных творческих лет. А теперь несколько выдержек...Надо сказать, что на эти фразы его никто не "выводил", просто он сидел и вспоминал о своей юности, о студенческих годах...
Начало не привожу, хотя оно тоже интересно, он вспоминает Елоховский собор, который после того, как взорвали храм Христа Спасителя стал главным собором Москвы и по выходным и праздникам туда стекались толпы верующих, которых потом "брали на карандаш" дружины.
Он рассказывает об архитекторе Мельникове, у которого учился и в чьем знаменитом доме бывал, рассказывает как трудно было Мельникову в "советской действительности".
А дальше цитирую: "Не забудьте, это были жестокие времена последних сталинских репрессий. Климат становился все жестче. Около Елоховского Собора стояло здание библиотеки. Каким-то странным образом в ней не прошла чистка вредных книг и я в читальне запоем поглощал романы Ольдоса Хаксли, Ричарда Олдингтона, Андре Жида… В общем, всю недоизъятую литературу. В тиши читального зала я погружался в далекие миры писателей, которые казались инопланетянами. Я ни с кем не хотел и не мог (!) обсуждать прочитанного. Пару компаний с обычными взглядами арестовали полностью: мальчиков замели, девочек не тронули. В каждую компанию внедряли доносчика. В школе это было уже в двух последних классах. Я помню одного в десятом, стройный красавец Глеб Ночевкин".
Первая профессия режиссера Александра Митты - строитель. Я не буду углубляться в то, что выбор ее был обусловлен также и тем, что Александр со своим происхождением мог тогда поступать только в определенные московские вузы, и о ВГИКе мечтать не мог...не суть. Вот, что сам он пишет, почему пошел именно в строительный - " Я учился, ждал, что меня посадят, как всех, с кем я общался вне института. И тогда именно профессия строителя поможет выжить в суровом лагерном климате".
Они все были уверены, что рано или поздно за ними придут, приедет черный воронок, так как нельзя быть думающим (а тем более говорящим) человеком в тоталитарном государстве. Но, повезло. А потом наступила оттепель и Митта (Александр Наумович Рабинович) смог пойти учиться на режиссера, с тем, чтобы подарить нам потом много замечательных фильмов: Друг мой, Колька! Гори, гори моя звезда! "Как царь Петр арапа женил" , "Сказка странствий" и фильм, который я не слишком-то жалую, но который конечно стал для СССР явлением - Экипаж. Кстати, в трех перечисленных фильмах он выступал и как сценарист.
Очень благодарна за фото Александру Носовскому (российский известный кинооператор), который предоставил несколько фотографий безвозмездно, лишь узнав, что готовлю такой материал.