Режиссер Александр Митта .... и еще раз к вопросу о "тех временах"

Nov 03, 2016 14:13

Не хочется начинать опять поднимать эту тему и садиться "на любимого конька", получать в очередной раз от "уверенных защитников сухорукого-Джугашвили" всяческую информацию о том, что - да не было никакого террора, да что Вы все придумываете, да боролись только с теми, с кем нужно и "руки прочь от нашего Йоси". Я лучше просто (постараюсь без всяких оценок) приведу свое недавнее интервью с замечательным режиссером "того поколения" Александром Миттой. Человек удивительной культуры, ответственности и мягкости. Возраст его мягко скажем, уже уважаем, но ум его светел и дай Бог ему как можно дольше активных творческих лет. А теперь несколько выдержек...Надо сказать, что на эти фразы его никто не "выводил", просто он сидел и вспоминал о своей юности, о студенческих годах...
Начало не привожу, хотя оно тоже интересно, он вспоминает Елоховский собор, который после того, как взорвали храм Христа Спасителя стал главным собором Москвы и по выходным и праздникам туда стекались толпы верующих, которых потом "брали на карандаш" дружины.
Он рассказывает об архитекторе Мельникове, у которого учился и в чьем знаменитом доме бывал, рассказывает как трудно было Мельникову в "советской действительности".


А дальше цитирую: "Не забудьте, это были жестокие времена последних сталинских репрессий. Климат становился все жестче. Около Елоховского Собора стояло здание библиотеки. Каким-то странным образом в ней не прошла чистка вредных книг и я в читальне запоем поглощал романы Ольдоса Хаксли, Ричарда Олдингтона, Андре Жида… В общем, всю недоизъятую литературу. В тиши читального зала я погружался в далекие миры писателей, которые казались инопланетянами. Я ни с кем не хотел и не мог (!) обсуждать прочитанного. Пару компаний с обычными взглядами арестовали полностью: мальчиков замели, девочек не тронули. В каждую компанию внедряли доносчика. В школе это было уже в двух последних классах. Я помню одного в десятом, стройный красавец Глеб Ночевкин".
Первая профессия режиссера Александра Митты - строитель. Я не буду углубляться в то, что выбор ее был обусловлен также и тем, что Александр со своим происхождением мог тогда поступать только в определенные московские вузы, и о ВГИКе мечтать не мог...не суть. Вот, что сам он пишет, почему пошел именно в строительный - " Я учился, ждал, что меня посадят, как всех, с кем я общался вне института. И тогда именно профессия строителя поможет выжить в суровом лагерном климате".
Они все были уверены, что рано или поздно за ними придут, приедет черный воронок, так как нельзя быть думающим (а тем более говорящим) человеком в тоталитарном государстве. Но, повезло. А потом наступила оттепель и Митта (Александр Наумович Рабинович) смог пойти учиться на режиссера, с тем, чтобы подарить нам потом много замечательных фильмов: Друг мой, Колька! Гори, гори моя звезда! "Как царь Петр арапа женил" , "Сказка странствий" и фильм, который я не слишком-то жалую, но который конечно стал для СССР явлением - Экипаж. Кстати, в трех перечисленных фильмах он выступал и как сценарист.
Очень благодарна за фото Александру Носовскому (российский известный кинооператор), который предоставил несколько фотографий безвозмездно, лишь узнав, что готовлю такой материал.

страноведение, рылика, какстрашножить, Советская эпоха, реальная жизнь, вот так и живем, СССР, историчненько, ссср

Previous post Next post
Up