Есть люди, которыми нельзя не восхищаться. К сожалению современная РПЦ настолько же далека от "заветов Христа", насколько священники-работники ОГПУ, носившие под рясами погоны ))) в советские годы.
Поэтому хочется вспомнить тех, чей внутренний подвиг сомнений не вызывает. Легко верить, когда "можно" и модно, трудно верить, когда за веру нужно пострадать или отдать жизнь в самом буквальном смысле.
Когда люди видели визитку этого человека, то реагировали по-разному. Обладая здравой долей своеобразного юмора, он потребовал надпись "архиерей, лауреат Сталинской премии". Вот такой был человек профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, уже тогда бывший епископом Лукой. Когда он первый раз пришел в больницу после принятия сана в 1921 году в облачении священника никто не посмел ему ничего сказать, он только попросил не называть его больше мирским именем.
За свою подвижническую по настоящему жизнь он пережил 4 (не считая мелких) крупных ареста, три ссылки, прошел через "два конвейера" ЧК (он их так сам называл, ему не давали спать 13 дней, постоянно велись допросы, его били и пытали, второй тур состоял из 7 дней). Самое интересное, что большая часть людей (среди них были и др. священники, один из которых был работником "служб"), которая клеветала на него и даже подписывала приговоры, потом сама оказывалась на его месте, большая часть была расстреляна. А вот этому упорному священнику-хирургу, как-то удалось выдержать то, от чего сломались бы и более физически сильные люди. Оставаясь главным хирургом Ташкентской городской больницы он служил по воскресеньям в соборе, посылал деньги в места ссылки опальных священников (с некоторыми он сам познакомился в своей Архангельской ссылке).
Он сидел в Бутырке (и очень радовался, когда удалось там достать Евангелие, правда только на немецком языке, но это было для него большим утешением), сидел он и в Таганке (там отдал свой полушубок, полученный от жены Горького, какому-то несчастному арестанту).
Во всех своих ссылках он оперировал и учил медперсонал, волею судеб оказавшийся рядом. В третьей ссылке его застала война - районный центр Большая Мурта в ста десяти километрах от Красноярска. Он сразу же предлагает свою помощь для лечения раненых в Красноярском военном госпитале.
Слава приходит вместе с окончанием войны. В конце 1943 года опубликовано второе издание «Очерков гнойной хирургии» (первое издание выходило осенью 1934 года), переработанное и значительно дополненное, а в 1944 году вышла книга «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов»., написанное на основе обширного опыта за годы войны. За эти два труда ему была присуждена Сталинская премия первой степени. Из двухсот тысяч рублей этой премии сто тридцать тысяч Владыка перечислил в помощь детям, пострадавшим в войне, остальные пошли на нужды церкви и помощь бедным. Сам Владыка ходил в штопанном облачении, а на предложения пошить новое, отшучивался, что бедных вокруг много. Труды стали известны, их стали переводить на др. языки, слава об архиепископе-хирурге росла, о нем уже пишут в США, специальный корреспондент ТАСС приезжает для того, чтобы сделать фотоснимки и взять интервью. Возможно эта всемирная известность в дальнейшем послужила священнику некоторой "защитой".
В 1944 году, вслед за победоносным наступлением наших войск, эвакогоспитали переехали в Тамбов. Владыка Лука был назначен хирургом - консультантом. В феврале 1944 года Войно-Ясенецкий развернул научно-практическую работу, результаты которой изложены в монографии «О течении хронической эмпиемы и хондратах».Насыщенность и обширность хирургической работы была колоссальной. Шестидесятисемилетний Владыка работал по восемь-девять часов в сутки и делал четыре-пять операций ежедневно. и это при том, что его здоровье было изрядно подорвано тюремными заключениями и ссылками в район Ангары. С 1946 года профессор Войно-Ясенецкий был консультантом госпиталя в Симферополе, помогал госпиталю инвалидов Великой Отечественной войны. До конца 1947 года он как хирург и профессор читал доклады, лекции врачам, оперировал больных и раненых.
конечно же партийное руководство как могло его ущемляло, ему рекомендовали читать лекции в светской одежде, когда он отказался, ему запретили выступать публично. Был момент, когда из операционной убрали икону, тогда он отказался оперировать лично (ну и ест-нно когда операция потребовалась жене видного деятеля, икону пришлось вернуть).
Несколько фактов, которые говорят многое об этом человеке. Еще в 1932-33 году Киров лично уговаривал Войно-Ясенецкого сложить с себя сан, обещая сразу же дать ему в Ленинграде институт и все блага, доступные "личному хирургу партии". Владыка отказался, хотя желание продолжать хирургическую и научную деятельность было очень велико, как он сам говорил, все-таки врач по призванию всегда остается врачом.
и еще маленький реальный "анекдотец" о нем. Во время допроса глава местного ЧК, знаменитый латыш Петерс откровенно издевался и вел дело к вышке. "Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?Однако отца Валентина не так-то легко оказалось смутить:- Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель?Петерс продолжал заготовленную обличительную речь:- Как это вы верите в Бога, поп и профессор Войно-Ясенецкий? Разве вы его видели?- Бога я, действительно, не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге, и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.
.