Я вспоминаю одно сельское собрание, на котором я делал доклад. Выходит один мужичок корявенький, с хитрецой, по зипуну не разберешь, кто он такой, и говорит: «Можно ли мне вопрос задать? Какая, - говорит, - разница между старым режимом и новым. Раньше арестовывали и сейчас арестовывают. Раньше кое-кого расстреливали и сейчас расстреливают.
Я было только хотел ему ответить, а один старик выходит и говорит - давайте я ему отвечу.
-Ты, - говорит, - спрашиваешь, в чем разница - в жопе разница. Раньше они в нашу вваливали, а теперь мы в ихую.
Это отрывок из доклада «О культурном строительстве» партийного руководителя товарища Бройдо на Первой конференции группы бедноты Нижне-Волжского края, скорее всего 17 января 1930 г., накануне раскулачивания.
Судя по тем немногим пока документам, исходящим от Бройдо, которые я бегло просмотрел, я бы отнес этого партийного работника к коммунистам с левацкими замашками, потенциального перегибщика. Мы вот читаем про «перегибы» 1920-х - начала 1930-х гг., и нам сегодня непонятно: что вообще думали эти люди о своих действиях, почему они так действовали, неужели не знали чувства меры? И вот в этом живом слове Бройдо, как мне кажется, содержится в значительной степени ответ на этот вопрос: раньше они нас имели, а теперь имеем их мы.
Товарищ Бройдо был несомненно опытным оратором и вполне мог свои непосредственные мысли в данной ситуации облечь в форму слов некоего деда. Это партийному руководители таким языком вроде некорректно выражаться, а с деда-то какой спрос? А чтобы у слушателей не было сомнений, товарищ Бройдо свой рассказ подытожил:
«Такому кулачку, который не видит разницы между старым и новым строем нужно так и сказать».
Дома, погуглив, я, кажется,
нашел этого Бройдо. Жертва сталинских репрессий, однако. Реабилитирован.