Колея у озера Байкал
Окончание темы железных дорог России.
Начало:
Записки мистера Гиббса. О железнодорожной ситуации в России О комиссии Стивенса Часть 1. Железнодорожный корпус Дж.Стивенса.Часть 2 Железнодорожный корпус Дж.Стивенса.Часть 3 Записки Уильяма Джонса
"1918"
Мьяндох - одна из железнодорожных станций, где меняются бригады локомотивов и сами локомотивы. На территории станции 5 железнодорожных путей, депо, цистерна с водой. На одной стороне пути, на некотором расстоянии - маленькое русское поселение, на другой - в один ряд стоят китайские домики, включая маленьких магазинчика.
Французы следуют в Вологду на помощь чехам. Каждый поезд приходит на каждую станции с опозданием на 10-20 часов. Причина - во власти и людях. Пока наш корпус не имеет власти и ничего не может сделать.
Мьяндох. Ноябрь.
Сегодня проследовал на запад атаман Семенов. Его специальный поезд проследовал за бронепоездом, который состоял их двух легких русских вагонов, обшитых сталью с одним или двумя орудиями на нем. Эти вагоны тянет паровоз, на одном из них я разглядел надпись “Месть”, написанную большими буквами белой краской, на другом -“Ужас”. Оба слова - на русском.
Эти русские гоняются туда-сюда с преувеличенными понятиями о собственной значимости, но без видимого дела.
Они требуют безупречного обслуживания и имеют намерение арестовать начальника станции или диспетчера за опоздание, даже по независящим причинам. При этом они используют огромное количество необходимого дороге оборудования.
Бронепоезд
Продвижение бронепоезда
Хайлар. Декабрь 1918-январь 1919
Этот город - отправной пункт караванов, которые прибывают или отправляются в разные пункты Монголии…В караванах используют и верблюдов, и лошадей, которые тащат грубо сделанные двухколесные повозки, некоторые из них приспособлены для перевозки пассажиров.
Караван
Русская кибитка с печкой
Похороны
Весь февраль и март я провел в Харбине. В феврале лейтенанты Терри и Нискерн умерли от пневмонии. У нас несколько раз устраивались танцы прямо в бараках, было очень весело.
Харбин, железнодорожная станция.
25 Мая. Полковник выдал назначения на Китайскую восточную дорогу ... Меня определили к майору Бланту на Пограничную…Никаких других инструкций нам не дали по поводу расширения наших обязанностей и полномочий. Не получили их и русские, поэтому мы опять повисли в воздухе. Мы так и не имеем права активно участвовать в каких-либо действиях,, соответственно, нас имеют право не слушать. Я никак не понимаю этого. Стивенс и полковник об этом знают, но до сих пор ничего не говорят по этому поводу.
Пограничная. Манчжурия
Март-май. 1919. Пограничная.
Это пограничный пункт Манчжурско-сибирской границы. Здесь расположены русское и китайское поселения. Железнодорожная станция. Центр выращивания мака, большое количество контрабанды. Опиум, шелк, водка, все , что угодно.
Около станции Пограничной
Май 1919
Прибыл в Адриановку сразу после атамана Семенова, главного в этом районе, солдата, бездельника, разбойника и комического героя…Здесь у него один или два бронепоезда, три “убитых” паровоза, один еще на ходу и несколько бронированных вагонов, несколько пассажирских и частных вагонов для офицеров и дам и недалеко от нас -казармы для проживания персонала. Еще три паровоза стоят в депо, ожидая его указаний. Если бы была острая необходимость в его оснащении, тогда бы он имел полное право использовать это оборудование. Но в Семенове и его людях нет нужды. Все, что они делают, это - живут , ни в чем себе не отказывая, крадут все таможенные поступления в Манчжурии, проводят таможенные досмотры и конфисковывают все, что им нравится.
Япнский офицер
В Андриановке они заведуют всеми запасами снабжения, никто ничего не может приобрести без их разрешения. Периодически они хватают кого-либо из работающих на них и секут. Я не знаю, зачем они это делают, кроме того факта, что это - традиция старого режима, соблюдать которую им до сих пор нравится.
Периодически эта группа уходит в леса, устраивает пикники, перестрелку, а потом посылают Колчаку длинные отчеты о проведенных в этом районе сражениях с большевиками ….женщины, вино, песни, бряцание оружием и звон шпор - вот , что представляет из себя эта армия.
Они настолько высокомерны, насколько им это позволяется, однако, они довольно осторожны с американцами и другими союзниками. Тем не менее, говорят, японцы Семенова поддерживают. Надеюсь, что появятся способы отделаться от этого неприятного человека…
Станция Тайга
Забайкальская дорога хорошо построена, и работает она тоже хорошо. Главные улучшения, которые мы можем здесь сделать - ввести поездные ведомости, систему распределения вагонов, а их мастерские должны быть реорганизованы с целью централизации и координации управления. За исключением нескольких декаподов, у них только маломощные паровозы.
Эта поездка очень мне интересна, мы ехали на крыше американского вагона, который служит нам в качестве наблюдательной площадки….Хорошо, когда мы едем, но едем мы не долго, связь между станциями плохая, пассажирские перевозки организованы очень плохо.
На крыше вагона
Мост в Иркутске
Иркутск
Станция всегда переполнена народом. Со стороны здание вокзала смотрится красиво, но, как и везде, внутренний вид портит все впечатление. Внутри - группы полуголодных плохо одетых людей…Здесь очень много австро-немецких военнопленных, которые предоставлены, в большинстве случаев, сами себе. Здесь говорят, что большевики взяли Уфу, и что Гайда с чехословакамиами - единственный сильный лидер на фронте.
Я иногда задумываюсь, где наше место: сзади - японцы и семеновцы, впереди - большевики, при том, что большинство простых русских людей , дай им шанс, станут большевиками.
Мост в Иркутске через Ангару
Приехали в Черемхово, это большая деревня, здесь расположены шахты, добывающие высококачественный уголь. Здесь начинается территория, где большевики создают проблему. Поезда здесь не идут по ночам, а днем охраняются чехами.
Отсюда до самого Красноярска - самая плохая территория. Женщины и дети слоняются по перрону, выклянчивая еду. Эти люди, наверное, действительно нуждаются в пище, но пара подачек превращает их в попрошаек, это- беженцы. Здесь много чехов, они живут в поездах…
Вижу много плохо одетых людей, девочки от 12 до 14-15 лет работают на участках дороги, в основном по ее уборке. Женщины уже делают обычную работу по обслуживанию участка. Пути в хорошем состоянии
Красноярск. Июнь, 1919
Красивый вокзал, внутри грязно из-за отсутствия этому должного внимания и большого количества лежащих вокруг людей ( беженцев и др.)
Похоже, что большая часть населения “гуляет” в парке. Девушки одеты опрятно и красиво. Много девушек от 15 до 18 лет. Чехи и итальянцы намного популярнее, чем русские.
Новониколаевск. Базар
Новониколаевск
…На станции везде разрозненные группы людей с котомками и тюками, усталые, грязные.
Большая очередь из них всегда выстраивается за кипятком. Мужчины, женщины, дети… Сначала беженцев было 80 тысяч, потом 200 тысяч…
Очередь за кипятком
Здесь есть два парка, каждый вечер играет музыка…есть маленький цирк, театр на главной площади и небольшой кинотеатр, комендантский час после 12-ти, требуется пропуск, чтобы ходить по улицам. Поляки помогают охранять дорогу. Они случайно нашли в своей армии большевистских агитаторов и расстреляли их. Очень большой подвижной парк. Три коменданта - чех, русский и поляк...
Иртыш. Омск
Омск, население 600 тысяч человек. Либо грязно, либо пыльно, а иногда - и то, и другое. Дождь и солнце целый день. В церкви - ежечасная служба , кроме тех дней, когда Диктатор решает куда-то уехать. Вокзал всегда заполнен беженцами, офицерами, солдатами и железнодорожными работниками….Ничего выдающегося в городе не нашел.
Омск
Поехал из Омска в Барабинск в вагоне, принадлежащем
YMCA, в Омске трудно наладить работу ассоциации, потому что правительственные чиновники обвиняют молодых христиан в “опасных большевистских принципах”.
Беженцы в вагоне, принадлежащем YMCA
Июль
Сотни русских офицеров в Омске и в других местах… почему они не воюют? Малообученные войска едут на запад, но зачем? Отчеты говорят о том, что на фронте практически не воюют. Екатеринбург и Челябинск эвакуируется, сибирская армия отступает, красные наступают. Отступающие и наступающие практически не воюют.
Взорванный мост
Мост до того, как го взорвали
Взорванный тоннель
Аварийная бригада за работой
Правительство Колчака эвакуирует золото, которое у него есть. С запада прибывает Красный крест и консул из Екатеринбурга. Что делать с беженцами - большой вопрос…
Много тифозных прибывает с поездом американского Красного креста…много случаев дизентерии…
Нет никакой провизии, чтобы кормить беженцев…
Русская передвижная церковь
Русский священник
В прибывающих вагонах кого только нет - люди разных классов со своими пожитками, скотиной, лошадьми, свиньями…большинство везут с собой самовары, если ничего другого нет.
Большинству удается выглядеть прилично, даже очень высокопоставленные люди вынуждены ехать в таких вагонах, потому что ничего другого нет, нет гостиниц, куда бы можно было пойти, независимо от того, есть у тебя деньги, или нет. Женщины выглядят гораздо лучше мужчин.
Беженцы
Сложно сказать, что удерживает правительство Колчака…наверное, чехи. Его правительство, русский офицерский корпус выглядит довольно жалко, никакой уверенности в Колчаке, в армии - зависть и политические махинации.
С продвижением красных на восток увеличивается опасность того, что вся Сибирь поднимется большевистским движением. Ожидается напряженность между чехами и русскими в Омске из-за того, что казаки несколько раз побили нескольких чехов. Гайда бросил русских и уехал во Владивосток, как я понимаю, русские офицеры не принять меры, которые он предлагал по обеспечению дисциплины в армии.
Август. Лейтенант Джерри Райан из Новониколаевска уехал сегодня домой. У меня чувство, что мне тоже уже пора…
Я задумываюсь, нужен ли я здесь. С одной стороны, мой опыт работы и знание яхыка делаю меня более нужным, чем новобранцы. С другой стороны, я могу поспорить с утверждением, что мы контролируем станцию, ее работа от нас не зависит.
Мы сделали много предложений русским властям, но они либо не имеют достаточно денег, либо не расположены это делать, либо не имеют необходимой власти, или просто не хотят слушать “американцев”.
Пассажирский поезд
Мы внедряем диспетчерскую систему в Омске. Русские диспетчеры быстро все схватывают, тратим много времени для того, чтобы не допустит всех этих начальников и комендантов до телефонов. Диспетчеры так и не имеют полномочий, и я сомневаюсь, что у нас будет необходимая власть над ними, что критически важно для успешного внедрения системы.
Далее, мы знаем, что в довоенное время Транссибирская магистраль работала, хорошо работала с пассажирами и достаточно хорошо - с грузами. Поезда ходили быстро и часто. Был порядок, дисциплина и чистота. Сегодняшний беспорядок - часть общего политического и экономического национального беспорядка. Железная дорога не может восстановиться до тех пор, пока не восстановится правительство.
Люди не будут и не могут работать эффективно, если оплата труда такая низкая, что на нее невозможно прожить. Они будут и должны брать взятки, либо иметь несколько работ.
У них должен быть дополнительный источник доходов. Нужно также иметь в виду, что деньги, которыми оплачивается их труд, постоянно обесцениваются.
Эта дорога никогда не платила дивидендов, и не будет, пока не будет введен, отличный от русского, контроль. Русские могут это сделать…
Но я верю, что, если установить здесь сильное правительство, тогда американский контроль железных дорог мог быть эффективнее, дешевле, удобнее, чем это могут сделать русские, и приносил бы доход
10 октября.
Наконец, поступил приказ из Омска обеспечить нас дровами. .. В сентябре я потратил 1200 рублей на дрова. Это - дополнительно к тем дровам, которыми нас обеспечила железная дорога, и которые ушли в основном на растопку плиты для приготовления пищи. Из этого можно заключить , как живут русские на зарплату в 800 -1200 рублей в месяц…
Младший персонал железной дороги очень часто обсуждает проблему стоимости жизни и зарплаты. Это, действительно - проблема для русского рабочего.
Два месяца назад дрова стоили 80 рублей, теперь -350 Мясо остается в цене 6,50 за фунт, соленое масло -20 рублей, несоленое -23. Яйца -17-18 за десяток, помидоры -20-55 за демсяток, все другие овощи - еще дороже, мука -150 за пуд..Пальто стоит 3000 рублей, ботинки -1000.
29 октября
Большевики быстро наступают
30 октября
Большевики у Петропавловска, возможно сегодня они его возьмут. Петропавловск уже эвакуировался, Ишим - эвакуируется, началась эвакуация в Омске. Завтра уезжают различные министерства..
Поезд с деньгами уже ушел. Сегодня на восток отправлено 20 поездов, вчера-23, позавчера-24, в дальнейшем предполагается отправлять на восток по 25 поездов в день.
Движение очень медленное, потому что на одном участке может находиться только один поезд. Сосчитали, что 180 поездов по 40 вагонов понадобится, чтобы эвакуировать Омск и тех, кто находится на западе от нас. Эвакуационный комитет, членом которого является майор Паркер, постановил, что никакая мебель не вывозится, только - люди и важные вещи. Комитет определили, что в наличии есть только 3000, а нужно 6000.
Правила не разрешают поезду отправляться со станции, пока участок до следующей станции не освободится. Они не доверяют своим машинистам приближаться к станции и ожидать сигнала светофора об освобождении пути. Только так можно добиться безопасности. Огни светофора слишком тусклые и ненадежные из-за ненадежных ламп, им нет замены. Фитили быстро сгорают, нет керосина, поэтому есть большая вероятность аварии в ночные часы. У паровоза нет задних огней, а передние, если и есть, то очень слабые.
Ни мы, ни англичане не имеем никакого значения для этой неорганизованной дороги. И тут не должно быть никаких принципов, никакой победы и никакого поражения. В ответе - русские военные. Ходят слухи, что сегодня или завтра станцию атакуют. Теперь Колчак обещает землю крестьянам и Учредительное собрание, но боюсь, он слишком опоздал.
Несмотря на союзническую миссию, комиссии, правления, экспертов и консультантов, чехов и всего другого иностранного в Сибири, именно русские управляют железной дорогой.
Все русские официальные лица - вполне образованные люди, многие из них - отличные железнодорожники. Чтобы провести работу, возложенную на нас, требовалось подчинить нам все операции, выполняемые рядовыми русскими офицерами. Однако, высшее руководство так и не предоставило нам таких полномочий, несмотря на подписанное в марте соглашение об этом.
С тех пор мы направляли все свои усилия, чтобы добиться такой власти , а они -этому противодействовали. Особенно нам противодействовали военный и реакционные начальники, потому что предоставление такой власти приводило к огромному сокращению их власти. Помимо этого, было еще противодействие японцев, до некоторой степени - зависть англичан и их политика, привели к поражению.
Это, действительно , замечательно, что дорога продолжает работать. Почему работают эти люди ? Точно, не за деньги, потому что они очень быстро обесцениваются и превращаются в бумагу, им не светит ни карьера, ни награды. Они получат такое же отношение к себе красных, какое было и при этом правительстве, многие из них сочувствуют большевикам.
Если так, то почему бы им не делать множество маленьких вещей, которые бы задержали или даже остановили работу дороги. Тем не менее, они лояльны. Обычно, они неторопливы, и это многих доводит до бешенства. Однако, сейчас, в критические минуты, они работают, хотя и медленно, но с готовностью, в результате, дорога еще не встала.
Похоже, каждый русский полностью погружается в дело, которое ему назначено Провидением. Все эти люди: рабочие мастерских, паровозных команд, депо, путейные рабочие, проводники, станционные смотрители и т.п. , работают по-прежнему. Конечно, они боятся военных, но в такое время, как сейчас, можно было очень просто и незаметно саботировать работу без опаски быть обнаруженными. Между железной дорогой и ее работниками существует более сильная связь, чем можно было бы представить.
Томск
20 Ноября.
Прибыли в Красноярск…Несколько начальников Томска с нами ужинали. Они думают, что за большевиками с самого начала и до сих пор стоят немцы. Им даже в голову не приходит, что за этим может стоять недовольство со стороны народа, они ни в чем не винят Колчака, зато во всем у них виноваты немцы и евреи...
Будут эвакуированы только начальники и члены их семей, а также военные и их семьи.
Гражданские выступают против этого. Банки уже эвакуировались из Красноярска, и у железной дороги нет денег, чтобы платить работникам. Поэтому взяли деньги у Дутова, не знаю , где из взяли. Их выпустили в Оренбурге, потом их хождение отменили . Торговцы их берут, как сибирские деньги по курсу 300-500 рублей за доллар….
Не хватает вагонов, чтобы вывезти поляков, и они вынуждены уходить пешком. Красные захватили 140 поездов между Новониколаевском и Омском, помимо этого - очень много вагонов в Омске с 25000 солдат, 10000 офицеров и 30000 комплектов британской военной формы. В Нижне-Удинске я видел копию листовки, изданной чехами, где они протестуют против того, что их держат в Сибири и снимают с себя всякую ответственность за кровопролитие и насилие, совершенное при колчаковском режиме.
21 декабря
С трудом продвигаемся в Харбин.
23 декабря
Шел к баракам на завтрак. Доктор приказал лечь в постель. Хорнбек сидит со мной. Доктор сказал. Что у меня тиф. Он прав.
24 января
Уехали на поезде из Харбина во Владивосток во втором классе в 6 …Смог пройти пять кварталов от госпиталя до поезда, и не больше. Слишком слаб. А пограничную приехали в 8 утра
1 января
Революционеры взяли Владивосток без сопротивления…Никаких беспорядков. Порядок поддерживают американские патрули. На улицах - пулеметы. “Томас” отплывает в Манилу.
Человек, разместивший этот дневник своего отца, который тот вел в Сибири, написал о том, что история Первой мировой войны до сих пор волнует людей:
“Из истории этой громадной трагедии нужно извлечь уроки, но я уверен, никто этого не делает.…У нас у всех своя версия истории. Во время службы в миротворческих войсках ООН в Косово мой сын спросил: Почему никто не извлекает уроков из истории? Ему ответили: история это - то, чему учит тебя твой отец. Если ты ее не учишь, она тебе отплатит за это”
Источники:
Diary of Lt. William C. Jones, 2nd Lt. U.S Army Russian Railway ServiceA Wisconsin man in the Russian Railway Service. (Letters of Fayette W.Keeler 1918-1919)With the "Die-Hards" in Siberia By Col. John Ward
A Minnesota Railroad Man in the Far East, 1917-1918 by Judson A. Grenier
Theirs not to reason why: the case of the Russian Service Corps by Joe Michael Feist
Reconstructing Russia by Leo J. Bacino