Белгородские краеведы исследуют жизнь Н.Щорса.

Nov 07, 2013 09:47

В Белгороде, как и во всей России, по-прежнему сохраняются названия улиц, так или иначе отражающих скорбные и позорные моменты нашей истории. Хочется от лица молодежи нашего города в очередной раз задать вопрос, адресованный старшему поколению: необходимо ли нам сегодня, когда прошла страшная эпоха деления людей на «красных» и «белых», эпоха братоубийства, хранить память о выбранных когда-то компартией «героях» Гражданской войны?
В коммунистическом обществе «героями» их назвали для того, чтобы прочно утвердить в сознании советского гражданина мысль о благородной победе красной армии над белой.
Не пришла ли наконец пора более детально разобраться в истории своей родной страны и переосмыслить трагические ошибки прошлого?

Имя Николая Александровича Щорса, «украинского Чапаева», как его прозвал Сталин, носит одна из улиц на Харьковской горе в Белгороде.
Знаменитая советская песня о «красном командире» Щорсе создавала образ борца за новый счастливый мир, радеющего всей душой за простых солдат и испытывающего жуткие гонения при царском режиме. Но, судя по его биографии, дело обстояло несколько иначе.
Будущий «герой» родом из семьи машиниста-железнодорожника, благополучно окончил церковно-приходскую школу, Черниговское духовное училище, Полтавскую духовную семинарию. Но с духовностью у молодого человека уже тогда были проблемы.
Понимая бесперспективность пути священника, Николай Щорс поступает в Киевскую военно-фельдшерскую школу, а после - в Виленское военное училище, переведенное в то время в Полтаву. В 1916 г. успешно произведен в офицеры. Таким образом, перед ним открылись все пути для успешной военной карьеры. Ни о каких гонениях речи даже близко не шло. Но, видимо, Щорсу и эта деятельность показалась неинтересной.
После февральской революции 1917 года он примкнул к «красным» и с особым воодушевлением занялся агитацией солдат, призывая их дезертировать с фронта, натравливая на «золотопогонников» - офицеров, коим сам был совсем недавно.
Документы свидетельствуют: Щорс чуть позже создал у себя на родине в Черниговской области партизанский отряд, где широко практиковались расстрелы бойцов даже за самые незначительные провинности.
С ростом полномочий «красного» командира его жестокость набирала обороты. В августе 1919 г., будучи в должности командира 44-й стрелковой дивизии, он стремился в любом бою захватить как можно больше заложников. Зверские издевательства над пленными, в особенности над офицерами, широко были распространены в этой дивизии.
Грубого насилия подчиненные Щорса нисколько не гнушались, чиня произвол над мирным населением занятых ими районов. Серь­езно пострадали от произвола соратников «доблестного» Щорса украинские евреи. Мы не редко слышим о зверствах фашистов во время Великой Отечественной, но то были люди из чужой страны. Щорс со своими соотечественниками расправлялся не менее жестоко.
Физическое истребление противников у Щорса и его сподручных постепенно переросло в звериный инстинкт. Морально одичавшие красноармейцы не щадили никого - ни интеллигенцию, ни священников, ни офицеров, ни крестьян, ни даже рабочих.
Обстоятельства гибели Щорса до сих пор вызывают споры. По одной из версий, его убили сами большевики в процессе чистки рядов от неконтролируемых командиров, дабы уничтожить психически ненормальных организаторов и исполнителей бессудных расправ.
Исходя из того, что мы сегодня знаем о Щорсе, следует признать: героем назвать этого человека очень сложно.
Остается ответить на один вопрос: почему его имя до сей поры носит одна из улиц города? Мы кого чтим? Убийцу? Психа с наклонностями садиста? И вот странно: память о писателе Чернышевском с карты города стерли, а имя бандита, изверга, убийцы мирных граждан красуется на фасадах зданий. Почему? До сих пор страшно связываться?
(источник - газета "Голос Белогорья", 08/02/2012)

история, газеты, 1920-е, дискуссия

Previous post Next post
Up