История государства на примере одной личности

Oct 22, 2013 16:58

О моем прадеде Александре Васильевиче Матвееве, в честь которого назвали и меня, в нашем семействе осталось довольно мало воспоминаний. Рыбак, весельчак, трудяга. А еще - железнодорожник, орденоносец, репрессированный…

Однако подробности его биографии долгое время оставались для меня потаенными. Сам прадед, хоть и был балагуром (его присказка «Ешь, все равно выбрасывать!» передается в нашей семье из поколения в поколение), о своей непростой жизни, насыщенной и радостными, и горестными событиями, рассказывал близким весьма скупо.
Прадед ушел из жизни за десять лет до моего рождения, и в память о нем у нас осталось лишь несколько фотографий и награды. Это знак «Отличный паровозник», медали «За трудовое отличие» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Особняком среди наград прадеда стоит орден Ленина, высшая государственная награда Советского Союза. К сожалению, никаких наградных документов при этом до нас не дошло.


Согласно постановлению Президиума ЦИК СССР, орден Ленина вручался «за особо выдающиеся заслуги в… трудовой деятельности, защите социалистического Отечества… и иные особо выдающиеся заслуги перед Советским государством и обществом». Что же сделал мой предок, чтобы удостоиться столь высокого признания государства, и когда он получил высшую награду страны?

Ровесник века

Чтобы узнать побольше о своем заслуженном прадеде, я обратился с запросами во всевозможные архивы (а именно: в архивный отдел АХЦ Западно-Сибирской железной дороги, управление президента РФ по государственным наградам, архив управления ФСБ по Новосибирской области, государственный архив РФ и архив федерального агентства железнодорожного транспорта), в совет ветеранов ремонтного локомотивного депо Инская, в котором он трудился, прошерстил Интернет и по крупицам собрал фрагментарные воспоминания старших родственников о нем.

Как выяснилось, свой род я веду с предгорий Урала. Александр Васильевич Матвеев родился 21 июля 1900 года в селе Лысьва Пермской губернии в семье кузнеца. Как судьба связала жизнь Матвеева с железными дорогами, история умалчивает, однако первая железнодорожная ветка в том районе, где провел свое детство Александр, появилась еще в 1902 году, так что черные гиганты-паровозы, коптящие небо, для него с младых ногтей были привычным и, судя по всему, манящим зрелищем.


Еще в молодости он принял решение в одиночку перебраться в сердце Сибири - Новосибирск (тогда еще Новониколаевск), где после разорительных лет гражданской войны вовсю отстраивали новую жизнь. Здесь в двадцать с небольшим он встретил молодую красавицу Анну Вострокнутову. Элегантно одетая, модно причесанная, интересная в общении и весьма миловидная девушка-счетовод завоевала сердце Александра на всю жизнь. Вскоре они поженились и прожили душа в душу 47 лет, едва не дотянув до золотой свадьбы. Разлучить их смогла лишь смерть Анны Александровны.


В марте 1926-го у них родился сын. Убежденный большевик, член партии с 1925 года, Александр назвал своего первенца Владилен - в честь Владимира Ильича Ленина. Еще через пять лет появился на свет второй сын четы Матвеевых Юра.


В 1928 году посреди бора на окраине Новосибирска была заложена станция Эйхе Кузбасской железной дороги, которой было суждено стать одной из крупнейших железнодорожных станций Союза. А еще через три года при станции был заложен фундамент паровозного депо, также поражавшего своими масштабами. После сдачи в эксплуатацию депо станции Эйхе начало принимать на ремонт локомотивы, которые в то время сновали по Транссибирской магистрали: легендарные Эр, Су, ФД и ИС.


И станции, и депо остро не хватало рабочих рук. Сюда стали стекаться сотни работников, формируя вокруг железнодорожного узла большой поселок, а впоследствии район Новосибирска, также названный Эйховским (ныне - Первомайский). Был среди этих энтузиастов и Александр Матвеев. Переехав в городок железнодорожников, он с семьей поселился в наскоро сколоченном деревянном бараке с печным отоплением по ул. Тельмана, 12 (дом этот, кстати, стоит до сих пор, и в нем по-прежнему живут люди).


Образованием прадед похвастаться не мог - за плечами выходца из села были лишь четыре класса школы - но трудолюбия и рабочей смекалки ему было не занимать. Он лихо освоил специальность токаря и вскоре встал в ряд лучших тружеников механического цеха депо.
27 марта 1934 года «всесоюзный староста», председатель Центрального исполнительного комитета и одно из первых лиц советского государства Михаил Калинин прибыл в Новосибирск специально для встречи с местными железнодорожниками.
- Откуда надо лечить транспорт? - обратился он к ремонтникам. - Я думаю, что надо начинать с этой мастерской, с этого депо. Вас здесь собралось полторы тысячи рабочих. Если бы вы все эти полторы тысячи честно, самоотверженно работали, разве это не сказалось бы на работе станции и депо?
В ходе той же встречи Михаил Иванович лично вручил моему прадеду похвальную грамоту за своей подписью.


Душегубка
Казалось бы, простого непритязательного счастья Александра Матвеева уже ничего не могло нарушить: и в семье гармония, и работа любимая, и почет. Но приближались темные времена повальных сталинских репрессий. Под гребенку «великой чистки» попал и прадед - 24 марта 1938 года за ним, как говорится, пришли. Формулировка причины ареста была стандартной: «по обвинению в принадлежности к контрреволюционной право-троцкистской организации». Одновременно с ним были арестованы еще 17 работников Томской железной дороги. Постановление об их аресте подписал печально известный Исаак Шапиро, начальник 1-го спецотдела НКВД СССР, приближенный самого Николая Ежова. Всего через два года Шапиро сам попадет в немилость к власть имущим и будет расстрелян.


Бессмысленность и беспощадность того времени наглядно показывает судьба другого новосибирского железнодорожника, история о котором до сих пор пересказывается на Инском железнодорожном узле. В конце 1930-х партия железнодорожников выехала в подшефный район области для уборки картофеля. В чан с едой, которая варилась на костре на открытом воздухе, случайно попала полевая мышь. Один из железнодорожников достал мышку из варева за хвост и во всеуслышание усмехнулся: «Вот чем нас кормит советская власть!». Эта фраза дорого обошлась шутнику: на последующие шесть лет он отправился в лагеря.
Прадеду повезло больше - в заключении он провел менее года, после чего был освобожден из-под стражи. Кто донес на ни в чем не повинного токаря-работягу и отца двоих детей, а кто поспособствовал его освобождению - имен этих людей сегодня не установить, но хочется верить, что каждому воздалось по делам его.
А вот заместителю начальника Томской дистанции пути, якобы шпиону-диверсанту Семену Богданову, фигурировавшему в том же шапировском списке влепили по полной: десять лет лагерей и пять лет поражения в правах.
В редкие минуты откровенности прадед Александр рассказывал близким о нечеловеческих издевательствах, которые ему пришлось перенести в новосибирской тюрьме. Небольшую камеру битком набивали заключенными, так, что невозможно было даже присесть, и держали долгое время. Когда же их выводили оттуда, на полу камеры оставалось несколько трупов бедолаг, не выдержавших духоты и тесноты.
Довелось железнодорожнику испытать на себе и все ужасы перекрестных допросов. Чтобы выбить из него признания в вымышленных преступлениях, НКВДшники ставили его вплотную к раскаленной печке, а когда тот от бессилия терял сознания, обливали его холодной водой, приводили в себя и возвращали к печи…


Стахановец
За неполный год неволи Александр Васильевич соскучился не только по своей семье, по нормальным условиям жизни, но и по работе. Восстановившись в правах, в феврале 1939 года Матвеев вернулся в родное депо, которое теперь уже именовалось Инским (бывший первый секретарь Новосибирского обкома ВКП(б) Роберт Эйхе, именем которого ранее назывались станция, депо и район, в это время уже ожидал смертного приговора в застенках НКВД).
Слава богу, за время заключения Александр Васильевич не растерял своих навыков виртуозной работы со станком, и вскоре он - вновь в передовиках. Жизнь понемногу начала возвращаться в привычное русло, и вот - новая беда. Фашистские захватчики вероломно вторглись на территории нашей Родины. Как и многие другие железнодорожники, Матвеев рвался на фронт бить врага, однако его оставили в депо - мастеровитые ремонтники локомотивов в военное время были нужны стране не меньше, чем бойцы Красной армии.


Но и в тылу было место для подвига. Чтобы удержать немцев, рвавшихся к столице, необходимо было обеспечить бесперебойное снабжение фронта новобранцами, боеприпасами и провизией, а неоккупированные города и селения страны - Кузбасским углем и другим сырьем. Движение пассажирских и грузовых поездов по железной дороге не могло останавливаться ни на секунду, поэтому и ремонтникам-деповчанам с Инской, приходилось работать на износ.
Показал себя настоящим героем и прадед. В одну из смен он на своем станке выдал 1100% к норме! Пока Александр Васильевич вытачивал одну за другой детали паровоза, его помощники убирали со станка металлическую стружку, чтобы сам токарь не тратил лишнее время на это. Этот рекорд не остался незамеченным. В газете «Правда», главном рупоре страны в те годы, о рекорде Матвеева вышла статья с фотографией. На том снимке трудяга в простецкой кепке и робе, худой от недоедания и изнуряющего труда, мастерит очередную запчасть для паровоза, а на лице его видна усталая, едва заметная улыбка…


В эти же годы Владилен, едва достигший совершеннолетия, сражался на фронте, штурмовал Кёнигсберг. Но ангел-хранитель берег и его. Несмотря на ранения, домой Владилен вернулся живым и здоровым.
После окончания войны уже ничто не могло разлучить Александра Васильевича с Инским паровозным депо. В 1949 году он занял должность бригадира смены. Вспоминает ветеран-железнодорожник Николай Малеев, работавший в инструментальном цехе депо с середины 1940-х:
- Александра Васильевича помню, хоть мы и работали в разных цехах. Небольшого роста, худой, часто болел (видимо, сказались пребывание в тюрьме и лишения военного времени - прим. А.М.), но работу свою выполнял всегда добросовестно и на должном уровне. В подчинении у него как у бригадира было больше сорока человек. Не могу назвать его жестким командиром, он запомнился мне очень дружелюбным мужичком, но дисциплина в его смене была при этом отличная. А в свои выходные он, как и многие из нас, выходил на работу внеурочно и помогал проводить капитальный ремонт локомотивов.




Рабочие подвиги прадеда не остались незамеченными - в феврале 1951-го он был награжден медалью «За трудовое отличие».


Вероятно, Александр Матвеев был хорошо знаком со знаменитым машинистом, новатором, Героем Социалистического Труда Павлом Шолкиным, примерно в те же годы трудившемся в депо Инская. Локомотивщики тогда были частыми гостями в ремонтных цехах. И в починке шолкинского паровоза, когда тот еще был на ходу (сегодня он в качестве памятника украшает Первомайский район Новосибирска, являясь одной из главных его достопримечательностей), мой прадед, скорее всего, принимал самое непосредственное участие.


За закрытыми шторами
С именем Александра Васильевича в нашей семье связана еще одна легенда. 5 марта 1953 года умер Иосиф Сталин. Вся страна, не знавшая о преступлениях диктаторского режима, горевала о смерти вождя несколько дней кряду. Но в семье Матвеевых, перенесшей на себе ужасы репрессий, лишь закрыли шторы поплотнее и тихонько, чтобы не слышали соседи, праздновали день рожденья Владилена.


А летом того же года Александру Васильевичу был торжественно вручен орден Ленина как символ признания всех его заслуг перед Родиной, железной дорогой и депо.






На покой Александр Васильевич ушел в 1960 году, и вместе с ним уходила эпоха паровозов: на Томской магистрали к тому времени уже вовсю внедрялась электровозная тяга. Но и будучи пенсионером, он не мог усидеть на месте. Водил внуков на рыбалку, по грибы и ягоды, вместе с женой Анной Александровной они пели и играли на гитаре в хоре ветеранов Дома культуры железнодорожников станции Инская, собирали у себя дома на обеды многочисленную родню и друзей…


Не стало прадеда в декабре 1977 года. На его похороны собрался весь Первомайский район, где он много лет проживал по адресу ул. Первомайская, 207 (этот дом уже давно снесен), и все до единого вспоминали его как на редкость доброго, жизнелюбивого и оптимистичного человека.
Круг замкнулся - спустя поколения, Александр Матвеев снова работает на Западно-Сибирской железной дороге, пусть и журналистом ведомственной газеты «Транссиб», а не токарем депо и пусть до заслуг предка-передовика мне еще очень далеко. Но теперь я знаю, на кого равняться.
Ну а тем, кто, как и я, давно хотел узнать что-то о своих корнях, о судьбе и заслугах своих предков, хочу сказать: дерзайте! В этом нет ничего сложного и особо затратного (как по времени, так и по деньгам), архивы готовы помочь, от вас лишь требуется дать им хоть какую-то зацепку. Я восстановил биографию своего прадеда практически с нуля, получится и у вас!

НКВД, патриотизм, перегибы, история, Сталин, 1930-е, 1950-е, ВКП(б), железные дороги, жертвы сталинских репрессий, семейные фото, 1940-е

Previous post Next post
Up