К вопросу о "еврейском заговоре" в революции 1917 г.

Jul 27, 2012 00:55

Существует мнение о том что революция 1917 г. (особенно Октябрьская) подготовлена и осуществлена евреями. Хотел бы остановиться на том, откуда оно появилось, и как сформировалось. Сделаю оговорку - специально я этим вопросом не занимался, просто по ходу работы попадались материалы и сложилось то мнение, что я ниже изложу. Ссылок приводить не буду, однако круг источников постараюсь очертить.

Появилось такое мнение, надо сказать, достаточно давно - уже к концу XIX столетия, а в начале XX века уже становилось если не массовым, то очень распространенным среди части интеллигенции и мещанства. Во многом это связано с реформами Александра II и контрреформами Александра III - тогда произошло некоторое "идеологическое" разделение общества на "космополитов" (западников, либералов) и сторонников "русского стиля" (по сути - консерваторами). "Русский стиль" на рубеже веков утвердился довольно прочно и в искусстве, и в архитектуре (особенно в церковной), выпускалось также большое количество предметов декоративно-прикладного искусства в русском стиле (сани, медведи, рукавицы). В этой части общества и утвердилось мнение, что западники-космополиты связаны с евреями. Замечу, к слову, что император Николай II, как и его предшественник весьма поддерживал "русский стиль".

Поэтому правительственная пропаганда - как СМИ, так и публицисты - очень активно "раздували" версию о том, что все, выступающие за различные реформы  как либералы. так и социалисты - так или иначе связаны с еврейством. Разговоры о евреях и революции пошли еще в 1905 г. (возможно, что и ранее, но с 1905 г. - уже "массированно"). Да и терроризм (эсеров) столичные газеты увязывали с евреями, мне уже несколько раз попадались сообщения об убийстве того или иного деятеля с фразой "убит неизвестным евреем" (судя по всему, кто убил, еще не известно, но точно известно, что еврей). Ну и черносотенные публицисты (как и националисты) писали об этом постоянно - евреями они называли не только социалистов, но и кадетов.

Был и еще один деликатный момент. Дело в том, что эмигрировать из России в начале XX в. легально могли только евреи (и таковых - легально эмигрировавших - набралось от 2 до 3 миллионов человек - по разным данным). И похоже, что часть общества так и стала реагировать - раз эмигрант, значит еврей.

А в 1910-е годы противостояние черносотенцев и евреев стало уже во многом искусственным. Фактически, любого человека, лояльного императору (даже не интересующегося политикой), могли назвать "черносотенцем", а любого оппозиционера (опять же как либерала, так и социалиста) - "евреем" (весьма знакомая нам по последним месяцам ситуация). Что совсем забавно - после Февральской революции весь 1917 год правительственная пропаганда объявляла черносотенцев (кои к тому времени уже практически прекратили свое существование) главными врагами народа. Так, в июльских выступлениях против Временного правительства столичные СМИ обвиняли черносотенцев и "примкнувших к ним большевиков", а в декабре того же года - те же черносотенцы, по версии тех же СМИ, выступили против советской власти - только на раз "их поддержали" эсеры.

И надо заметить, что первая волна эмигрантов из России - это те, кто эмигрировал сразу после февральских событий - те самые националисты и монархисты, которые всех врагов императора считали евреями. Они и и стали так сказать "создателями" белоэмигрантской идеологии - белое движение, как известно, своей идеологии толком не выработало, кроме "борьбы с большевизмом". И когда эмигранты из рядов белого движения оказались рядом с теми, кто от них убежал, они неизбежно оказались вынужденными искать общий язык и подстраиваться под мнение "националистов". К тому же все, будучи вынужденными жить рядом. были заинтересованы забыть взаимные обиды. Так и выработалась "общая платформа" - о евреях-большевиках, погубивших прекрасную "Россию, которую мы потеряли".

По сути дела версия "еврейского заговора" и стала первым примером "информационной войны" - в плане пропаганды в массовом сознании.

На деле же доля евреев в российском революционном движении была невелика.Наткнулся как-то на некоторые денные о национальном составе революционеров. Данные не всеобъемлющие - выборка на основе "анкетирования" в тюрьме и на каторге, но все же представляют интерес. Составлялись основе опроса тех, кто оказался арестован и осужден сразу после Первой революции, то есть тогда, когда революционное движение уже стало массовым.

В Бутырской тюрьме было 59 % великоруссов и малоруссов, остальные 40 % падают на инородцев. Из них латышей 18 %, кавказцев 10 %, дальше идут поляки и евреи.
В Александровской каторжной тюрьме великоруссов было 44 %, малоруссов 11 %, всего 55 %. Среди инородцев больше всего поляков - 13 %, евреев - 11 %, латышей - 7 %. (Крамаров Г.М. Нерчинская каторга (1907-1910) // Каторга и ссылка. 1922. № 3. С. 63).
Из этих (и других, вроде бы) наблюдений автор сделал вывод, что "национальный состав в общем и целом пропорционален соотношению наций, наделявших империю, и ни в какой степени неверны заявления черносотенцев, что главное участие революционных выступлениях принимали инородцы - русских было большинство".

Previous post Next post
Up