Всем особым любителям шпионажа и кровавой гэбни посвящается.
Кровавые 1937-38 гг. На март 1938 года агентурная сеть органов Управления госбезопасности УССР составляла … внимание … 38937 сотрудников. Это не опечатка - прописью - почти 39 тысяч человек. Сюда входит агентура 10 областных УНКВД (без Николаевской области, по которой на март данных не было), НКВД Молдавской АССР, центрального аппарата НКВД УССР плюс агентура органов госбезопасности пограничных отрядов. Неплохо, правда? И это только те, кто состоял на учете. Это резиденты (841), агенты (3980) и осведомители (34116). Любители сами могут подсчитать количество стукачей на число жителей УССР, а рассуждатели о вербовщиках и шпионусах - число агентов и осведомителей, приходящихся на одного сотрудника УГБ НКВД. Только уточним для эльфов, что агентурной работой занималось, так сказать, очень ограниченное число оперативных сотрудников. О числе же «неучтенных» можно только догадываться.
Но, повторимся, это «внутренняя» агентура, которая проходила по агентурным делам и исключительно по органам госбезопасности. Прочие спецслужбы имели свои агентурные сетки. И это не любители писать анонимки и сообщать о том, как польская разведка ворует промокашки в конторе Главснабсбытзаготзерно. Это люди, занимающиеся оперативной работой как минимум в среде политически неблагонадежных, где получить пулю в голову за предательство - как высморкаться (да-да-да, мы в курсе мнения эльфов, что антисоветского подполья и вражеской агентуры в СССР не существовало). И это еще благополучный исход для раскрытого агента или осведомителя.
Но можно посмотреть и динамику. На 1 марта 1938 года на учете состояло 39327 агентов, на 1 апреля, как уже указывалось выше, - 38937, на первое мая уже 40036, а на первое июня - 40108 человек. Вот примерно так и работали органы государственной безопасности на ниве обеспечения конституционного порядка и покоя в Стране Советов - 781 человек прироста за три месяца. Повторимся, это - прирост, а не число завербованых, поскольку была и убыль.
Например, только за май месяц вербанули 44 агента, 13 резидентов и 293 осведомителя. За тот же месяц выбыло 61 агент, 21 резидент и 789 осведомителей. Какие же причины выбытия? Из агентов 6 сняли с учета как «балласт», 2 - как агентов-двойников, 1 - дезинформатора, 2 были расшифрованы, 16 - отдано под суд, 9 - выехало в другие области, 18 - выбыло из УССР и 7 - по другим причинам. Из резидентов 6 - «балласт», 1 - расшифрован, 1 - отдан под суд, 4 - не работающих, 9 - другие причины. Из осведомителей 129 «балласт», 14 дезинформаторов, 13 расшифровано, 94 отдано под суд, 25 не работающих, 12 передано в органы милиции, 278 выехало из областей, 53 выбыло с Украины, 5 умерло, 163 - другие причины.
И так, обратим внимание на «балласт» и неработающих. Это к вопросу о дутых цифрах и как гэбня липовых агентов штамповала. Далее, обратим внимание на дезинформаторов и отданных под суд. Это к вопросу о том, как кровавая гэбня липовые дела из липовых агентурных данных шила. Далее, обратим внимание на выбывших из УССР. Это к вопросу как агентура по Союзу расползалась. Ну и сюда же - выехавшие из областей. Таких с учета снимали, но это не значит, что с повестки дня был снят лозунг «никто не забыт, ничто не забыто». Наконец, обратим внимание на число переданных в милицию. Ну, очень не любили оперативники, работающие с агентурой передавать своих подопечных кому либо. Особенно в другие органы. Полагали, что лучше с учета снять. А еще уточним и такой момент. С ростом по должности агентура никуда не девается, а остается за тем, кто с ней работал. Вот так и получается, что начинает кто-то с маленькой должности и с десятка агентов, а потом, дорастая до должности руководящей, обрастает весьма и весьма солидной сеткой, завязанной лично на него. Вот так один человек может курировать немаленькое количество агентов, резидентов и осведомителей.
Но кто-то возразит, мол, это тепличные условия. В этом случае вспомним, что осенью 1939 года к УССР были присоединена Западная Украина. И вот, на 1 декабря 1940 года (спустя чуть больше года) тайная сеть по западноукраинским областям составляла 2997 агентов и 22160 информаторов. И это при жесточайшем противодействии со стороны украинских и польских подпольных националистических организаций (мнение эльфов насчет антисоветского подполья, повторимся, известно). За полгода на Западной Украине вербанули 1985 агентов и 12620 осведомителей. Хотя, имеется мнение, что большинство из агентов были сотрудники закордонной сетки НКВД, которые перешли на новые формы работы. По восточноукраинским областям на 1 декабря 1940 года тайная сеть составляла 5579 агентов и 60821 осведомитель.
Вот так и работали советские чекисты.
Ну и в связи с неуемным желанием бросить пачку дрожжей в сортир для сравнения. За 1937-38 года по УССР за шпионаж было привлечено 49457 человек, из которых чуть более 55% - шпионаж польский.
PS. Все цифры взяты из монографии Нікольський В.М. Репресивна діяльність органів державної безпеки СРСР в Україні (кінець 1920-х - 1950-ті роки). Історико-статистичне дослідження. - Донецьк, Видавництво Донецького національного університету, 2003. - 624 с. По сравнению с ней широко известная в узких кругах работа Мозохина нервно курит в сторонке. Монография - практически библиографическая редкость, но надеемся, что Александру Дюкову удастся издать ее выправленный и переведенный на русский язык вариант.