Агентура и пропаганда

Sep 20, 2013 11:07




Продолжение. Начало здесь

Среди работавших в то время в России американцев было много добровольцев, готовых жертвовать комфортом, хорошой работой и высоким заработком ради высоких идеалов помощи ближнему, ради познания себя и мира.
Но были и те, для кого это была всего лишь работа. Некоторые из секретарей оставили воспоминания, по которым можно судить о характере их работы, о некоторых информация скупа или вообще отсутствует, что может быть причиной предполагать о необходимости неразглашения некоторой части их работы.



Секретарь Мак Нотен (1882-1933)
С 1915 года работает с военнопленными в Австро-Венгрии,
затем направляется на работу с русскими пленными- снабжает их книгами
В 1918-м - он уже главный секретарь по иностранной работе с матросами,
направлен на работу в Великобританию



Здесь секретарь Мак Нотен - на конференции в Лондоне,
посвященной вопросам Просвещения [ или пропаганды?]
В 1920-м Мак Нотен через Владивосток попадает в Сибирь,



А еще он успел "покормить"  от ARA польскую армию
во время советско-польской войны.
После этого в 1923 году он -секретарь Студенческого фонда
На Украине, как сотрудник ARA,
кормил студентов и профессоров.
Потом были визиты на Украину в 1927-м, 1929-м годах
С 1927года Мак Нотен контролировал русскую работу в Париже.

Были и те, кто избежал ареста в России, но был разоблачен. Их использовали в пропагандистских целях.

Лекции о России в 1920-х-1930-х годах были необычайно популярны в Америке. Они устраивались в университетах, и просто в концертных залах, собирали массы заинтересованных слушателей. Тема большевистской России была настолько популярна, что позволяла зарабатывать деньги лекторам и организаторам лекций.

Лекции преследовали еще одну важную цель - пропаганду.  Рассказы о большевистской России, должны были не только развлечь публику, но заставить задуматься об опасности распространения коммунистических идей.

Материалы библиотеки университета Айовы дают об этом некоторое представление.



Сэр Пол Дьюкс - знаменитый английский журналист, писатель, путешественник и  в недавнем прошлом - секретный агент британской разведки.

Тема лекции - разведка в Красной России, удивительные приключения сэра Пола Дьюкса.

Сэр Пол Дьюкс - блистателен и скромен, - сообщает брошюра, недавно его удостоили рыцарского титула. Будучи в России на момент революции, он смог пробраться в представительство Советов, где он получил полное представление о сути большевистской власти, ее лидеров и их влияние на русский народ. Помимо этого, он провел много времени в маленьких странах, окружающих большевистскую Россию и сопротивляющихся распространению большевизма. Оттуда он смог изучить большевизм под другим углом.



Сэр Пол Дьюкс родился в России в семье, принадлежащей прославленному английскому роду. С детства он смог выучить русский язык и прекрасно, до мельчайших деталей, знает русский образ жизни. Он закончил Университет и Петербургскую консерваторию, и даже был помощником директора Мариинского театра. Помимо этого он изучал политические науки и писал для газет и журналов.

[На самом деле университетов он не заканчивал, а закончил в Англии конгрегациональную школу - школу для детей священников, поскольку его отец был протестантским священником. Затем работал учителем английского языка в Риге. После окончания консерватории, будучи уже завербованным агентом, он считался пианистом и был помощником Альберта Коутса. ]

Когда началась война сэр Пол Дьюкс был назначен членом англо-русской комиссии, вместе с прогрессивными членами русского общества участвовал в революционном движении, которое завершилось установлением  республиканского правительства под предводительством Керенского. В 1918 году после падения правительства Керенского и наступления большевизма он стал работать с YMCA в Петрограде, Москве и других городах.

[Сегодня уже известно, что он занимался сбором информации,  вызволением арестованных офицеров и переброской их через финскую границу для пополнения боевых белогвардейских частей]

Когда большевики выдворили эту организацию, он поехал в Англию и стал добровольным секретным агентов британской разведки. Его направили в Архангельск, но когда в британском посольстве большевиками был убит секретный агент и морской офицер капитан Кромби, Дьюксу было поручено его заменить.

[На самом деле летом 1918 года Дьюкс был срочно доставлен на британском миноносце из Архангельска в Лондон, где ему поручили вернуться в Россию и возглавить сеть агентов, находящихся в Москве и Петербурге (Stephen Alley, Ernest Boyce,Scale, Jim Gillespie и других, которыми руководил убитый морской атташе  Francis Cromie. ]

В нескольких милях от Петрограда он перешел финскую границу, переодетый в рабочего и рискуя собственной жизнью. Несмотря на его осмотрительность, Дьюкса заметили и стали стрелять, но ему удалось укрыться в одном из склепов на кладбище. На следующий день он был уже в Петрограде.







Агент Дюкс в разных образах





В течение 10 месяцев ему удавалось жить то в Москве, то в Петрограде, глубоко проникая в большевистские круги и собирая ценную информацию. Чтобы избежать подозрений, он устроился работать на военный завод, так он заработал доверие советской власти. Когда объявили призыв в армию, он вынужден был пойти в Красную армию и находиться со своим полком  недалеко от Петрограда.

[От Особого Отдела В.Ч.К. Особым Отделом В.Ч.К. установлено, что бывший начальник английского шпионажа в России Поль Дюкс, который поддерживал борьбу контрреволюционных элементов с советским правительством, информировал Юденича о состоянии петроградского фронта и подготовлял восстания в Петрограде, был в тесных сношениях с английским пастором Нортом. Привлеченная по делу ближайшая сотрудница Дюкса, врач Петровская, показала, что Дюкс виделся с Нортом (дальше сообщается, со ссылкой на Петровскую и другого агента Дюкса - Гернгросса, где и когда происходили встречи, как передавались шифры, донесения, деньги). На основании этих данных ООВЧК предъявил пастору обвинение".]



Пол Дьюкс интересно рассказывает о своей жизни в армии, о скудном рационе питания, о том, как выманивали провизию у крестьян. По его сведениям лишь некоторые солдаты могли читать и писать, газеты были большой редкостью, и единственным развлечением было слушание анархических речей красных агитаторов.

В соответствии с большевистскими идеями солдаты называли офицеров товарищами командирами, а те называли их товарищами.

Самым ужасным при большевиках стало отсутствие свободы мысли, слова и действия, -рассказывал Пол Дьюкс. Не было не только других газет, кроме большевистских, но было опасно высказывать какое-либо суждение, отличное от большевистского, это могло стоить жизни. Во  многих случаях «русский террор» намного  превосходил террор французской революции. Русские же подчинялись потому, что никогда не имели ничего лучшего, вековая тирания не дала развиться в них индивидуалистическим чертам.



Однажды Дьюкса направили в артиллерийский полк в прифронтовой полосе, оттуда он и решил бежать. К нему присоединились еще трое товарищей, решивших уйти к белогвардейцам. Им удалось спрятаться в поезде, который прибыл на латвийскую границу, откуда они пробирались по болотистой местности, увязая по пояс, на их пути было озеро. Когда надежда на спасение была почти потеряна, они натолкнулись на выброшенную на берег озера рыбацкую лодку. Она была ветхой и сильно текла, сделав  весла из веток дерева, они, таким образом, добрались до Латвии.

Вернувшись домой, Дьюкс стал настоящим героем, король наградил его рыцарским званием, а сам Пол взялся за перо и написал множество статей для английских и американских журналов.

[Из под пера Дьюкса вышла книга "Red Dusk and the Morrow"]



Джером Девис - еще один беспристрастный исследователь России, его американцы называли сочувствующим Советам. В течение трех лет Девис исполнял обязанности главного секретаря по работе в России во время войны. После этого Девис ушел из организации, чтобы делиться знанием и опытом о России, читая лекции американской публике.





Мистер Девис наблюдал Россию при трех режимах - при царской власти, Временном правительстве Керенского и при Советах. Он поехал в Россию в 1916 году, работая в программе оказания помощи пленным, потом был направлен в Туркестан. Его общение с солдатами вызывало стойкое неприятие царской власти, однако, ему удалось добиться благосклонности генерала Куропаткина, который и стал покровительствовать его работе среди солдат. Солдаты оценили его усилия  и стали приглашать.

В июне 1917 года Джон Мотт , глава Американской мисссии , сделал Девиса главным секретарем по работе в России. В процессе работы Девис познакомился с Керенским. По наблюдениям Девиса Керенский за пять дней до своего свержения не мог и мысли допустить о том, что ему может что-то угрожать. Это знакомство с Керенским впоследствии продолжилось в Лондоне. Во время семидневных боев в Москве Девис был санитаром и свободно пересекал линию , разделяющую враждующие стороны.

Несмотря на то, что мистер Девис высказывался против большевизма, советское правительство высоко оценивало проводимую Дэвисом работу, он имел личные контакты с Лениным и Троцким и имел возможность разобраться самостоятельно в том, что из себя представляет большевизм в теории и на практике.



Дэвис был избран почетным делегатом в солдатский Совет Первого Сибирского полка. Находясь в России до октября 1918 года, Дэвис наблюдал развернувшуюся драму, закончившуюся изгнанием американцев из Советской России. Наблюдая за ростом большевизма, он получил некоторые сведения о том, как его можно было обуздать. Мистер Девис рассказывает не только о себе, но и о тех изменениях , в связи с которыми страна становится опасной для всего мира.



Мистер Девис  знаком не только с Кенренским, Лениным и Троцким, но и с Брусиловым, Катериной Брешковской и многими другими лидерами трех русских правительств. Он также встречался с главой Русской Православной Церкви , послание которого  он и передает.
Мистер Девис - прекрасный оратор и востребованный лектор, его рекомендуют для больших собраний, так как его идеи ценятся высоко.



В Баптистской церкви в 1935 году читал лекции Уильям Чемберлен.
Мистер Чемберлен провел в России десять лет в качестве корреспондента газеты Christian Science Monitor, за это время он проехал более 30 тыс.миль, изучая советские достижения по выполнению пятилетнего плана, был на Турксибе, в Самарканде и Бухаре. Следует напомнить, что настоящий момент - критический для русского эксперимента, и мистер Чемберлен - как раз тот, человек, кто лучше всех знает, насколько хорошо советские властители встречают современный кризис.





Майор Уильям Рензард Хаттон - бывший зарубежный корреспондент газеты Daily Mail в Москве и на Ближнем Востоке. В качестве офицера британской разведки он находился в России перед началом войны. Во время войны он под видом араба работал на Ближнем Востоке.
Его отец был судостроителем и мечтал о такой же судьбе своего сына, мать хотела, чтобы он стал священником. Он же стал репортером, что принесло ему много приключений.

Впервые Билл попал в Россию через Прибалтику во время Евангелического крестового похода. Однако, скоро их оттуда прогнали. Русские обвинили их в шпионаже. Билл и не скрывает, что они шпионили. Затем он проник в Россию в качестве корреспондента лондонской Daily Mail. Свободное владение семью языками очень ему помогало, где бы он ни был.



Во время пребывания в России Билл собирал информацию о взаимоотношениях государства и Русской церкви. Ему стало ясно, что цель государства - постепенное  разрушение церкви. На эту тему он написал множество статей.

Еще Билл работал на британскую разведку в Австрии, единственной европейской стране, где оставались тесные связи с Россией, там он помог отвоевать Австрию для Европы.

Билл ответит на вопрос: «Можем ли мы победить Сталина?». Как бывший корреспондент Daily Mail, как секретный агент, которого забрасывали в Грецию и Югославию, как директор британского информационного агентства Центральной и Юго-восточной Европы майор Хаттон открывает планы советской империалистической агрессии и рассказывает о мерах, которые предпринимает Запад, чтобы перехитрить Политбюро.

Были, однако, и те, кто пытался избежать откровенных нападок на Советскую Россию. Этан Колтон - один из главных представителей YMCA по организации работы среди русских, организатор Русского студенческого христианского движения (РСХД) в эмиграции, директор Нью-Йоркского филиала YMCA.
В середине тридцатых годов он пытался объяснить американским студентам позитивные и негативные черты советского строя. За отсутствием ненависти Колтона к большевикам, его часто обвиняли в симпатии к большевизму. На самом деле Этан Колтон, как и Шервуд Эдди, вел изящную пропаганду. Он показывал достоинства и недостатки советской системы, предлагая слушателям сделать выводы самостоятельно.



«Советская Россия. Попробуем ее понять. » Сезон 1932-1933 гг.

Темы лекций:
Поездки в Советскую Россию с 1918 года.
Коммунистические идеи. Насколько хорошо они воплощаются?
Почему в коммунистическом мире нет Бога?
Куда движется Советский Союз -  к миру или войне?



Поездки в Россию
Этан Колтон в восьмой уже раз возвратился из России и рассказывал о том, что ему приходилось  путешествовать на санях и на автомобилях, в поездах и пароходах. Этан Колтон был в России во время революции, был свидетелем перехода власти к большевикам, а в одном городе такая власть переходила из рук  в руки три раза в один день.  Он возглавлял программу оказания помощи русской армии. Когда начался голод в России, Колтон cотрудничал с Администрацией Американской Помощи (ARA) , организуя питание детей в столовых, пломогая студентам, профессорам, ученым, писателям, артистам.

В ходе своей работы  Колман познакомился со многими выдающимися людьми - среди них мистер Гувер и русские деятели - Ленин, патриарх Тихон, Кропоткин, Толстой, Павлов и Троцкий.

По поводу вопроса о коммунистических идеях Колтон намерен говорить не как пропагандист, он беспристрастно расскажет лишь о фактах.



Разве 5-летний план провалился? Колтон покажет, что было достигнуто при выполнении плана, расскажет о том, стал ли рабочий жить лучше, стал ли он счастливее.
Колтон расскажет о том, как живет рабочий, какую пищу ест, какую одежду носит, что дает для его ума и души коммунистическая система.



В ответ на вопрос, почему в коммунистическом мире нет места Богу,  необходимо рассмотреть и другие вопросы. Не потому ли, что церковь участвовала в угнетении народа?

Не потому ли, что сам Ленин является атеистом? Не потому ли, что Карл Маркс назвал религию опиумом для народа?
Ответ есть, но он не так прост, как звучат вопросы. Колтон рассказывает некоторые неизвестные подробности о том, насколько оппозиционно настроены против любой религии советские лидеры.
Если коммунизм победит, исчезнут ли все церкви? Колтон расскажет о том, насколько важным является антирелигиозный принцип в коммунистической доктрине.



Стремится  ли Советская Россия к миру, ведь на Женевской конференции Литвинов  призывал к разоружению? Тогда почему советских детей учат обращаться с винтовкой и противогазом?

Факты противоречивы, соглашается Колтон. Можно ли их увязать вместе?
Об этом Вы узнаете, прослушав лекцию Этана Колтона, который готов ответить на все вопросы.



Шервуд Эдди продолжал читать лекции, разъезжая по всему миру,
Ниже - об оплате скромного труда лекторов,
которые не оплачиваются никакой организацией.



Окончание следует

мнение иностранцев, антисоветское подполье, пропаганда, шпионаж

Previous post Next post
Up