Миссия и Советская власть

Sep 17, 2013 23:25




Продолжение. Начало здесь

Чтобы игра была беспроигрышной, Миссия работала по всем направлениям, не оставляя без внимания и Россию большевистскую. Молодые христиане сначала направляли свою деятельность на представителей среднего класса, посещавших общество “Маяк". Во время войны и работы с военнопленными под влияние Молодых христиан попали рабочие и крестьяне.

Как вспоминал Владимир Марцинковский о верующем, которого он встретил во время своего ареста, “он был в германском плену, там под влиянием немецких братьев пришел к живой вере и был крещен в одном из лагерей. Принадлежит к евангельским христианам. (Всего подобных русских людей прибыло в Россию из плена, как известно, около 2000).”

“23 ноября 1918 года был обнародован декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Практически власть с самого начала не только отстранилась от поддержки религии, но и вступила с нею в борьбу, во всяком случае там, где была или только подозревалась за религиозной деятельностью политическая подкладка. Народ массами стал отпадать от Церкви, поскольку он принадлежал к ней лишь формально.” (В.Ф.Марцинковский “Записки верующего”)

Место, освобожденное церковью, тут же заняли другие учения и секты. Баптистские,  адвентистские, методистские проповедники направлялись миссиями и щедро снабжались деньгами.





Журнал "Баптист" с призывом сбора денег на благое дело
1927 год



Библейские курсы в Ленинграде, 1926 год



Из журнала "Евангелист"



Журнал "Примиритель" , привозившийся из-за границы,
пропагандирует примирение, а точнее - смирение народов.







История о чудесном исцелении мальчика молитвой,
когда есть вера, врачи не нужны.
из журнала "Примиритель" 1930 г.



Старейшие члены  евангелических христиан и баптистов.1926 год



Антирелигиозный журнал "Безбожник", справедливо обращавший внимание
на сохранение в сектах неравенства и эксплатации.
Бывшие кулаки, - писал 'Безбожник' -подвизаются теперь
руководителями сект, которых продолжают кормить простые крестьяне,
отдающие им десятину, а иногда и больше, своего дохода






Многие религиозные лидеры прибыли в Россию в 1920-х годах, возвратившись из эмиграции.
Так в 1921 году прибыл из Нью-Йорка в Одессу Воронаев, из Лос-Анжелеса приехал Шмидт, немецкий колонист, уехавший из царской России и вернувшийся, чтобы проповедовать пятидесятничество на Украине.





Из журнала "Безбожник" 1931 год





Из журнала "Безбожник", 1930 г.



"Безбожник" 1930 г.
Владимир Марцинковский, продолжал возложенное на него дело, он разъезжал по городам с чтением лекций религиозного содержания для студенческой и гимназической молодежи.

“ Единственное, что может удовлетворить молодежь, говорил я, это прекрасное действие в жизни, т. е. подвиг. Без него жизнь будет лишь «неподвижным движением… Религия без подвига - это религия старости… Подвиг без религии неосуществим… Но тот, кто отдаст свою молодость Христу, тот ее приобретет, тот постигнет тайну вечной бодрости, энтузиазма и творческой силы. Молодость Христу! И скорее, пока душа отзывчива на все возвышенное и прекрасное…".



Секретари YMCA в Москве. 1918 г.
"Весной 1918 г. я поехал в Самару на съезд христианских студенческих кружков. Было решено усилить работу по распространению Евангелия среди народа. <…>
…в тяжелые дни революции дети были предоставлены самим себе или нередко подвергались воздействию материализма и атеизма, а то и просто улицы …"



Иллюстрированная Россия, 1926 год





Марцинковский и члены студенческого кружка организовали воскресную школу для детей, где учили детей петь протестантские гимны и преподавали Евангелие.

“Я имел целый кадр сотрудников, студентов и студенток <…> Вообще я поражался, как дети просто усваивают глубокие истины религии.”

Таким образом, определилось идеологическое противостояние студенческой христианской организации еще не оформившейся, но уже явно заявляемой государственной идеологии атеизма.



У историков нет единого мнения о том была ли работа YMCA -идеологической борьбой против большевизма , в качестве аргументов против исследователи обычно приводят имена трех миссионеров - Эдди Шервуда, Джерома Девиса и Юлиуса Геккера, которых при жизни обвиняли в симпатиях к коммунизму.

Одним из тех, кто пытался все же учитывать культурные особенности России  был Пол Андерсон.
Пол Андерсон, как и Джон Мотт, был уроженцем штата Айова. Карьера Андерсона началась, когда Джон Мотт назначил его, еще молодого студента-добровольца, личным секретарем высокопоставленного сотрудника YMCA в Шанхае. Во время четырехлетнего пребывания в Китае Андерсон преподавал в вечерней школе и добросовестно выполнял обязанности секретаря.
После возвращения в Штаты весной 1917 года, на конференции YMCA в Нью-Джерси Андерсон был назначен персональным помощником Мотта в миссии Рута в России. Андерсон прибыл в Петроград 12 июня 1917 года.



3 августа 1918 года генерал Пул “рекомендовал американским гражданам уехать из страны, за исключением сотрудников Красного Креста и YMCA".
26 августа большинство сотрудников YMCA отправились в Хельсинки и смогли пересечь границу. Этан Колтон, сменивший секретаря Харта, оставил Андерсона в Москве единственным американцем, который продолжал контролировать работу YMCA. Теперь работу с возвращающимися на родину русскими военнопленными вели лишь русские сотрудники.



Colton, Ethan Theodore
17сентября 1918 года Чрезвычайная комиссия арестовала Андерсона в офисе YMCA
на Смоленском бульваре, а 4 октября 1918 года Андерсон покинул Россию. Дальнейшая работа Пола Андерсона была связана с русским зарубежьем.

Большинство же из секретарей YMCA, пишет Миллер, переход власти к большевикам восприняло отрицательно. Меньшая часть из них верила в то, что социализм - это будущее России и Америки. Остальные даже не скрывали своих антибольшевистских взглядов. Потому не удивительна активность YMCA групп в работе с интервентами.

Однако, и на территории Советской России многие из них преследовали разные интересы.



Ксенофонт Дмитриевич Каламатиано,
центральная фигура заговора ЛоккартаВ паутине заговора Локкарта, в котором была задействована британская и американская контрразведка,  оказалось, что некоторые нити вели к YMCA и к конторе Центрпленбеж.
Именно в такой конторе работала племянница Натальи Ивановны Оржевской, Наталья Дмитриевна Шаховская
Центрпленбеж занималась делами пленных и беженцев и санкционировала их переезды внутри страны, а именно - выдавала удостоверения личности, обеспечивало перевозку, снабжение продовольствием и оказание медицинской помощи, многие “бывшие” смогли выехать из Москвы и примкнуть к Белому движению.

Некоторые сотрудники YMCA, в том числе и знаменитый Пол Дьюкс, занимаясь делами военнопленных, переправляли русских офицеров через финскую границу для пополнения боевых белогвардейских частей.



Пол Дьюкс, английский разведчик,
работавший под прикрытием YMCA
Таким образом, YMCA, работавшая на интервентов и иностранную агентуру,  для советской власти была организацией террористической и контрреволюционной.

В 1918 году деятельность иностранных организаций на территории Советской России была приостановлена. Тем не менее, YMCA оказалась самой последней из их числа, прекратившей работу.

После изгнания из Советской России Этан Колтон собрал в Самаре вместе тех секретарей, кто смог туда добраться- всего 73 человека, чтобы обсудить дальнейшие планы работы. Предполагалось, что после свержения Советской власти из Самары лежит самый краткий путь обратно в Москву. Из 73-х остались 56, 11 ушли добровольцами в армию, а 6 вернулись домой.

Осенью 1918 года незадолго до выдворения организации из Советской России секретари YMCA участвовали в просветительской деятельности ( читали лекции по сельскому хозяйству, гигиене и экономике, в районе Волги в 44 городах и населенных пунктах)



Христианская молодежь Москвы. 1919 г.



Христианская молодежь Петрограда
В письме Мотту в 1919 году барон Николаи сообщил, что получил его письма с вопросами о состоянии дел, а также “вопросник, ежегодно рассылаемый Федерацией”. Однако, писал Николаи, состоянии анархии, в котором пребывает Россия, создает такое положение, что все списки и адреса оказываются ненадежными [ Мотту нужны были адреса и явки]

“Я не знаю, существует ли до сих пор наш адрес “Конюшенная 8, квартира 14), или его разграбили большевики. В Киеве была такая резня, что я не знаю живы ли Профессор С. [Слезкин], мадам О.[Оржевская] и мисс К.[Кулешова]. Не знаю я ничего о мисс С.
Мисс Бреше в Финляндии, в районе Мустамяки, а М. [Марцинковский] проводит обучение в Самаре на Волге. Мистер Г. [Гейлорд] , полагаю , вернулся в Америку. “

В отчете Мотту Николаи объясняет , что не может отчитаться об активности Движения, когда жизнь в опасности, работа вынужденно приостанавливается. Соответственно по таким вопросам как количество конференций, публикаций и подготовленных лидеров он должен поставить прочерк. Однако, обнадеживал Николаи, наши люди, работающие в глубинке, сообщают о религиозном пробуждении народа, и отношение священников к Движению совершенно переменилось. После кончины Николаи в 1919 году его пост занял Владимир Марцинковский.



Двадцатилетие петроградского кружка христианской молодежи. 1923 г.
Во время гражданской войны активность РСХД снизилась до уровня выживания, основными заботами было обеспечение еды и дров. Члены Движения, уехавшие в провинцию, организовывали братства и пытались продолжать распространение знаний. Именно такое братство на Украине организовала Наталья Ивановна Оржевская, собрав вокруг себя сопротивлявшихся новой власти и получая финансовую поддержку из-за границы.

В Самаре же организовались две группы из уехавших туда студентов Петрограда и Москвы, которые курировал Марцинковский. В 1920 г. Движению удалось провести студенческую конференцию в Москве, где В.А.Амбартцумова выбирали председателем, А.С.Шереметьеву - секретарем, В.Ф.Марцинковского - казначеем, О.И.Кулешова и С.А.Гинце - стали членами центрального комитета. Cогласно отчету активными членами движения были признаны 400 человек. Основной деятельностью федерации заявлялось распространение евангельских знаний.

“Исповедуемая нами религия - свободная и искренняя, не поощряемая сильными мира и не боящаяся их неодобрения” ( В.Марцинковский)

Они, действительно, считали, что они свободны и независимы, многие из них и не подозревали о финансовых связях Движения, о том, что секретари Движения получали зарплату и отсылали отчеты о проведенной работе, а у Движения всегда был куратор.

Отчет РСХД за 1922-1923 год отражал работу двадцати человек, которые числились на постоянной работе. Большая часть членов Движения отдавала одну десятую своего дохода, хотя это и не было обязательным.

YMCA негласно финансировало работу Альберта Коркорана ( Albert T. Corcoran). В 1924 году Коркоран “демобилизовался” из YMCA и находился в России как частное лицо. В отчете 1924 года указывается о необходимости частичной поддержки Коркорана, который преподает язык и работает секретарем по связям с Движением. В отчете указывается секретность сведений:“This paragraph must never be documented.”

Действия властей по отношению к деятельности РСХД становились все более жесткими. В 1921 году Марцинковский был арестован, но после рассмотрения его дела за отсутствием каких-либо доказательств, был признан невиновным и отпущен. В 1923 году Марцинковского признали “вредным” для молодежи и выслали в Германию.

Несмотря на запрет на работу Молодых христиан, Миссия продолжала тешить себя надеждой об американизации России. Американские сотрудники YMCA вернулись в Россию уже в новом качестве, как наемные работники Администрации Американской помощи (ARA)



Herbert Hoover
Последствия войны, развивающийся голод и разруха, а также установленная экономическая блокада давали надежду, если не на быстрый конец, то на сговорчивость новой власти в сфере дальнейшего развития экономики. План Гувера о помощи России предполагал не поддержку, а борьбу с Советской Россией при помощи продовольствия.



Карикатура 1919 года: Гувер, разбивающий большевизм с помощью продовольствия
Направляемые, грузы с продовольствием, в большой мере предназначались не большевикам. Власть хотела кормить рабочих и крестьян, спонсоры же ( представители различных церквей), стремились кормить лишь свою паству. Этим и объяснялось чинимое местной властью противодействие сотрудникам ARA. Впрочем, вскоре положение с голодом стало настолько серьезным, что большевики вынуждены были предоставить ARA полную власть.



Дьякониса Анна Эклунд и преподобный Оскар Полд, оставшиеся вместо Джорджа Саймонса
управлять приходом Методистской церкви,
доставляют продовольственную помощь своей пастве.
Петроград ,1921 год
По воспоминаниям секретаря Этана Колтона, работавшего в Советской России с 1922 по 1925 c ARA и наблюдавшего работу миссионеров - методистов, лютеран, баптистов и меннонитов: методисты и баптисты расширяли свое влияние, организовывали все новые и новые церкви,  в это же время лютеране и меннониты просто помогали голодающим.
Именно в это время Колтон осознал, в каком непростом положении находится Православная церковь.

Колтон был вовлечен и в противостояние церкви по поводу использования церковных ценностей в качестве оплаты за гуманитарную помощь.Церковный комитет, обратился к Колтону, как посреднику между Церковью и Американской Aдминистрацией. Церковь надеялась получить у американцев кредит под залог с возможностью последующего выкупа ценностей. Таким образом, церковные лидеры надеялись спасти ценности от переплавки. Но не в этом состоял американский план, банкиры отказались принимать церковные ценности в качестве залога. Старой Церкви не было места в планах на будущее.



Пять секретарей, вернувшихся в Россию под эгидой ARA (Ethan Colton, MacNaughten, S.M.Keeny, Oliver J.Frederiksen и Harry Dewey Anderson) развернули программу помощи профессорам и студентам. После падения режима, или, в случае его выживания, ключевые посты должны были занять воспитанные и обязанные своей жизнью американцам интеллектуалы.

Весной 1920-1922 года ARA открыла первые кухни для студентов и профессоров в Петрограде, Москве, Казани, Одессе, Екатеринославе(Днепропетровске)

Для организации работы секретари YMCA использовали, в первую очередь, людей, которых они знали по дореволюционной работе. Таким образом, прерванные революцией связи восстанавливались и укреплялись.

Русские сотрудники YMCA были основными поставщиками информации, они вольно и невольно рассказывали обо всем, что происходит в стране, оказывали секретарям всяческое содействие в допуске к документам и людям, а также получении особенно интересующей их информации. Секретари же по дипломатической почте отправляли подробные отчеты о ситуации в стране, о ходе экономического строительства, о передвижении кадров, составляли характеристики интересующих лиц, отмечая их слабости и просчеты

В записке начальника Осведомительного отдела ИНО ВЧК Я. Залина от 26 января 1922 г. указывалось:
"результаты систематического наблюдения за деятельностью «АРА» заставляют в срочном порядке принять меры, которые, не мешая делу борьбы с голодом, могли бы устранить все угрожающее в этой организации интересам РСФСР. Американский персонал подобран большей частью из военных и разведчиков, из коих многие знают русский язык и были в России, либо в дореволюционное время, либо в белогвардейских армиях Колчака, Деникина, Юденича и в Польской (Гавард и Фокс - у Колчака, Торнер - у Юденича, Грегг и Финк - в Польской и т.д.).

Американцы не скрывают своей ненависти к Соввласти (антисоветская агитация в беседах с крестьянами - доктором Гольдером, уничтожение портретов Ленина и Троцкого в столовой - Томпсоном, тосты за восстановление прошлого - Гофстр, разговоры о близком конце большевиков и т.д.).
Для работы в своих органах АРА приглашает бывших белых офицеров, буржуазного и аристократического происхождения, подданных окраинных государств и, таким образом, сплачивает и концентрирует вокруг себя враждебные Соввласти элементы (в Самарском отделении - офицеров, принимавших участие в чехо-словацком восстании; Петроградском - Юденичские; в Казани - Колчаковские; в Москве - княгиня Мансурова, княгиня Нарышкина, княгиня Куракина, графиня Толстая, баронесса Шефлер, Протопопова и др.).

Сотрудники АРА как американцы, так и набранные здесь, пользуясь предоставленными им привилегиями, первым по договору, вторым по нашей нерешительности, безнаказанно занимаются бешеной спекуляцией, вывозом в крупных размерах ценностей из РСФСР.

Занимаясь шпионажем, организуя и раскидывая широкую сеть по всей России, АРА проявляет тенденцию к большему и большему распространению, стараясь охватить всю территорию РСФСР сплошным кольцом по окраинам и границам (Петроград, Витебск, Минск, Гомель, Житомир, Киев, Одесса, Новороссийск, Харьков, Оренбург, Уфа и т.д.).



Из всего вышеуказанного можно сделать лишь тот вывод, что вне зависимости от субъективных желаний, АРА объективно создает на случай внутреннего восстания опорные пункты для контрреволюции как в идейном, так и в материальном отношении"



Христианская молодежь Хабаровска, 1930 г.
Ячейки АРА в случае вооруженного мятежа или иностранной военной интервенции легко могли быть превращены в военные структуры
Именно через российских сотрудников АРА американцы собирали необходимые сведения о России и различных аспектах ее жизни, поддерживали связи с контрреволюционными и белогвардейскими кругами. По мнению сотрудников ГПУ АРА могла стать центром, снабжающим, инструктирующим и вдохновляющим контрреволюцию

Чекисты обратили внимание на связь баптистов с организацией АРА. Баптисты, проживающие в голодающих районах, получают из Америки огромное количество продуктов.



Старания мисионера Хойджера из второй части рассказа увенчались успехом.
Кронштадская община стала расти








Баптисты, евангельские христиане, пятидесятники, адвентисты значительно выросли в численности. В 1929 году пятидесятники, появившиеся в России лишь во время Первой мировой войны, насчитывали в своих рядах 25 тысяч человек. Адвенттисты с 1920 по 1929 год увеличились с 6 тысяч до 14 тысяч. Баптистов было до 200 тысяч.

Взятие власти большевиками трактовалось ими, (особенно пятидесятниками) , как часть сатанинского плана, Россия ассоциировалась со злом и наступлением Апокалипсиса. Однако, открытая пропаганда сопротивления заключалась в проповеди. Доказать виновность таких проповедников было невозможно, потому адвентисты продолжали активную работу.



Из журнала "Безбожник"



Особенно большие проекты были у методистов. В план развертывания Методистской миссии в Москве входило не только создание условий для работы самой Методистской церкви, но и вечерняя школа, студенческое общежитие, курсы подготовки проповедников и небольшая типография. Такой же проект намечался и для Петрограда. Помимо этого методисты обещали организовать в стране пять промышленных школ. Государство обязалось предоставить для этого необходимые площади, методисты обещали ремонт и оборудование.



Проект методистов на развитие в Советской России на 1924 год
Спеша воспользоваться гонениями на Православную церковь, Миссия активно участвовала в русском церковном “обновлении”. На этом поприще трудился бывший секретарь YMCA, находившийся на территории России как частное лицо, Юлиус Геккер.



Юлиус Геккер



Патриарх Тихон

Геккер стал личным консультантом архиепископа Веденского, претворяя в жизнь новый план - построения большевизма с протестантским лицом.



Обновленцы. Веденский - четвертый слева
Геккер был посредником в организации встреч с основным спонсором обновленцем, методистом епископом Эдгаром Блейком (Edgar Blake).



Bishop Edgar Blake
Не обращая внимание на то, что в Советской России был казнен католический священник, Эдгар Блейк заявил, что Советская власть жестоко обращается со священнослужителями лишь потому, что она сражается за свое существование. Польский священник же, по мнению методистов, был шпионом. Блейк пообещал обновленцам 50 тысяч долларов.

Выступая на собрании методистских епископов в Бруклине Блейк рассказал, что обновленцы, отринув обряды и реликвии православной церкви, стали намного ближе к методистам.
Методисты, по его словам, должны были чувствовать особую ответственность за “методизацию” Православия. В ответ на замечание о том, что большевики не уважают частную собственность, Блейк парировал: “Зато личная собственность в Москве в большей безопасности, чем в Бруклине”.

Как и в случае с Джорджем Саймонсом, официально Методистская церковь поспешила отмежеваться от епископа, представив его действия, как действия частного лица. В случае проигрыша, таким образом, авторитет церкви сохранялся, в случае выигрыша Методистская церковь получала еще один не иссякающий источник дохода.

Благодаря тонкой дипломатии работа YMCA в Москве продолжалась. Другой Андерсон (Harry Dewey Anderson ) получил разрешение работать в Москве, налаживая спортивную работу. Некоторое время он работал в Московском Отделе Физкультуры, а в мае 1925 года Андерсон принимал участие в организации демонстрации физкультурников.





После смерти Ленина власти стали еще пристальнее следить за деятельностью РСХД, подозревая членов Движения в контрреволюционной деятельности - в сборе и передаче информации, в получении с этой целью финансовой помощи и в организации сопротивления.

Движению запретили проводить религиозно-философские собрания. Повсеместно закрывались и ликвидировались религиозные кружки и общества.
Христианский Студенческий Кружок в Москве просуществовал до 28 ноября 1924 года и был ликвидирован властями. Членов РСХД исключали из университетов за приверженность иностранным ценностям, активистов Движения арестовывали, в их домах производились обыски, а самих активистов отправляли в ссылки и лагеря.

В 1925 году в донесении говорилось о том, что в России арестовано 48 членов Движения, тем не менее, в Мокве, Ленинграде, Ростове, Самаре YMCA продолжала оплачивать работу шести секретарей. Оплата работы на Молодых христиан в условиях разрухи была хорошей мотивацией в развитии Движения. Активисты имели возможность выдвинуться и сделать неплохую карьеру. Постепенно русская молодежь знакомилась с новыми ценностями - результативностью и эффективностью, которые начинали конфликтовать с ценностями духовными.




В 1926 году нелегально работающий Коркоран сообщал , что его встречи с членами Движения невозможны из-за установленного за ним наблюдения. Местная газета опубликовала фельетон, назвав его американским попом. Вскоре его виза была аннулирована, и Коркоран был вынужден покинуть Россию.

К 1928 году Студенческое Христианское Движение в Советской России прекратило свое существование, оставшиеся на свободе активисты примкнули к баптистам. По некоторым данным нелегальные встречи студенческих групп все же случались вплоть до 1934 года.



Несмотря на противодействие Советской власти развитию РСХД, YMCA под предводительством Джона Мотта продолжало щедро спонсировать этот проект. И, хотя финансовые документы раннего периода почти не сохранились, согласно документам 1925 года на два года развития РСХМ в Советской России было выделено более десяти тысячи долларов.

Бюджет 1926-1927 года составлял более 12 тысяч рублей, из них более 10 тысяч - на зарплату. Согласно документам один из секретарей студенческого движения получал 100 рублей в месяц, двое других - 140, остальные получали - 70.
Из вышеуказанной суммы восемьсот рублей было получено от бывших членов из-за рубежа, 1579 вложили члены Движения, находившиеся в Советском Союзе.
Бюджет в 1927 году был уже лишь чуть больше четырех тысяч, лишь 350 рублей было собрано внутри страны.
Все поступления в Россию шли за счет фонда Рокфеллера и программы поддержки “Укрепление и развитие Русской православной церкви.”

При осознании огромного вклада, который делали Молодые христиане в борьбе с голодом и разрухой,  против них велась антирелигиозная пропаганда, которая не переставала напоминать гражданам о другой стороне миссионерской деятельности.

В 1926 году журнал «Антирелигиозник» отмечал, что из 162 миллионов долларов, полученных YMCA на работу в армии, 6 миллионов было потрачено на поднятие боевого духа экспедиционного корпуса в Сибири.



В 1932 году журнал «Безбожник» критиковал Молодых христиан за помощь белочехам и предоставление собранных свидетельства, использованных на антибольшевистском процессе, устроенном в Вашингтоне.

Автор статьи, Борис Кандидов, обвинял секретарей организации за то, что, скрывая свои действия лицемерными речами, отрывками из Святого писания, рассуждая о справедливости, они обманывали народные массы, скрывая, что их «сектантские организации в это время вели работу по поддержки империалистов в Сибири и на Дальнем Востоке, помогали тем, кто хотел остановить революцию»

В этом направлении, писал Кандидов, они вели разнообразную работу - вербовали интервентов, поднимали боевой дух империалистов и белогвардейцев, шпионили, использовали людей в качестве доносчиков, распространяли контрреволюционную литературу, ругали советскую власть, а когда было нужно , брались и за оружие.



Продолжение следует

Источники:
"Redeeming Russia. American Missionaries and tsarist Russia, 1886-1917." by David S. Foglesong
"The American Mission and the 'Evil Empire': The Crusade for a 'Free Russia'" by David S. Foglesong
"The American YMCA and Russian Culture" by Matthew Lee Miller

молодежь, крестьяне, церковь, религиозная политика, религиозное сознание

Previous post Next post
Up