О хлебной торговле в России в конце XIX века

Aug 06, 2013 18:01

Небольшая заметка об организации хлеботорговли, написанная в 1896 г.

Причины падения цен на хлеб // Санкт-Петербургские ведомости. № 101. 14 апреля. С. 1-2.

Последовательное понижение цен на все сорта хлеба следует считать с 1882 г., последовавшего после нормальной, вызванной внешним спросом дороговизны 1881 г. Мы не можем принимать в расчет несчастный 1891 г., когда было раздуто значение частичного хлебного недорода, а цены были подняты ошибочной системой земских покупок.


Не принимая во внимание этот несчастный и ошибочный, дорого обошедшийся год несчастных колебаний, происходивших от местных случайных причин, мы увидим, что цены последовательно понизились в течение последних 15 лет, достигнув предельного минимума к концу прошлого 1895 г., когда даже в средней полосе черноземного края рожь и овес падали на местах производства до 25-20 коп., и до 40-50 коп. пуд пшеницы. Только с января текущего года невозможные цены улучшились, повысившись более всего на пшенице, но теперь опять отмечается всюду наклонность к понижению цен, и впредь до выяснения состояния полей в Америке, в Западной Европе и у нас нет ни малейшей надежды на поправку уровня цен.

Ближе присматриваясь к условиям и обстоятельствам сельского хозяйства и хлебной торговли, всюду видишь, что причиной падения цен является хлебное перепроизводство...

Превышение предложения над спросом целый ряд лет отражается на хлебном рынке постепенным понижением хлебных цен, а избыток предложения прямо и наглядно указывает на общемировое перепроизводство хлеба, на то же указывают и крупные непроданные запасы как в портах, так и на внутренних рынках, остающиеся от одного урожая к другому, что и у нас отмечается всюду за последний ряд лет, не исключая даже и 1891 год с его преувеличенной голодовкой...

Несмотря на множество возражений, мы все-таки указываем на перепроизводство хлеба, как на неопровержимый и наглядно существующий факт, в котором может убедиться всякий, подсчитав наличность запасов на местах хлебного производства, а главной причиной перепроизводства мы считаем ныне существующую дифференциальную систему хлебных железнодорожных тарифов...

Мы говорим не о дороговизне провоза, ибо взятые в общем наши железнодорожные хлебовозные ставки не высоки и кажутся несколько тяжелы только при ныне существующей дешевизне на все сорта хлеба, а о самой системе тарифа, поощряющей расширение хлебных запашек на степных окраинах государства.

И по Украине и по степным местностям Заволжья, где только намечались линии будущих железных дорог, еще задолго до проведения самих линий, в широких размерах начинались распашки степной целины в ущерб овцеводству и скотоводству. Не требующие удобрения степные целины давали первые два года баснословные урожаи высоких сортов, предпочитающих новь: льна. Пшеницы и проса. Но затем уровень урожаев быстро падал и посевное дело становилось безвыгодным и малодоходным, но продолжать его было необходимо по случаю сделанных крупных затрат на приобретение мертвого и живого инвентаря.
Несоразмерное возрастание хлебных запашек, отразившееся на рынках перепроизводством хлеба и шедшее в ущерб другим отраслям сельского хозяйства, вызывалось исключительно дифференциальной системой наших железнодорожных тарифов, дающих на дальние расстояния очень низкие ставки по перевозке хлеба...

Еще не очень давно, на нашей памяти, мы были крупными отправителями за границу сала, шерсти и кож, а теперь при своем земельном богатстве, к стыду нашему начинаем покупать и получать американские кожи и австралийское сало, заваливая в то же время массами своего хлеба иностранные рынки, и продавая хлеб по такой цене, две трети которой уходят на одну оплату расходов по перевозке.

Дифференциальная система, бесспорно, хороша, но хороша только для страны. Живущей привозным, покупным хлебом, но отнюдь не нас, с нашим широким отпуском за границу... Дифференциальная система как бы насильно тянет хлеб из наших окраин на заграничные рынки и даже не дает ему возможности остановиться на полпути, под угрозой оплаты двух дорогих более коротких пробегов. Если запасы и остаются на местах, то они служат резервом не наших, а внешних потребительских рынков, что хорошо осознается и давно понято на заграничных рынках, ибо хлеб этот не может быть остановлен где-либо в центре страны, без двойной переплаты за тариф...

Previous post Next post
Up