«ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РОСССИЯ ПРЕДЛАГАЕТ»
14 апреля в Москве на собрании народных депутатов РСФСР - членов блока "Демократическая Россия" состоялось выдвижение кандидатов на пост Председателя Верховного Совета РСФСР. В список для обсуждения были включены: председатель Комитет Верховного Совета СССР по вопросам строительства и архитектуры Б.Н.ЕЛЬЦИН, секретарь того же комитета М.А. БОЧАРОВ, председатель Государственного комитета СССР по охране природы Н.Н.ВОРОНЦОВ, старший следователь по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР Т.Х.ГДЛЯН, инженер Института проблем передачи информации АН СССР С.А.КОВАЛЕВ, заведующая отделом Научно-исследовательского экономического института при Госплане СССР Т.И. КОРЯГИНА, старший преподаватель кафедры Казанского авиационного института В.И. МОРОКИН, политический обозреватель Центрального телевидения А.Н. ТИХОМИРОВ, председатель подкомитета комитета Верховного Совета СССР И.И.ТРАВКИН и бывший следователь из группы Гдляна, а ныне заведующий юридической консультацией молодежного центра «Альфа» Петродворцового райкома ВЛКСМ г.Ленинграда
Ю.М.ЛУЧИНСКИЙ, который, обосновывая решение выдвинуть свою кандидатуру, сказал, что относит себя к крайне левым радикалам и полагает, что поддержка такого "экстремиста" блоком "Демократическая Россия" очень испугает консерваторов и центристов и подтолкнет некоторых из них проголосовать за Б.Н.Ельцина, который на таком фоне покажется им крайне умеренным и вполне приемлемым кандидатом.
На собрании не обсуждалась кандидатура Т.Х.Гдляна по причине его отсутствия, а также, по-видимому, потому, что он пока еще не избран народным депутатом РСФСР (он баллотируется на повторных выборах по Печатниковскому избирательному округу № 43 г. Москвы). М.А.Бочаров, Н.Н.Воронцов, А.Н.Тихомиров и И.И.Травкин взяли самоотвод.
Подчеркнув, что Сьезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР свой потенциал исчерпали, Николай Ильич ТРАВКИН призвал депутатов очень серьезно отнестись к обсуждению выдвинутых кандидатур, и их программ, ибо судьба всей страны сейчас в руках парламента России, а его деятельность в значительной степени будет определяться тем человеком, который станет Председателем Верховного Совета РСФСР.
- Было бы прекрасно, - сказал в своем выступлении депутат Травкин, - если бы сегодня была такая фигура, которая, во-первых, получила бы поддержку большинства Съезда народных депутатов РСФСР и, во-вторых, что самое главное, сумела бы повести Россию вперед. Такой однозначной фигуры на небосклоне России я не вижу, и именно это убеждает меня в том что избирать Председателя Верховного Совета РСФСР нужно не на 5 лет, а на 2 года. Я беру самоотвод, но это не признание собственной какой-то неполноценности. Я убежден, что справился бы с обязанностями лучше, чем Воротников, и уж никак не хуже, чем Власов. В то время, когда я ходил с монтажкой в руках, они здесь писали указы, которые привели нас в эту пропасть. Сегодня я знаю, как пишутся все эти указы и готовятся законы, и что там, наверху, не боги сидят, а далеко даже не порядочные люди, которые разоряют страну и пытаются разорить нашу Россию. Но одновременно я четко чувствую и свою планку: сегодня я не готов к тому, чтобы претендовать на пост Председателя Верховного Совета. Но вот через 2 года, скорее всего, я готов буду выйти на стартовую дорожку. И я убежден, что кроме меня через 2 года на этой стартовой дорожке будет порядочно людей. Так давайте дадим людям, всем 147 миллионам избирателей России, определиться. Я предлагаю даже больше: давайте ограничим срок наших полномочий тремя годами. Через 3 года напрямую, всенародным голосованием изберем только Верховный Совет РСФСР. Будут нормальные выборы, а не 5-6-бюллетеневые, как в этот раз. И время нас будет постоянно подталкивать: либо решительные действия, либо на нас и гроша ломаного не поставят.
У любого блока присутствовали и всегда будут присутствовать политические соображения и мы обязаны их учитывать. Высказана мысль, что можно подобрать такую альтернативную кандидатуру, которая сильно напугает наших оппонентов, и они проголосуют за Ельцина. Ну, в качестве анекдота это предложение принять можно, но для людей серьезных (а мы себя считаем серьезными людьми) оно, конечно, неприемлемо. Нельзя ориентироваться также и на поиск компромиссной кандидатуры. Кстати, я себя не считаю такой кандидатурой. Если бы я избрал компромисс, то не вышел бы из партии, не сделал бы этого шага, который некоторые расценивают как опрометчивый, как шаг не политика. Нет, я это сделал осознанно, глубоко понимая, что сегодня происходит в партии и обществе и глубоко ненавидя эту внутрипартийную борьбу за раздел имущества. Есть 270 миллионов беспартийных. Давайте о них подумаем, о стране, а не об этой возне - выходить или не выходить из партии, Выходить! Выходить сегодня же, а завтра создавать другую - такую, которая нужна народу. (Аплодисменты.)
Затем выступили пятеро оставшихся в списке кандидатов на пост Председателя Верховного Совета России.
Борис ЕЛЬЦИН:
Несколько слов в качестве вступления. Предстоящий первый Съезд народных депутатов Российской Федерации имеет очень большое значение, ибо именно эта республика будет определять завтрашний день всей страны, Россия практически лишена собственной государственности, не имеет многих политических, хозяйственных, научных институтов, давно существующих в других республиках Союза. Обладая гигантскими природными ресурсами и экономическим потенциалом, она не имеет на все это абсолютно никаких прав. Советская власть в России всегда ходила и до сего дня ходит с протянутой рукой, рассчитывая только на милость Центра, являясь по существу его придатком. Россия - это республика, которая больше других дает в общий котел, но при получении из него чаще всего оказывается в конце очереди. Вместе с тем она чаще других слышит в свой адрес несправедливый упрек в том, что якобы ее кто-то кормит. За годы бюрократической диктатуры в ней до предела сужена культурная и духовная жизнь русского народа. Россия - это республика , в которой практически полностью уничтожено крестьянство, а деревня доведена до полного разорения. Российский колхозник сегодня - это самый бедный сельский труженик в нашей стране. Исторические памятники разорены и уничтожены, церковь и религия отстранены от духовной жизни народа. Россия - это республика, имеющая сегодня наиболей сложную экологическую обстановку. Объекты, от которых отказывались другие республики, как правило, создавались в России. В итоге ее экологические системы перегружены. Вот таков вкратце общий фон.
Для решения всех многочисленных проблем необходимо проводить политику глубоких реформ, нужен стратегический курс на реформы, на реформы последовательные, радикальные, бескомпромиссные, на реформы, преследующие главную цель: в России человек должен жить не хуже, чем в любой стране мира. В этих условиях мы должны четко ответить на четыре вопроса: чего мы хотим, что делать, как делать и как осуществить принятие решений.
Первое. Пуь к политическому обновлению - реальный суверенитет России. Именно реальный суверенитет, приоритет интересов человека и демократии, деидеологизация всех сфер деятельности в жизни человека. Пять лет перестройки показали, что без коренной переделки политической системы решить экономические, социальные, национальные, демографические и экологические проблемы в России невозможно. Пока существует партийно-бюрократическая система, вся государственная машина будет сопротивляться всему новому, Чтобы осуществить необходимые преобразования на деле, следует провозгласить полный суверенитет России в рамка Союза. Только суверенная, независимая и сильная Россия может сама разрешать свои трудности. Начинать надо с воссоздания нового государства, правового и экономического механизма, с государственного устройства России. Нужен такой государственный аппарат, который из противника реформ, как это сейчас наблюдается в Центре, стал бы союзником их и проводником. Для этого необходимо, во-первых, изменить основной принцип нашего общественно-политического устройства, а во-вторых, принять основанную на новых принципах Конституцию России, причем принять ее, может быть, даже раньше, чем союзную Конституцию. Основные принципы Конституция здесь специально будут изложены, и я не хотел бы на них останавливаться. Затрону только один вопрос.
Россия - суверенная, независимая демократическая республика, Высшим носителем и субъектом суверенитета является народ. Все, что находится на земле, в недрах, в воздушном бассейне, территориальных водах и морском шельфе Россия, целиком и полностью навеки принадлежит ей и только ей. Отношения с другими республиками, входящими в Советский Союз, с союзным правительством и другими государствами регламентируется союзными и другими договорами. Законодательно Россия имеет приоритет по отношению к Союзу. Главой государства и главой правительства является президент. Он выбирается путем прямого тайного всенародного голосования на альтернативной основе и не более, чем на два срока. (Но сейчас, чтобы не повторять ошибки, допущенной на союзном уровне, предлагается на Съезде народных депутатов избрать Председателя Верховного Совета, а уж через год, после принятия соответствующих законов, выбирать президента России.) Конституция предусматривает процедуру импичмента, т.е, отставки президента, предусматривает все меры против президенской диктатуры, против единоличной власти. Президент действует от лица республики, в интересах республики и народа. При расхождениях между президентом и парламентом по каким-то проблемам спор решается всеобщим референдумом. Все это должно быть законодательно закреплено.
Необходимо реформировать правительство и весь государственный аппарат. Слом государственной машины может привести только к анархии и развалу экономики. Реформа государственного аппарата нужна для того, чтобы он активно заработал на благо перестройки. Сейчас ясно, что аппарат тормозит процессы перестройки. Мы должны изменить содержание и форму его работы. Для этого следует прежде всего изменить правовое положение министерств и государственных комитетов, функции, права и обязанности правительства России. Предприятия, организации, объединения, тресты, концерны, консорциумы необходимо полностью освободить от подчинения министерствам, от их опеки. Министерства должны выполнять лишь функциональные обязанности, оказывать услуги предприятиям и жить за счет отчислений от их доходов за выполненную фактическую работу. Предприятия должны нанимать и оплачивать соответствующие министерства. Министерства обязаны служить экономике, а не она им. Только этом случав они будут заинтересованы в реальной экономической перестройке и переходе к рыночной экономике, проведении действительно новой радикальной экономической политики.
Следующим важным шагом должно быть проведение реформы судебных и контрольных органов. Наши суды и всю систему судопроизводства необходимо полностью освободить от контроля со стороны, каких-либо политических организаций и партий, а также исполнительной власти. Судьи должны избираться и быть независимыми. Их независимость должна быть гарантирована законом, реальным статусом и материальным положением. Нужен и Конституционный суд, а не Конституционный комитет. Одновременно с этим должна быть приведена реформа Прокуратуры. Комитеты народного контроля предлагается упразднить.
На протяжении 70 лет управление обществом осуществлялось при помощи основанных на принуждении и страхе партийно-государственных бюрократических методов. Конституция России должна провозгласить, чтобы органами государственной безопасности и внутренних дел не выполнялись функции так называемой тайной полиции. Они должны быть объединены в рамках единой организации на территории России, и эту организации следует переподчинить Верховному Совету России с тем, чтобы навсегда исключить возможность нарушения законности. Каждое государство вправе поддерживать свою безопасность, осуществлять разведывательную деятельность, но органы, выполняющие эти функции не должны использоваться против своего народа.
Страна в целом должна иметь профессиональную армию. Для солдат, офицеров, генералов должны быть созданы достойные условия службы, жизни и быта. Особенно необходимо учитывать проблемы, связанные с сокращением Вооруженных Сил. Республика обязана заботиться о своих защитниках и их семьях. Нужна реформа армии. Военная подготовка полодежи должна осуществляться в рамках территориального ополчения со сроком службы не больше 10 месяцев. Лицам, которые не могут нести службу во религиозным, моральным и другам убеждениям, должна быть предоставлена возможность другой эквивалентной службы.
Чтобы все эти изменения стали реальностью, необходимо серьезно подумать о структуре Верховного Совета и Съезда народных депутатов России. Опыт работа Верховного Совета, СССР, показал, что большое количество, комиссий, комитетов, подкомиссий создает излишние сложности, ведет к затяжке принятия важных законодательных решений. В большинстве случаев аппарат Президиума и Секретариата стремится руководить Верховным Советом СССР, навязывать ему определенный режим и темп работы. Нельзя допускать подобного положения в Верховном Совете России. Необходимо упростить структуру аппарата, превратить его в систему обслуживания депутатов и выбранных органов, лишив возможности навязывать свои решения Верховному Совету.
Наконец, последний важнейший акт политической реформы заключается в упразднении однопартийной системы, отмене статьи Конституции, гарантирующей особое положение КПСС, и создание конституционных основ и гарантий многопартийной системы. Надо подумать и в отношении имущества КПСС. Все политические партии и организации, разрешенные Конституцией, должны занимать то место в общественно-политической структуре, которое определяется их авторитетом у населения, реальной поддержкой со стороны общества. Хозяйственная и коммерческая деятельность политических партий должны быть вообще запрещена. Партии должны существовать лишь за счет пожертвований и взносов своих членов, а также организаций и предприятий, заинтересованных в реализации политических программ этих партий. В республике не должно быть должностей, которые могут занимать только члены КПСС. Следует четко сказать, что все незаконные привилегии, которыми пользовались и продолжают поль зоваться представители партийной и государственной элиты, должны быть раз и навсегда полностью и безоговорочно отменены и запрещены законом Верховного Совета РСФСР.
Продолжение
следует...