Наверное, самые известные поэтические строки тех лет на эту тему - пресловутая
эпиграмма-эпитафия, написанная Федором Тютчевым или, по крайней мере, традиционно ему приписываемая.
К недавно прошедшему дню рождения императора я обнаружил не столь известное и совершенно противоположное по духу стихотворение
Аполлона Майкова "Коляска". Оно также не опубликовано при жизни автора, но будучи известным в литературных кругах той эпохи, могло стать отправной точкой негативного пафоса тютчевских строк.
* * *
Когда по улице, в откинутой коляске,
Перед беспечною толпою едет он,
В походный плащ одет, в солдатской медной каске,
Спокойно-грустен, строг и в думу погружен, -
В нем виден каждый миг державный повелитель,
И вождь, и судия, России промыслитель
И первый труженик народа своего.
С благоговением гляжу я на него,
И грустно думать мне, что мрачное величье
В его есть жребии: ни чувств, ни дум его
Не пощадил наш век, клевет и злоязычья!
И рвется вся душа во мне ему сказать
Пред сонмищем его хулителей смущенным:
"Великий человек! Прости слепорожденным!
Тебя потомство лишь сумеет разгадать,
Когда история пред миром изумленным
Плод слезных дум твоих о Руси обнажит
И, сдернув с истины завесу лжи печальной,
В ряду земных царей твой образ колоссальный
На поклонение народам водрузит".
5 марта 1854
Ксилография взята из книги Роберта Сирса «Иллюстрированное описание Российской империи»
(
Robert Sears An Illustrated Description of the Russian Empire. New York, 1855)
Интересно, что Майков, во многом угадал реальное личное отношение Николая I к идее торжества должного над личным. «Странная моя судьба, - писал император. - Мне говорят, что я - один из самых могущественных государей в мире, и надо бы сказать, что все - то есть все, что позволительно, - должно бы быть для меня возможным, что я, стало быть, мог бы по усмотрению быть там и делать то, что мне хочется. На деле, однако, именно для меня справедливо обратное. А если меня спросят о причине этой аномалии, есть только один ответ: долг! Да, это не пустое слово для того, кто с юности приучен понимать его так, как я. Это слово имеет священный смысл, перед которым отступает всякое личное побуждение, все должно умолкнуть перед этим одним чувством и уступать ему, пока не исчезнешь в могиле. Таков мой лозунг. Он жесткий, признаюсь, мне под ним мучительнее, чем могу выразить, но я создан, чтобы мучиться»
(Цит. по: Пресняков А.Е. Апогей самодержавия. Николай I. М., 1925. С. 93-94)
Однако непримиримая оппозиция не дремала и тогда.
Современная исследовательница Г.В. Федянова сообщает:
Следует отметить и то, что стихотворение о коляске вызвало полемику. Хотя поэт его не публиковал, оно было известно в литературных кругах и вызвало отрицательную оценку, связанную с политической позицией автора. Особенно резко выступил против Майкова Н.Ф. Щербина. В эпиграмме «Дилемма» он писал:
Ты гимны воспевал «откинутой коляске»,
Лбу медному кадил и льстил ты медной каске.
Стремленье к вольности. Гражданскую борьбу
Ты гнусно порицал, как немец Коцебу,
И как хамелеон меняя убежденье,
Ты заслужил всеобщее презренье.
Но я спрошу тебя дилеммою такой:
Скажи, подлец ли ты иль «скорбен головой»?
Но позднее, в 1869 году, Щербина приносил извинения за свои выпады Майкову. В письме Майкова к Ф. М. Достоевскому (апрель, 1869) сообщалось: «Встретились мы с ним (Щербиною - Г.Ф.) на юбилее Вяземского и по обыкновению встретился с ним как с добрым товарищем. Пошли домой мы вместе - и Щербина разразился, что чувствует себя виновным передо мною, что его давно мучит мысль, что он <неразб.> словом, он плакал, говоря на эту тему, да и меня довел до слёз. Можете себе представить, как это скрепило наши отношения: русская история, сухие акты вывели его из бесцветного космополитического западничества и пробудили теплое русское чувство».
Но это будет годы спустя, а в 50-х Щербина просто исходил желчью по поводу "посмевшего" Майкова:
Льстивый раб, судьбой забытый,
И кнута, и тьмы певец,
Доказал нам наконец,
Что пиит он даровитый,
Но бездарный он подлец.(1854)
еще три эпиграммы здесь О реакции на поведение Майкова литераторов, тесно связанных с редакцией "Современника", можно судить по написанному Некрасовым, Тургеневым и Дружининым "Посланию к Лонгинову", в котором имеются следующие строки:
И Майков Аполлон, поэт с гнилой улыбкой,
Вконец оподлился, конечно, не ошибкой...
Между тем, в творчестве Майкова того периода "Коляска" не выглядит нарочито или одиноко. Для примера можно привести другое, опубликованное стихотворение.
Послание в лагерь
Меж тем, как вы, друзья, в рядах родных полков
Идете Божией грозою на врагов,
О, как хотелось бы, хоть знак подать вам, братья,
Чтоб видели вы к вам простертые объятья,
Чтоб знали чувства вы, бушующие в нас,
Чтоб мощь оставшихся вся в вас перелилась.
Мой стих есть тоже меч - и с вашими мечами
Ужели не блеснет за Русь он под грозою?
Ужели может он молчать перед врагами?
К вам шлю его, друзья, в ваш лагерь боевой.
В нем вся моя душа помчится с вами к битве.
Я чувствую, что в нем есть сила, как в молитве,
В нем блещет идеал России молодой,
Который блещет нам водительной звездой.
Тот гордый идеал, который окрыляя
Любовию наш дух в годину горьких бед,
Все осязательней и ярче тридцать лет
Осуществляется под скиптром Николая.
1854, Аполлон Майков (
Стихотворения А. Н. Майкова. СПб., 1855. С. 21-22)
Цитировано отсюда (в оформлении использована картина
Василия Нестеренко "Отстоим Севастополь" (2005))
Таким образом, мы можем видеть, что поэт Майков был не только вполне честен и нормален, но, возможно, даже более храбр, чем многие его критики.