Блогеры
a_dyukov и
galkovsky разместили у себя в журналах разбор
"экспертного" репортажа о ленивых белгородских крестьянах "Что подумает сосед Василий?" одиннадцатилетней давности.
Многие, конечно, уже читали про то, "что материальных потребностей у этих людей нет, эмоциональных тоже. То есть мотивировать их нечем..."
Хочу и я внести свою лепту.
10 лет назад побывал на Белгородчине, повстречался там и с соседом
Василием Яковлевичем Гориным, выдающимся сельхозорганизатором, дважды героем соцтруда, и даже с самим губернатором Евгением Савченко. И увидел нечто прямо противоволожное.
Поскольку мой репортаж написан в 2003 году (т.е. выходит за хронологические рамки этого сообщества), я приведу здесь только отрывки из него, касающиеся 1990-х
...губернатор Савченко не скрывает, что в начале 90-х областной бюджет располагал весьма скромными средствами на проведение социальной политики. В принципе так было по всей стране. Обычно эти небольшие суммы по кусочкам таяли в сотнях глобальных прожектов. На Белгородчине решили финансовые потоки не дробить и начали... с газификации. На протяжении 90-х годов эта проблема в области решена практически полностью. Газом обеспечено 96 процентов населенных пунктов. Параллельно в сельской местности поощрялось развитие торговой сети. Администрация не субсидировала коммерсантов, но и не устранялась от дел, не позволяла торговцам разорять и грабить деревню.
Чуть позднее область начала целенаправленно поддерживать личные крестьянские подворья, о которых столь скептически отзывался Горин. Спору нет, когда здоровое хозяйство способно дать крестьянину квалифицированную работу, они малоэффективны. Будущее, безусловно, принадлежит крупным специализированным сельхозпредприятиям. Но сегодня даже процветающий горинский колхоз не в состоянии обеспечить работой всех желающих. Государство в принципе может бросить отдельные семьи на произвол судьбы. А может помочь им пережить кризис. Стимулировать мелкотоварное производство довольно дорого, но ведь можно обеспечить хотя бы его защиту. Помочь с переработкой, организовать сбыт. Сегодня предприятия области закупают у частников более 100 тысяч тонн молока в год. Государство в этом процессе даже не посредник, оно лишь помогло заключить нужные сделки. Так что его прямая экономическая выгода минимальна. Но ведь такое адресное субсидирование помогает выжить десяткам тысяч людей и в конечном итоге оживляет местный потребительский рынок.
- Главная задача власти, - утверждает Савченко, - помочь возможно большему количеству людей стать экономически самостоятельными, то есть независимыми от этой самой власти. Такие люди не станут для государства обузой, не пополнят ряды преступников, не будут беспрерывно выпрашивать пособия. Поэтому создание среды, в которой у них появится возможность решать собственные проблемы своими силами, выгодно в первую очередь самой власти.
- Сегодня принято считать, что основа ведущихся в селе реформ - ставка на сильного хозяина, - продолжает губернаторские размышления руководитель департамента агропромышленного комплекса Алексей Иванович Анисимов. - Мы в Белгороде в принципе никогда против этого не возражали. Но ведь даже богатырю порой надо помочь устоять. В наше время, когда границы России распахнуты для товарного импорта, крестьяне вынуждены конкурировать не столько друг с другом, сколько с тысячами зарубежных поставщиков. А они выигрывают не только за счет пресловутого “протестантского трудолюбия”. У них и климат мягче, и инфляция ниже, и системы льготного кредитования работают, и каналы сбыта налажены, а главное, за ними стеной стоит их государство. У себя дома оно, может, их и эксплуатирует, но на мировом рынке никому в обиду не даст. За счет чего американское мясо за границей стоит дешевле, чем дома? За счет субсидий. Под силу ли русским животноводам бороться со сверхдержавой? Может, и под силу. Но надо же и им на что-то опереться вначале. Если не на государство, то хотя бы на партнеров по отрасли.
Так что мы тоже “ставим на сильного”, но сильного в перспективе. Помогаем не всем подряд, а перспективным. Хотя если вести серьезный анализ, каждый оказывается по-своему перспективен. Надо только понять в чем.
Вот поднимется хозяин, тогда мы с него и спросим по полной. А если сразу так “спрашивать”, с кем останемся? Нынешняя экономическая ситуация сегодня сильного как раз и топит. Есть у предприятия деньги на инвестиции, значит, можно его пожестче с налогами прижать. Разве это хозяйственно?
Как бы там ни было, в Белгородской области сегодня совершается не реставрация социализма или капитализма, там идет реальная реформа сельского хозяйства. Реформа, которую вся страна ждала в 80-х и не дождалась в 90-х. Ее осуществление стало возможным благодаря двум факторам. Первый лежит на поверхности. Это ясная и эффективная экономическая политика областной администрации, ориентированная не на ту или иную идеологию, а на профессиональный подсчет затрат. Если сельхозпредприятия на сегодняшний день невыгодно фермеризировать, то делать этого не будут. Если ЖКХ, напротив, выиграет от реструктуризации и перехода на энергосберегающие технологии, то этот переход будут осуществлять как можно быстрее. Не ради быстроты - ради дела. Кстати, тарифы на услуги ЖКХ (в том числе и в сельской местности) в области не повышаются уже несколько лет. Реформа от этого только ускоряется. Местные руководители отрасли, лишенные возможности списывать свои просчеты на потребителя, вынуждены искать иные, более эффективные экономические ходы...
Белгородская социальная политика многообразна и нешаблонна. Поражаешься, как умело проклинаемый в нашей центральной прессе “бюрократический аппарат” способен помогать людям в решении самых разных проблем и как мало для этого нужно денег. Фактически кабинет Савченко гибко проводит именно ту “адресную” социальную линию, вокруг которой давно и безуспешно топчется правительство. При этом “адресная поддержка” многообразна (от ссуд и стройматериалов до газификации и постройки образовательных учреждений) и охватывает почти 100 процентов населения области. Во всяком случае, обратиться за ней может каждый. В этом и заключается второй фактор успеха реформы.
Население области поверило своей власти. И ответило на инициативы сверху активностью снизу.
полностью в журнале "РФ сегодня" 8/2003