Королевский Флот по-албански.

Dec 26, 2024 14:39

Вернее, по-албански (не по-олбански) это будет более многословно: Forcat Mbretërore e Mbrojtjës Detare Shqipetare, что переводится: Королевские Военно-морские Силы Обороны Албании. Пожалуй, это был самый маленький из всех балканских флотов после Первой Мировой войны, сумевший однако оказать эпизодическое, но яростное сопротивление агрессии фашистской Италии против Королевства Албания 7 апреля 1939 г.


Албанский патрульный катер Tirana, 1930-e гг. Его командир Муйо Улькинаку, геройски погибший в бою с фашистами в порту Дурреса 7.04.1939 г., считается национальным героем и самым известным албанским моряком.

ПЕРИОД ИМПРОВИЗИРОВАННОГО ФЛОТА.
Албания получила государственную независимость от Османской империи сравнительно поздно для Балкан - по результатам Первой Балканской войны решением "великих держав" в тексте Лондонского мирного договора в мае 1913 г. было прописано образование Княжества Албания. Первым и последним королем княжества (такая вот балканская казуистика: "У черногорцев король, а мы, гордые шкиптары, чем хуже?") стал племянник румынской королевы князь Вильгельм Вид. Выбор пал на румынского претендента потому, что Румыния первой признала суверенитет Албании, да и языки двух стран относительно близки. Между прочим, большим поборником албанской независимости был российский император Николай II, и даже распорядился направить для обороноспособности молодого государства 2 000 винтовок Мосина. Однако военно-морской техники Россия Албании не передала.
Моряки уже были. Как и большинство приморских балканских народов, албанцы несколько веков охотно ходили матросами под чужими боевыми и торговыми флагами - Венецианской Республики, Оттоманской Порты, морских городов Далмации и Аппенин, Королевства Италии, Двуединой монархии Габсбургов "с одной стороны омываемой Адриатическим морем", Черногории... Случалось ходить и под своими, правда, пиратскими - пираты из Ульциня в XVI-XVIII вв. сказали свое полновесное слово в истории морского разбоя на Средиземноморье, якобы даже Мигеля де Сервантеса в плен взяли (сам отрицал: "Баян, олбанский йезыг не панимаю!").



Ульциньский пират. Юмористическая реконструкция Марии Васильевой, https://www.artstation.com/.

Первой очень условной единицей флота Княжества Албания стала яхта Taurus, на которой красный штандарт с черным двуглавым орлом (орел по-оалбански: sqip, что дало самоназвание стране и народу) был поднят 5 марта 1914 г. для перевозки из Катарро (Австро-Венгрия, ныне черногорский Котор) в Дуррес (Албания) албанского короля Вильгельма, он же по-олбански для внутреннего пользования Скандербег II. Это был довольно элегантный пароходик британской постройки (1903) и австро-венгерской службы (с 1909 г.) водоизмещением 1220/1388 тонн, габаритами (длина-ширина-осадка): 79,6×9,1×4 метров, две паровых машины которого могли давать скорость до 14 узлов, а вооружение состояло из трех 47-мм пушек и 2 пулеметов. Как "Таурус" ненадолго превратился в албанскую королевскую яхту, так и вернулся в прежнее состояние неделей позже. Судьба ему выпала бурная: в Первой мировой в качестве австрийской канлодки он обстреливал черногорские войска на побережье, затем был передан победившей Италии и нес колониальную и пограничную службу во флотилии Финансовой гвардии, прошел глубокую модернизацию (1927-28) и будучи правительственной яхтой несколько раз возил самого "дуче", а с вступлением Муссолини во Вторую мировую снова был преобразован в брандвахтенную канонерку под названием Aurora. После объявления Италией перемирия с Союзниками Aurora 23 сентября 1943 г. у берегов Анконы была застигнута немецкими "шнельботами", отчаянно отстреливалась из двух старых 57 мм. пушек, уклонилась от одной торпеды, но получила другую и затонула вместе с 26 моряками экипажа.


Временная королевская яхта Албании из 1914 г. в бытность свою итальянской канонеркой во Вторую мировую войну. Рисунок командира корабля лейтенанта Аттилио Гамальери (выжил).

Вторым кораблем албанского флота периода княжества, успевшим даже немного повоевать в гражданском конфликте, стал австро-венгерский пароход Herzegovina. Когда с началом Первой мировой войны Албанию охватил "парад местных сепаратизмов", инспирированных разведками стран Антанты и Центрального блока, стремившихся перетащить этот стратегически важный уголок Балканского полуострова под свое влияние, король Вильгельм/Скандербег не собирался сдаваться без борьбы. Чтобы подавить мятеж в области Кавая, в августе монарх зафрахтовал у австрийского арматора Леопольда Когнера скромное каботажное судно, и, нарушив договор аренды, наскоро превратил его в импровизированную канонерку. Борта укрепили мешками с песком, на носу установили устаревшую 66-мм австрийскую горную пушку (Gebirgskanone M75), экипаж заменили верными королю жандармами, и "грозный корабль" отплыл давить повстанцев в Кавае. Обстрел с моря поначалу смутил кавайное ополчение, но оно быстро оправилось и подтянуло собственную артиллерию, в т.ч. дульнозарядный османский антиквариат. Уклоняясь от ответного огня, дилетантский экипаж "Герцеговины" маневрировал так неуклюже, что полным ходом влетел на мель, и пароход застрял на ней с сильным креном. А дальше - "и погоду и случай безбожно кляня, мои пасынки кучей бросали меня" (с). Король Вильгельм расстроился, бежал из страны и вступил в кайзеровскую армию. Снять судно с мели удалось только глубокой осенью. Оно было с извинениями возвращено судовладельцу повстанческим советом.
Итак, за кратковременный период существования Княжества Албании у него было два корабля, временно выполнявших правительственные и военные задачи, но флот существовал чисто номинально. Никаких регулярных военно-морских структур в княжестве не формировалось.
В годы Первой мировой государственности в Албании как таковой не было. Войска воюющих сторон ходили через нее, как через проходной двор, и на обеих сторонах неплохо сражались албанские иррегулярные отряды разных локальных правительств, республик, реликтовых феодалов и клановых вождей.
С трудным воссозданием албанского государства в форме признанной Лигой Наций 17 декабря 1920 г. республики и изгнанием из страны к 1921 г. итальянских и югославских (вернее, Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев) интервентов, появилась возможность снова заняться обеспечением безопасности страны, в т.ч. морской. Первоначально функции охраны морских границ были возложены на жандармерию. Arma Marina e Xhandarmërisë, т.е. Морские Силы Жандармерии в начале 1920-х гг. располагали "некоторым количеством" вчерашних рыбацких судов для борьбы с контрабандистами и браконьерами, вооружение было представлено стрелково-пулеметным оружием экипажей. Греческих "эвпатридов удачи", с которыми албанцы со времен ульциньского пиратства находились "в контрах", морские жандармы топили без жалости, так что им с натяжкой могут быть засчитаны "победы".
Морская жандармерия - конечно, не военный флот, но во всяком случае уже регулярное формирование береговой охраны.

ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО И ЕГО ФЛОТ.
Созданием классического военно-морского флота занялся в начале 1920-х годов знаковый персонаж албанской истории того времени Ахмет Мухтар Зогу (Зоголлы), для ближних просто: Shkëlqesia - в переводе: "Его Превосходительство". Был он человек еще молодой (1895 г/р), чрезмерно честолюбивый и к тому же военный, наследственный османский чиновник и доброволец "К унд К" (австро-венгерской) армии Первой мировой войны. В качестве министра обороны Албании он в 1922 г. представил проект "экономической" покупки и ремонта бывших малых военных кораблей Центральных держав, ржавевших в распоряжении победителей после "великой войны". Однако внутриполитическая борьба в Албании тогда временно вывела Ахмета Зогу из игры - на него свершили покушение "леваки", он был ранен и бежал в Королевство СХС (Югославию).


Ахмет Зогу со своими адъютантами, роскошен до невозможности.

Политический антипод правого националиста Зогу, новый премьер-министр Албании епископ Фан Стилиан Ноли, интеллектуал и социалист, взявший курс на сотрудничество с СССР, подхватил идею создания флота. В 1924 г. он вел переговоры с советским полпредом в стране А.А. Краковецким о предоставлении вооружения, в частности - военно-морской техники, но был резко "осажен" последним. Международный режим Черноморских проливов осложнял это дело, а доверять "красному епископу" из далекой Албании в Наркоминделе СССР не спешили.


Фан Стилиан Ноли, епископ Албанской православной (обновленческой, автономию получила в 1926 г.) церкви, премьер-министр (1924) и большой друг Советского Союза.

Между тем 17 декабря 1924 г. Ахмет Зогу вернулся в страну "с огнем и металлом" (с) во главе отряда своих сторонников, итальянских "ихтамнетов" и сотни русских белоэмигрантов генерал-майора И.М. Миклашевского. Режим Фана Ноли бесславно пал на восьмой день. Сам премьер-епископ успел сбежать. Остальным албанским левым повезло меньше: им выпали и внесудебные убийства, и скорые суды, и мрачные "зинданы" на много лет...


Русские бойцы Ахмета Зогу, 1924.

Формирование албанского военного флота в дальнейшем придется рассматривать через призму личности Ахмета Зогу. Он считал, что флот нужен Албании для безопасности, но паче для международного престижа. Военно-морское строительство стало фактически его личным делом.
"Я лучше других знаю, что стране нужен прогресс, и лучше других знаю, как ее к нему вести" - говаривал этот импозантный балканский лидер, а еще: "Независимость измеряется военной силой". Правление Зогу, который первые три года у власти ограничивался постом премьера и президента, можно кратко охарактеризовать как "просвещенную авторитарную диктатуру". В принципе, он кое-что сделал для экономического и культурного развития страны, приглушил традиционный феодальный и клановый сепаратизм, пестовал модернизацию общества, прессу и свободу вероисповедания... Но главным мотивом было "чего пожелаем левый сапог Его Превосходительства, лаковый, со шпорой (Зогу был известным щеголем)". Сапог был кавалерийским и в первую очередь желал крепить вооруженные силы. За годы докоролевского правления Ахмета Зогу на военные нужды выделялось до трех четвертей национального бюджета. Если б эти войска потом еще и свое Отечество защищали...
Однако вернемся к албанскому флоту. Концепция осталась прежней - приобретение "излишков" морских трофеев Первой мировой, стоимость ремонта включена. Продавец неожиданно нашелся в Румынии, которую с Албанией, несмотря на неудачный опыт с князем Вильгельмом Видом (см. выше), связывали дружественные отношения. Банк Бухареста после войны приобрел некоторую матчасть германского Кайзерлихмарине. Зачем банку корабли - не совсем понятно, но в декабре 1925-го появилась возможность в прямом смысле "сплавить" их Албании. Два однотипных плоскодонных 205-тонных тральщика, бывшие FM16 и FM23, были заложены для немецкого флота в последний год "великой войны". Первый строился на дрезденской верфи Maschinen-Fabrik & Schiffswerft - Übigau и был спущен на воду в 1919, уже в мирное время; затем его то бросали, то пытались достраивать, но кораблик так и не был "доведен". Второй в декабре 1918 г. был сдан верфью J. Frerichs & Co. Werft - Einswarden и находился в несколько лучшем состоянии. ТТХ обоих идентичны: водоизмещение - 170/193 тонн, размеры - 43×6×1,7 м, две паровых машины тройного расширения мощностью 600 "лошадок" и двухвинтовая двигательная установка давали скорость до 14 узлов, при запасе угля 32 тонны дальность действия достигала 650 морских миль, а вооружение состояло из одного палубного 88-мм орудия L/30 C/08, плюс приспособления для тралов и установки мин.
Оба тральщика находились в Италии, где после покупки Албанией прошли "косметический" ремонт - их покрасили, и 25 декабря 1925 г. они пришли своим ходом в порт Дуррес. Албанское военное ведомство приросло новым родом оружия - Forcat Detare Shqiptare, Военно-Морскими Силами Албании, возглавил которые за неимением лучшего кандидата поначалу сам Его Превосходительство. Первой и единственной военно-морской базой стал крупный по местным меркам портовый город Дуррес. Обладая несомненными вкусом и фантазией к военной атрибутике, Ахмет Зогу лично разработал флаги для военных кораблей, а также систему воинских званий и знаков отличия для моряков. В таковой несколько смущают "капитаны корветов и фрегатов", хотя в радужных грезах албанского лидера о военной мощи, возможно, присутствовали корабли этих классов.


Военно-морские флаги и звания Албанского флота, иллюстрация из итальянского военно-морского справочника.

Тральщики были записаны на новом месте службы канонерскими лодками и получили гордые названия - командирский FM16 стал именоваться Shqipnia, т.е. "Албания", а FM23 - Skënderberg, в честь главного национального героя Скандербега. Опознавательными знаками стали поперечные полоски на трубах - две у "Албании" и одна у "Скандербега". Личный состав флота первого формирования насчитывал 157 моряков, в т.ч. примерно 70 в экипажах канонерок, остальные - береговая служба и вспомогательные плавсредства. Офицеры флота были распределены следующим образом: капитан над соединением, лейтенанты - командиры кораблей, еще несколько офицеров в штабе и на базе. Еще не король Ахмет Зогу Единственный имел старший военно-морской чин "полного капитана".


Предположительно, командирская канонерка "Албания".
Взято с польского морского форума, не исключено, что залили что-нибудь свое, во флоте Второй Речипосполитой однотипное наследство Кайзерлихмарине тоже служило.
ЗЫ. Так и знал, фото польское, на переднем плане тральщик "Ясколка".

Албанцы, как и все приморские жители Балканского полуострова - хорошие, смелые и старательные моряки. За своими канонерскими лодками они ухаживали с любовью, драили, чистили, смазывали, проводили тщательное техобслуживание механизмов. Однако оба небольших корабля успели изрядно поржаветь за время своей заброшенной стоянки, на головном имелись существенные недоработки, а привести в порядок машины было невозможно без закупки запасных частей. Морские офицеры упорно запрашивали комплектующие, а правительство еще упорнее их не покупало. Ахмета Зогу, как личность тщеславную и поверхностную, больше интересовала внешняя, "представительская" сторона флота. Худо-бедно вышли канонерки в море, приветствуя какой-нибудь иностранный корабль, отстреляли холостыми "салют наций" - и на том "Gezuar!" (что-то типа "Доброго здоровьичка" или "Счастливо" по-албански, чаще тост). Практическая ценность "Албании" и "Скандербега" была невысока. Рутинную службу по охране морских границ продолжала выполнять жандармерия на своих моторных лодках.
Жандармерии Ахмет Зогу не доверял, понимая, что, как любое полицейское формирование, она в первую очередь охраняет порядок на своем участке, а не служит ему лично. Когда в 1924 г. он сверг левое правительство Фана Ноли, жандармы единственные сопротивлялись, упрямо обороняя город Пешкопи, хотя в социалистических убеждениях этих "держиморд" было упрекнуть никак нельзя. "Выбив" из-под жандармерии функции пограничной охраны, в т.ч. морской, Зогу низводил ее с уровня важной военизированной силы до положения простых "албанских городовых". Для этого он организовал на сухом пути Пограничную Службу, подчинявшуюся военному министерству, а на море - соединение патрульных катеров из четырех вымпелов в составе военно-морских сил.
Патрульные катера стали несшими наиболее активную службу единицами албанского военного флота. По поводу их происхождения нет полной ясности - существуют две версии, обе достаточно подробные. Согласно первой, они также достались в наследство от Первой мировой войны. Четыре торпедных катера были построены по заказу итальянской Regia Marina (Королевского Флота) в США между 1917 и 1918 г. компанией Electric Launch Co. - ELCO. Они были доставлены в Италию и получили типичную для этого типа классификацию МАS, однако их номера неизвестны. Вторая версия гласит, что это были итальянские катера проекта SVAN Venice MS, заказанные в 1926 г. - но в ней вызывает сомнение то, что катера типа SVAN постройки до 1928 г. были 12-тонными, а Албания получила 44/46-тонные.
С датой доставки катеров в Албанию также нет полной ясности: хотя большинство источников называют 1926 год, (Warship International, Vol. 8, International Naval Research Organization, 1971; Brassey's Annual, Praeger Publishers, 1940, www.navypedia.org и др.), закупку некоторые сетевые ресурсы увязывают с королевским периодом развития флота, а пресловутая "Википедия" на албанском языке вообще говорит о 1934 г., при чем только о двух катерах. Свою военно-морскую историю гордые шкиптары пишут очень по-олбански вольно...


Те самые патрульные катера постройки 1917-18 или 1926 г., закупленные в 1926, 1928 или ажно в 1934 г., но точно на военно-морской базе в Дурресе в составе Королевского Флота Албании.

Патрульные катера получили название по крупнейшим албанским городам - Tiranë, Vlorë, Durrës и Sarandë. Они имели водоизмещение 44/46 тонн, стальные корпуса длиной 24,4 метра, дизельные двигатели мощностью 450 л.с., скорость до 17 узлов и вооружение из одной 76-мм пушки Ansaldo образца 1917 г. на носу и спаренного 6,5-мм пулемета на корме - это мог быть и Perino Mod. 1908, и FIAT-Revelli M1914, точно не известно. Для обслуживания одного катера требовался экипаж в 10-15 человек, так что людей в албанском флоте должно было хватить. Но для обучения темных албанских моряков передовой итальянской технике в Дуррес по приглашению Ахмета Зогу прибыли офицеры-инструкторы из Regia Marina. Так началась экспансия итальянских военспецов в албанских вооруженных силах, принявшая к концу 1930-х гг. катастрофические масштабы.

КОРОЛЕВСКИЙ ФЛОТ.
Поправив Албанией более трех лет республиканским президентом, но фактически единолично, Ахмет Зогу решил не мелочиться и 1 сентября 1928 г. протащил через Учредительное собрание провозглашение себя любимого королем Зогу первым своего имени, или Скандербегом №III.
Впрочем, любви у свежего монарха хватало и на свою многочисленную родню, и на весь албанский народ, и даже флоту кое-что перепало. Флот на радостях получил новое пышное название - см. начало материала, а также новые штаты. В штабе флота отныне насчитывалось целых шесть "бюро" (по одному на каждый корабль?), а это еще шесть "синекурных" офицерских должностей. В начале монархического периода в Албанском Royal Navy на 150 чел. рядового и старшинского состава имелось 20 офицеров - в процентном отношении это чуть меньше, чем в самом обильном офицерами испанском, где было по офицеру на 7 матросов и старшин (у албанцев все-таки семь с половиной).


Король Зогу первый своего имени в парадной форме флота, и трое его симпатичных младших сестричек из четырех также в мундирах военно-морских лейтенантов. Мамочка короля одета по гражданке. К слову, младшие сестры короля были не только легкомысленными модницами, но и его политическим сподвижницами: одна курировала здравоохранение, другая - женское движение в стране, третья - народное образование, четвертая - дела молодежи и спорта. Современники утверждают: молодые женщины реально работали больше, чем их венценосный брат. Очень вероятно, им просто нравилось, чтобы ими восхищались, а для этого нужно было что-то делать. Когда Зогу в 1939 г. бежал из Албании от наступающих итальянцев, его младшие сестры, вооружась карабинами, выполняли роль последнего королевского конвоя и азартно палили по фашистским самолетам.

В монархический период албанский флот все больше попадал под влияние итальянских офицеров, которых король Зогу I принимал на службу без их выхода из кадров офицерского корпуса Италии. В итоге последним командующим флотом Королевства Албании на момент итало-фашистской агрессии в 1939 г. был итальянский майор Э. Теддеи (Тедеи?), а из 17 действующих морских офицеров только 10 являлись албанцами. Король Зогу поначалу самозабвенно ориентировался на Италию, которая нравилась ему чисто эстетически, а также потому, что легко потакала его капризам, например кредитом в 100 млн франков золотом и еще 3 млн в подарок лично от "дуче". Справедливости ради надо сказать, что в 1933-34 гг., когда итальянцы начали открыто вмешиваться в албанские дела, Зогу I довольно агрессивно "показал зубы". Но хитроумный и обаятельный глава итальянской дипломатии граф Галеаццо Чиано снова принялся гладить его по шерсти, а Зогу ожидаемо завилял хвостиком. Уволенных было итальянских инструкторов и "специалистов" вернули, и уже больше не препятствовали им устраивать в стране свои порядки. Когда Зогу вновь попытался играть по-своему, было уже поздно, и все кончилось быстрой и позорной оккупацией.
Однако возвратимся от геополитики на Адриатику. Реальных перемен в службе и боевой учебе флота Албании в королевский период было немного. Патрульные катера были задействованы в качестве пограничной и береговой охраны. При этом насильно прививавшийся монархом нации дух европейской культуры стал сказываться: посудины контрабандистов и браконьеров моряки не топили, как грубые жандармы, а с соблюдением юридических формальностей отводили в таможенный "отстойник" в Дурресе. Албания во все времена была золотым берегом для контрабандистов, а морская пограничная охрана перенаправляла хотя бы часть потока "серых" товаров на пополнение казны государства... или капталов государственных служащих. На момент вторжения итальянцев под арестом насчитывалось около сотни различных парусных и моторных лоханок, а ведь многих нарушителей отпускали после оплаты штрафа... неустойки... взятки - в Албании времен Зогу I особого различия не делали. Словом, работали албанские катерники не только интенсивно, но и успешно.


Вид на порт Дурреса, Королевство Албания, 1930.

Канонерские лодки несли больше представительскую службу. Албанские источники утверждают, что "Албания" и "Скандербег" по крайней мере по разу сходили в Италию и Югославию для "демонстрации флага", однако визиты принимающей стороной нигде не упоминаются и это мало похоже на правду - очень уж ненадежны были машины канонерок. Чем дальше, тем реже они вообще отваливали от причальной стенки в Дурресе.
В начале 1930-х гг. были введены новые тактические опознавательные знаки для албанских боевых кораблей. В носовой части на оба борта наносились литеры первых двух согласных букв названия. Например: "Тирана" - TR, см. первую фотографию.
В 1935 и 1936 гг. общественно-политический пульс Албании в очередной раз лихорадило: против диктатуры Зогу I бунтовали недорезанные республиканцы, в очередной раз выполз из горных ущелий призрак кланового сепаратизма. Верные королю войска жестоко подавили восстания, однако среди пострадавших оказался военный флот. В Дурресе во время беспорядков горел порт, и были повреждены беспомощно пришвартованные к пирсу канонерские лодки "Албания" и "Скандербег". О степени повреждений детальной информации нет, к тому времени им и так нанес фатальный ущерб главный враг боевого корабля - бездействие. Обе старых канонерки были выведены из состава флота. Некоторые авторы полагают, что их корпуса еще продолжали печально ржаветь в порту, когда в 1939 г. пришли итальянские оккупанты...
На базе оставшихся "безлошадными" моряков двух экипажей в Албанском Королевском Флоте было начато формирование подразделения морской пехоты (togë i marinës). На роковой апрель 1939 г. оказался готов к бою только один неполный взвод. Но он-то как раз дрался.

А НАПОСЛЕДОК - ЯХТА!
Сподвижник доктора Фрейда профессор Юнг, живший тогда в тихой Швейцарии, непременно сказал бы, что военно-морские фантазии Ахмета Зогу полностью удовлетворила бы хорошая королевская яхта - к чему все эти канонерки, патрульные катерки? Но самопровозглашенный монарх Албании пришел к этому выводу только "под занавес" - когда над его страной с недвусмысленными намерениями нависла кирпичная рожа Муссолини.
Надо же побаловать себя напоследок... Тут еще и личная жизнь сложилась: цветущей весной 1938 г. красавец-мужчина Зогу I женился на прекрасной венгерской аристократке Геральдине Аппоньи де Надь-Аппоньи (шафером был вездесущий Галеаццо Чиано) - как не покатать молодую на шикарном кораблике?!
И Зогу в 1938 г. завел яхту, приписанную, разумеется, к Королевскому Флоту. По происхождению это был очередной пасынок "великой войны", французский тральщик класса Gardon производства 1918 г., переделанный в послевоенные годы в частновладельческую яхту White Diamond. Все, что известно об этом корабле: водоизмещение - 654 тонны, размеры - 45×7,6×2,9 м, машина - 500 л.с., скорость до 10 узлов. Вооружения, скорее всего, яхта не несла. Можно предположить уютную, но вряд ли чересчур роскошную отделку жилых помещений. В албанском флоте яхта получила название Illirja, "Иллирия".


Ахмет Зогу (внизу) со своими приближенными в униформе Албанского Королевского яхт-клуба. Правда, не на палубе "Иллирии", а на патрульном катере типа "Тирана", на заднем плане видно 76-мм орудие.

Покатать милую жену по лазурным волнам Адриатике Ахмету Зогу довелось недолго. 7 апреля 1939 г. королевский период истории Албании закончился, и началась мрачная полоса оккупации.
Отчаянный политический авантюрист, не раз смотревший в глаза смерти, албанский король отнюдь не был трусом. Но он продемонстрировал полное малодушие перед ужасом противостояния его маленького провинциального королевства с фашистской Италией, входившей в десятку сильнейших мировых держав, а также под благотворным влиянием "приятеля" Галеаццо Чиано, наглядно доказавшего, что "la comedia finita".
С момента постыдного бегства от итальянцев король Зогу I как верховный главнокомандующий своими вооруженными силами на суше и на море перестает существовать. Во главе моряков крошечного флота, оказавшихся на направлении главного удара, встал другой командир, более соответствовавший им по духу и уровню. Это был Муйо Улькинаку, командир головного катера "Тирана", разжалованный в старшины из офицеров за "неудобную" принципиальность, ветеран Первой мировой (сражался на стороне Черногории). В боевых условиях он со своими матросами показал себя наиболее эффективной частью Албанского Королевского Флота, а флот - наиболее эффективной частью обороны.


Памятник военным морякам - героям обороны 7 апреля 1939 г. в Дурресе.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

военная история

Previous post Next post
Up