Сады и художники

Feb 11, 2016 20:22

Оригинал взят у galik_123 в Сады и художники
Новость из мира искусства



Auguste Renoir. Monet Painting in His Garden at Argenteuil, 1873. Oil on canvas.  Bequest of Anne Parrish Titzell

В лондонской Королевской Академии искусств проходит чудесная выставка "Изображая современный сад: от Моне до Матисса". Образ сада относится к "вечным сюжетам" европейской живописи. И этот образ преображался вместе с развитием изобразительного искусства. Во второй половине XIX века именно образ сада, полного ярких цветов и красок, вдохновлял как импрессионистов, так и художников авангарда.

Клод Моне - один из величайших художников, изображавших сады. Известно, что он сам был весьма квалифицированным садоводом, он отлично разбирался в ботанике и сам проектировал сады. Его сад в Живерни до сих пор считается шедевром. В одном из писем Моне признался: "Наверное, именно цветам я обязан тем, что стал художником".



Клод Моне в саду своего дома в Живерни, 1926

Основу для выставки создают картины Клода Моне разных периодов. По "садовым" картинам Моне и его современников можно не только проследить, как менялось изобразительное искусство, но и узнать о модных тенденциях в садоводстве второй половины XIX века.



Claude Monet. Water Lilies with Weeping Willows, 1916-19. Oil on canvas. Lycée Claude Monet, Paris

Достаточно узкая тематика выставки позволила специалистам Королевской академии искусств и музея изобразительных искусств Кливленда собрать и повесить рядом по несколько версий одного и того же пейзажа. Так, на двух стенах выставки можно увидеть сразу четыре варианта знаменитейших водяных лилий Моне и три его мостика через пруд.



Claude Monet. Le bassin aux nymphéas, harmonie verte, 1899. Oil on canvas. Musée d'Orsay, Paris



Claude Monet. The Artist's Garden at Giverny, 1900. Oil on canvas. Yale University Art Gallery

Среди картин выставлены знаменитые «Водяные лилии» и известный «Пруд с лилиями», который Моне писал многократно на разные лады. В 1883 году Клод Моне купил дом в Живерни. Картины Моне к тому времени стали продаваться, у него появились деньги, и он приступил к устройству сада. Сохранились письма, в которых Моне дает садовнику подробные инструкции по поводу того, что и где сажать. В конце сада пролегала железная дорога. За железной дорогой была недорогая земля, по которой протекала небольшая речка Эпте, приток Сены. Так появилась мысль вырыть пруд, а через него поставить мост. Лилии дались Клоду Моне с большим трудом из-за проблем с городской администрацией, наложившей запрет на эти цветы.



Claude Mone. Water Lilies, 1914-15. Oil on canvas. Portland Art Museum, Oregon.

Для выставки "Изображая современный сад: от Моне до Матисса" десятки музеев предоставили картины, в том числе санкт-петербургский Государственный Эрмитаж и московский Музей изобразительных искусств имени Пушкина.



Claude Monet. Lady in the Garden, 1867. Hermitage Museum, St. Petersburg

Однако образами райских садов был вдохновлен не только Моне. В экспозиции также представлены полотна Ренуара, Сезанна, Писарро, Мане, Кандинского, Ван Гога, Матисса, Климта и Клее . Всего экспонируются более 120 шедевров, созданных в период с 1860 по 1920 годы.



Emil Nolde. Flower Garden (O), 1922. Nolde Stiftung Seebüll



Joaquin Sorolla, Louis Comfort Tiffany, 1911 Oil on canvas.  The Hispanic Society of America, New York



Edouard Manet. Young Woman Among Flowers, 1879. Oil on canvas. Private collection

Камиль Писсарро любил рисовать огороды, по его собственному признанию, они напоминали ему о детстве, а Пьер-Огюст Ренуар предпочитал заросшие, романтические сады.



Camille Pissarro. Kitchen Gardens at L’Hermitage, Pontoise, 1874. Oil on canvas. National Galleries of Scotland, Edinburgh

Тогда как большая часть выставки посвящена французским садам и французским художникам, отдельная секция отведена садам в других странах. На рубеже веков среди художников стало модным проектировать сады. Скандинавские, американские, немецкие художники создавали собственные "райские уголки", которые потом служили для них же постоянными источниками вдохновения.



Max Liebermann. Flower Terrace in the Garden, Wannsee, 1915. Oil on canvas. Die Lübecker Museen. Museum Benhaus Drägerhaus



Pierre Bonnard. Resting in the Garden, 1914. Nasjonalgalleriet, Oslo



Edouard Vuillard. Woman Seated in an Armchair, 1898. Glue-based distemper on canvas. Private collection



Wassily Kandinsky. Murnau The Garden II, 1910. Oil on cardboard. Merzbacher Kunststiftung



Claude Monet. The Artist's Garden at Vétheuil, 1881. Oil on canvas. Private collection, California



Claude Monet. Spring Flowers, 1864. Oil on fabric.The Cleveland Museum of Art

В одном из последних залов выставки на стенах развешаны фотографии художников в садах: пожилые Анри и Амели Матисс во время неспешной прогулки, Василий Кандинский с лопатой и в рубашке с засученными рукавами и многие другие. Продлится выставка до 20 апреля.

импрессионизм, новости

Previous post Next post
Up