Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Французский кот". Часть 5

Nov 22, 2015 11:19

Оригинал взят у marinagra в Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Французский кот". Часть 5
Авторы котоальманаха "Коты через века" alise84, dhyul, marinagra, archigenova, ekolovrat предлагают вашему вниманию заключительную часть выпуска, посвященного французскому коту, и желают вам, друзья, приятного чтения! Котоальманах можно полистать ЗДЕСЬ.





Этот выпуск котоальманаха мы посвящаем Парижу -
прекрасному, любимому, вечному.


ъ

Во второй половине 19 века Париж охватила настоящая котомания, и с каждым десятилетием она только усиливалась. Можно без преувеличения сказать, что добрых полвека французской культуры прошли под знаком кошки. Для парижской богемы не было зверя важнее кошки. Каких только символов - философских, поэтических, мистических - не видели в ней!




Анри Шарль Жерар. Черный кот. 1883

Первым вестником котомании стал необычайно популярный в свое время сборник Шанфлери (Champfleury) "Кошки", выпущенный в 1869 году. Сборник Шанфлери - своего рода прототип нашего котоальманаха "Коты через века", или наоборот - эта книга  стала недосягаемым идеалом, к которому мы, по мере скромных сил, стремимся.



Кот на фоне  Монмартра
Автора фото установить не удалось

Шанфлери (1821-1889, настоящее имя Jules Husson Fleury) был известным в кругах парижской богемы писателем и новеллистом, вместе со своим другом Гюставом Курбе он выступал за возвращение живописи к реализму, интересовался народным искусством и писал эссе по самым разным вопросам - о театре, карикатуре, японской гравюре и керамике, 17 лет был куратором Сервской фарфоровой мануфактуры.
Если сейчас и помнят этого яркого и разностороннего человека, то прежде всего благодаря его книге "Кошки. История, нравы, наблюдения, анекдоты " (Les Chats, histoire, moeurs, observations, anecdotes). Какая "муза" вдохновила Шанфлери, долго гадать не надо - это была та самая черная кошка, которую Эдуард Мане изобразил в уголке полотна на своей скандально известной картине "Олимпия" (об этом мы рассказывали в предыдущем выпуске котоальманаха). Именно поэтому для рекламного плаката книги Шанфлери была использована литография того же Мане "Коты на рандеву". Нетрудно распознать в черном коте на крыше прототип из "Олимпии".



Плакат книги Шанфлери "Кошки" с литографией Эдуарда Мане "Коты на рандеву". 1869

Популярность книги была столь велика, что вслед за первым изданием в 1870 году последовали еще два, а затем еще два - более роскошных и существенно дополненных текстами и иллюстрациями. Книга Шанфлери была настоящей котоэнциклопедией, в которой рассказывалось о кошках в древних цивилизациях, о связанных с кошками традициях разных народов, о котогеральдике, о кошках в искусстве и литературе. В книге есть главы, посвященные друзьям и врагам кошек, а также множество мудрых высказываний о кошках.



Эдмон Морин. Дружеский шарж на Шанфлери. Иллюстрация из книги "Кошки". 1869

Иллюстрации к книге - бесценное собрание кошачьих образов всех времён и народов. Кроме "Котов на  рандеву" в пятом издании книги появился великолепный офорт Эдуарда Мане "Кот и цветы", на котором изображен кот на балконе рядом с керамической вазой. В офорте явственно ощущается увлечение Мане японской гравюрой. Японской гравюре, конечно же, нашлось место в книге Шанфлери! Приведем в пример хотя бы работу Андо Хиросигэ, о котором мы не раз рассказывали в японском котокалендаре. Отпечатанные в Венеции виньетки с кошками соседствуют в книге с русским лубком "Как мыши кота хоронили" и со старинной французской гравюрой "Кошачий концерт".



Офорт Эдуарда Мане "Кот и цветы" из книги Шанфлери "Кошки". 1870

Среди великих котолюбов Франции и других стран Шанфлери представил Монтеня, Шатобриана, Гофмана, Бодлера и Виктора Гюго. Рассказывая о парижской котомании, которую если не спровоцировала, то в всяком случае усилила книга Шанфлери, мы продолжаем его традиции.




Фронтиспис книги Шанфлери "Кошки" с портретом кошки Виктора Гюго Chanoine
и цитатой из Жозефа Мери (Joseph Méry), написанной рукой Гюго:
"Бог создал кота для того, чтобы у человека был тигр, которого можно погладить".



Анри де Тулуз-Лотрек. Дизайн меню обеда у Мей Бельфор. 1896




Так волнующее нас слово "кабаре", в котором танцуют красотки, в переводе с французского значит просто "кабачок". Первое парижское кабаре «Чёрный кот» (Le Chat noir) было открыто в 1881 году Родольфом Салисом на Монмартре. Однако за эту идею мы должны поблагодарить и Луи Наполеона, который, став императором Франции в 1852 году, запретил распевать традиционные песни - chanson - в публичных местах, то есть на ярмарочных площадях и многолюдных улицах городов. Убежищем для шансонье стали кафе-шантаны (café-chantant) или кафе-кабаре (cafe-cabaret).



Теофиль Александр Стейнлен. Плакат кабаре "Le Сhat Noir". 1886
Плакат стал одним из символов Парижа.

Казалось бы, шансонье нашли себе новый приют, но тут последовал еще один запрет. Власти запретили играть в таких заведениях на фортепиано, так как полиция считала, что музыка может заглушать нежелательные разговоры на политические темы. Однако Салис смог добиться для "Черного кота" отмены этого запрета, установил в заведении инструмент и приглашал туда таких известных композиторов как Дебюсси и Сати. А конкурентам оставалось только завидовать. Популярность "Черного кота" росла, и в 1885-ом году кабаре переехало в другое, более просторное помещение, в котором его завсегдатаи даже смогли организовать театр теней.



Кабаре "Le Сhat Noir" на бульваре Клиши

Содержание кабаре оказалось прибыльным делом,  и они начали возникать по всей Франции. У "Черного кота" появились конкуренты, например, «Мирмильтон» ( Mirmilton) Аристида Брюана, в котором черпал свое вдохновение знаменитый художник Анри де Тулуз-Лотрек. Сам Брюан начинал в "Черном коте". Еще до начала пения он удивлял посетителей своим костюмом: красный свитер, чёрная бархатная куртка, высокие сапоги и длинный красный шарф. Выступал он под сценическим именем Астрид Брюан - звезда Монмартра и пел песенки о жизни ночного Парижа не на классическом французском языке, а на парижском арго.



Аристид Брюан. Плакат 1892 года

Понятно, что при такой предыстории кабаре и кафе-шантаны окружал аромат запретного плода, богемности, но еще и гражданского протеста. Побывать там очень скоро стало практически долгом каждого, как говорили в девятнадцатом веке, "думающего" человека. А если добавить, что там подавали абсент, то станет понятно, почему в «Чёрном коте» собиралась вся богема тех времён. По словам Салиса, здесь можно было «похлопать по плечу самых известных людей Парижа и встретить иностранцев со всех концов земли». Постоянными посетителями были Мопассан, Каран д'Аш, Поль Верлен, Клод Дебюсси, Эрик Сати, Жюль Лафорг, Альфонс Алле, Шарль Кро, Леон Блуа, Жан Мореас, Морис Роллина, Аристид Брюан, Альбер Самен, Жан Лоррен, Поль Синьяк, Жанна Авриль, Иветта Гильбер, Август Стриндберг и другие. Французский критик и романист Поль Бурже писал о "Черном коте": "Это - фантастическое сборище поэтов и художников, журналистов и студентов, служащих и просто гуляк, не говоря уже о натурщицах, дамах полусвета и благородных дамах, ищущих острых ощущений."



Вечеринка в  кабаре "Le Сhat Noir"
Обратите внимание на кошачьи мотивы в оформлении зала.


В  кабаре "Le Сhat Noir"

Для поддержания престижа кабаре Салис  выпускал двухнедельный журнал «Чёрный кот». Первые 688 номеров выходили в период с  января 1882 по март 1895 года. После этого вышло ещё 122 номера, последний появился 30 сентября 1897 года. Журнал стал воплощением духа «конца столетия». В его создании принимали участие поэты и шансонье, которые сочиняли для самого кабаре, а также те, кто создавал для кабаре декорации. Именно в этом журнале появились первые статьи Жана Лоррена, одного из скандальных писателей Прекрасной эпохи, там же печатались Поль Верлен и Жан Ришпен.



Журнал  "Le Сhat Noir"

После смерти Салиса  кабаре  просуществовало еще два года, затем заведение было продано, но память о нем осталась до сих пор, а подобные "Черному коту" артистические кафе стали возникать по всей Европе. Особенно много их появилось перед Первой мировой войной: в Берлине, в Санкт-Петербурге и, конечно, в Париже. Даже вождь мирового пролетариата В. И. Ленин посещал эти заведения. Правда, как вспоминает Н.К.Крупская, он ходил туда исключительно послушать прогрессивного шансонье Монтегюса, а на танцовщиц даже не смотрел. Но это уже совсем другая история.




Постоянные читатели котоальманаха помнят, как бойко работали кошки в викторианской рекламе, пропагандируя самые разные товары. Во Франции конца 19 века, когда рекламный плакат все более уверенно формировался как самостоятельный жанр, кошки заняли на плакатах заметное место.



Анри Гербо. Реклама горячего шоколада

Во многом это случилось благодаря исключительно котолюбивому мастеру плаката Александру Теофилю Стейнлену.  Хотя композиционным центром плакатов Стейнлена остается фигура человека (в рекламе товаров это чаще всего прелестный нарядный ребенок), динамику и драматургию плакату придают именно кошки. Красивый силуэт, яркие контрастные цветовые пятна, занимательность, очарование уютного домашнего очага, ощущение счастья - все это привносят кошки в плакаты Стейнлена.



Теофиль Александр Стейнлен. Плакат
«Чистое стерилизованное молоко». Конец 19 в.

Посмотрим на плакат «Стерилизованное молоко». Девочка в красном платьице пьет из блюдца молоко, разноцветные кошки у ее ног нетерпеливо ожидают своей очереди. На плакате, рекламирующем чай и какао, кошка не прочь попробовать горячий напиток из чашки, а девочка ограждает чашку рукой.



Теофиль Александр Стейнлен. Реклама чая и какао. 1895



Теофиль Александр Стейнлен. Реклама ветеринарной лечебницы "Шерон"




Теофиль Стейнлен






Теофиль Стейнлен. Афиша выставки художников-анималистов. 1909

Чтобы выбрать главного котолюба среди парижских художников того времени, не приходится долго думать: это, конечно, Теофиль Александр Стейнлейн (1859-1923). Имя этого художника уже упоминалось в нашем выпуске котоальманаха. Уроженец Швейцарии, Стейнлен превратился в истинного француза и был своим человеком в среде парижской богемы. Он начинал в Париже как обычный чертежник, а стал одним из «отцов» современного плаката. Именно Стейнлен, обожавший кошек (его парижское жилище друзья называли «кошачьим домом»), создал для кабаре "Черный кот" знаменитый плакат с желтоглазой, грациозной, абсолютно черной кошкой. Помимо плакатов и афиш, Стейнлену принадлежит немало иллюстраций для газет, журналов и книг, но наиболее ярко его талант проявился в бесчисленных картинах, рисунках и скульптурах, посвященных кошкам. Изображая кошек, Стейнлен блестяще сочетал реалистическую убедительность с прихотливой декоративностью  стиля ар-нуво.



Афиша выставки Теофиля Стейнлена. 1894



Лист из крупноформатного альбома Стейнлена  "Les Chats"  со сценками из жизни кошек. 1898



Кот на перилах. 1896



Ребенок в костюме Пьеро с кошкой. 1889





Сюзанна Валадон

Сюзанна Валадон (Мари́-Клементи́н Вала́д, 1865 - 1938) - муза Монмартра, внебрачная дочь прачки, ставшая художницей. Швея, нянька, официантка, торговка овощами, циркачка, она рисовала с детства. Модель Пюви де Шаванна, Огюста Ренуара, Анри де Тулуз-Лотрека, Эдгара Дега, Амедео Модильяни, запечатленная на десятках знаменитых полотен. Мать художника Мориса Утрилло, единственная возлюбленная композитора Эрика Сати. Из ее портретов и автопортретов можно составить солидную выставку, ее жизнь - материал для непридуманного романа о парижской богеме.



Сюзанна Валадон с сыном Морисом Утрилло,
мужем Андре Уттером и котом Raminou. 1919



Марсель Леприн. Сюзанна Валадон и ее кот. Начало  20 в.

Самоучка Валадон долго скрывала свои картины от друзей-художников, над иными холстами работала годами, стремясь довести произведение до совершенства. А когда, наконец, осмелилась считать себя художницей, была принята в 1894 году в Национальное общество изящных искусств. В 1915 году состоялась ее первая персональная выставка.  Валадон держала дома козу, которой поручила съедать неудачные работы, и баловала своих многочисленных кошек - в пятницу, постный день,  они "как добрые католики" питались исключительно икрой вместо рыбы. Кошки - и прежде всего ее любимец Raminou - нашли место на полотнах хозяйки в зрелый период ее творчества. Raminou необычайно  повезло - он прочно вошел в историю искусства. Этотполосатый  рыжий кот, судя по датам создания картин, позировал хозяйке на протяжении всей своей долгой кошачьей жизни. Скорее всего, на фотографии  с сыном Морисом Утрилло и мужем Андре Уттером  Сюзанна Валадон держит на руках именно Raminou.



Джейн Филль с кошкой. 1919



Две кошки. 1918



Кошка на стуле. 1918



Мисс Лили Уолтон с кошкой. 1922



Луизон и Raminou. 1920



Raminou, сидящий на ковре. 1920
Raminou  с букетом.  1919



Raminou. 1922



Raminou  и кувшин с гвоздиками. 1932

Жан Кокто




Жан Кокто ( 1889 - 1963) - писатель, поэт, драматург, художник, кинорежиссёр - нежно любил кошек, посвящал им стихи и рисунки. Кокто принадлежит одно из самых проникновенных высказываний о кошках: «Я обожаю кошек, потому что я люблю свой дом и потому, что они постепенно становятся его зримой душой. Это разновидность активной тишины, исходящей из пушистой шерсти, глухой к командам, призывам и порицаниям». И еще одно: "Кошек я предпочитаю собакам хотя бы потому, что полицейских котов не бывает".




КОТ

Дух мнимой ласковости теплится под спудом
Его хрустальных глаз, горящих изумрудом.
Лежит и, кажется, забыл про все вокруг,
Мурлыкает во сне, и этот тихий звук
Все больше выдает невнятную тревогу.
И вот потягивается и понемногу
Примеривается, как поиграть с лучом.
Потом встает, спина дугой, усы торчком,
И вдруг, усевшись, умывается, проворный,
И розовый язык скользит по шерстке черной.

Жан Кокто
(Перевод М. Яснова)



Брошь парижского клуба друзей кошек по эскизу Жана Кокто



Роспись  Кокто в церкви Saint Blaise des Simples в Milly-la-Forêt, где  впоследствии он был погребен. 1959


Эксклюзивная золотая брошь по эскизу Жана Кокто



Жан Кокто и Леонард Фужита на конкурсе кошек, который спонсировал парижский клуб друзей кошек.
Фужита держит на руках коронованную победительницу конкурса - королеву кошачьей красоты.

Леонард Фужита

Цугухару Фудзита (1886-1968), он же Леонард Фужита, -  японский художник, покоренный Парижем и покоривший Париж, большой любитель и друг кошек.  Мы в свое время  посвятили Леонарду Фужите майскую страничку нашего котокалендаря 2014, поэтому сегодня мы публикуем несколько  его характерных работ и отсылаем читателей к котокалендарю.





Автопортрет в мастерской


Рисунок из "Книги кошек", изданной совместно
с поэтом и писателем Майклом Джозефом. 1930



Вандомская площадь. 1951



Пале-Рояль. 1951

Леонор Фини

Леонор Фини (1907-1996), французская художница-сюрреалистка, дизайнер и иллюстратор  родом из Аргентины, была  женщиной своенравной и очаровательной, похожей на великолепную кошку, да и считала себя кошкой. "Кошка рядом с нами - это теплый, пушистый, усатый и мурлыкающий подарок потерянного рая», - говорила  Леонор Фини. Она держала дома несколько персидских котов (всего в ее долгой жизни было 19 котов!), часто рисовала их, обожала с ними фотографироваться. По воспоминаниям друзей, Леонор  была окружена кошками и днем и ночью. Коллекционеры шутят, что работы Фини несложно атрибутировать - к холстам прилипла кошачья шерсть, они  всегда поцарапаны кошачьими когтями. Кошкам в ее доме было дозволено все: спать в постели хозяйки, участвовать в трапезах, выискивая на блюде самые лакомые кусочки, и горе тому гостю, который выражал  недовольство этим.



Фото Мартина Франка



Фото Доры Маар. 1936






Студия Леонор Фини. 1990






Студентка



Идеальная жизнь. 1950

Кошки Фини больше похожи на инопланетных пришельцев, чем на животных. Посмотрите на картину  «Воскресный полдень»: огромные сильные кошки с умными мордами  и потусторонними глазами обращаются с людьми, как с равными. От этой картины пробирает дрожь: кто здесь хозяин, а кто домашний любимец? С оригиналом  картины Фини не расставалась и всегда возила полотно с собой.



Воскресный полдень. 1980



Уби. 1979




Колетт




Легендарная французская  писательница Колетт ( Sidonie-Gabrielle Colette, 1873 - 1954)   всю жизнь обожала кошек. Во многих её романах фигурируют кошки как спутники героев либо как самостоятельные персонажи.  Колетт принадлежат прекрасные высказывания о кошках, например, такое: «Любовь к кошкам может только обогатить. Не из этого ли расчета вот уже полвека я ищу их общества?» («Виноградная лоза»). В романе Колетт  «Кошка» действие  развивается  вокруг любовного треугольника: она, он и его кошка по имени Сага.




Кошки сопровождали писательницу (которая, кстати, в юности зарабатывала актерской игрой в мюзик-холлах, в том числе в роли влюбленной кошки) не только на страницах произведений, но и в жизни. В любом городе, в любой квартире, с  каждым из мужей или возлюбленных  Колетт была окружена кошками: Нонош, Бижу, Мюзетта, Серая, Кики-ля-Дусетт и многими, многими другими. Кошку породы шартрез,  которая стала прототипом Саги из  романа «Кошка», Колетт назвала Последней. Это имя стало пророческим, потому что после смерти своей любимицы (а говорят, что Последняя помогала писательнице буквально во всем, и постоянно следовала за ней по пятам) Колетт  перестала  заводить кошек и  довольствовалась обществом бездомных котов около своего дома.

Жак Нам




Среди парижских художников-котолюбов достойное место принадлежит графику и скульптору Жаку Наму (Jacques Lehmann Nam,1881-1974). Уже в юные годы он начал рисовать кошек в доме своих родителей. Учась в Школе изящных искусств, Жак проводил долгие часы в зоологическом саду, делая зарисовки животных. Если Нам когда-то изменял своей любимой теме - животным, и в первую очередь кошам, -  работая карикатуристом в газетах, то делал это только ради заработка. Познакомившись с Колетт, он быстро нашел с писательницей общий язык и в 1929 году проиллюстрировал ее книгу "Семь диалогов с животными", а в 1935 году - роман "Кошки". Он и сам писал стихи о кошках, и в 1960 году издал сборник "Eux mes Chats", который включал 45 стихотворений с 70 иллюстрациями. В 1971 году, в возрасте 90 лет, Нам представил свои котоработы на выставке в Лондоне, вместе с произведениями   знаменитого соотечественника Теофиля Стейнлена.





Сиамская кошка. 1920



Кошка за туалетом



Иллюстрация из ""Le Sourire". 1911



Жизнь парижанки. 1913



Кошачьи нежности: стальные коготки на бархатных лапках.



Страницы из сборника "Eux mes Chats"

Продолженiе будетъ!

Нажми, чтобы прочитать:





19 век, Франция, живопись, 20 век

Previous post Next post
Up