Новоиерусалимский монастырь называют архитектурно-ландшафтной иконой.
На классической иконе часто изображены вместе события из разных времен, пространств и измерений.
По иконографическому принципу Новоиерусалимский монастырь является подобием и собирательным образом Святой Земли.
Когда входишь через главные ворота монастыря, создается зрительный эффект, что смотришь на целый город с высокого холма.
Воскресенский собор и подземная церковь Константина и Елены.
Монастырь стоит на реке Истра, которая окружает его с трех сторон.
В XVII веке при строительстве монастыря реку Истра переименовали в Иордан.
Окрестным холмам и деревням дали новые библейские названия: Фавор, Елеон, Вифлеем, Кедрон.
Крепостная стена Новоиерусалимского монастыря. Башня «Давидов дом».
В Новоиерусалимском монастыре одновременно существуют три архитектурных стиля: древнерусский, барокко и русский классицизм.
В строительстве монастыря принимали участия выдающиеся архитекторы: Растрелли и Матвей Казаков.
Изначальное архитектурное оформление монастыря сильно отличалось от современного.
Но большое количество изразцов всегда украшало стены.
Первые изразцы для монастыря изготавливали белорусские мастера. В гончарном деле их работа славилась.
Колокольня Новоиерусалимского монастыря.
Идея строительства Нового Иерусалима давняя. Например, Борис Годунов хотел построить такой храм в Кремле.
Но ему не удалось осуществить эту идею в связи с событиями Смутного времени.
В XVII веке патриарх Никон начал реализовывать этот грандиозный замысел.
Несмотря на то, что Никон не бывал на Святой Земле, при планировании и строительстве монастыря
он пользовался книгами и смог воплотить образ Иерусалима на земле Подмосковья.