Оригинал взят у
galik_123 в
Искусство Франции XVIII - XX веков. Смоленская картинная галерея Слева - Жак Гио (1810/1811 - 1876). Площадь Конституции в Севилье, 1861. Холст, масло
В собрании Смоленской картинной галереи представлена живопись французских мастеров разных направлений. В первой половине XVIII века, когда религиозная культура активно вытеснялась светской, ведущим направлением во Франции стало рококо - искусство, в котором много игры, фривольности и вычурности и для которого характерны изящество форм и светлый легкий колорит.
В области декоративной живописи успешно работал Франсуа Буше (1703-1770) - один из самых блестящих художников середины XVIII века, любимец знатоков и коллекционеров, первый живописец короля и глава французской школы того времени. "Сельская жизнь" - одно из ранних произведений мастера, созданной около 1730 года. Предполагается, что смоленская работа является авторской копией. Оригинал находится в Лондоне, в частной коллекции. Картина долгое время считалась работой другого модного французского живописца того же времени - Луи Мишеля Ванлоо и носила название "Пастораль". В переводе с латинского "pastoralis" значит пастушеский. Главная тема смоленской картины - поэзия мирной сельской жизни. Картина выдержана в духе раннего рококо и отличается сложной композицией.
Франсуа Буше(?). Сельская жизнь
Французский художник XVIII века. Женский портрет. Дерево, масло
Великая французская революция и Империя вызвали к жизни новые эстетические идеалы. В очередной раз вернулись принципы классицизма. Этот стиль официально поддерживали французский король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта Австрийская, поэтому во Франции он стал именоваться "стилем Людовика XVI". Картина "Ромул и Рем" вдохновлена сюжетом из римской мифологии, который развивается на фоне идеального гармоничного пейзажа. Колорит построен на классическом сочетании красного, белого и синего цветов. Вся сцена исполнена театральной патетики, что было характерно для классицизма.
Луи Гофье. Ромул и Рем
Развитие французского искусства середины и второй половины XIX века тесно связано с именами живописцев барбизонской школы, увлечённых романтикой пейзажа, написанного с натуры. (Барбизон, маленькая французская деревушка, расположенная недалеко от Парижа.) В их числе - Жюль Жак Вейрасса (1828-1895) и художники круга Шарля Добиньи. Творческие поиски барбизонцев открыли новые пути в искусстве, а многие их идеи были восприняты и развиты импрессионистами.
Жюль Жак Вейрасса. Купание лошадей. Холст, масло
Французский художник середины XIX века. Круг Ш.Ф. Добиньи. Берег моря. Холст, масло
Ряд картин французских мастеров второй половины XIX - начала XX веков свидетельствуют о дальнейшей разработке проблем передачи света, воздуха, атмосферы.
Антуан Вийяр (1867-1934). Бульвар Пикпюс в Париже. Холст, масло
С XVIII века Франция была центром художественной жизни всей Европы, опыт французских художников, их поиски во многом определили пути развития искусства других стран, вплоть до России.