Фотографии города все преимущественно 19 века. Тексты идут в примерном хронологическом порядке - от основания крепости Тбилиси персами до вхождения Грузии в состав Российской империи. Многие тексты я использовал при написании
постов о Тбилиси ранее, но кое-что я добавил. Это первая часть, заканчивается она примерно 16 веком. Продолжение следует...
ДАВИД БАГРАТИОНИ
ИСТОРИЯ ГРУЗИИ
"По повелению Сапора (Шапур - царь Персии) построена тогда в Тифлисе крепость, в которой оставлены были персидские войска для воспящения иверцам."
Цитадель Тбилиси - Нарикала.
ОБРАЩЕНИЕ ГРУЗИИ
"И тогда Крам Хуар Бор Зад, питиахш персидского царя, вступил в город Тбилиси - в крепость, и Грузия стала его данником, и [также] Армения, и Сивниети, и Гуаспураган.
И после него царствовал Дачи Уджармели, и католикосом был Самовел. При нем люди начали селиться в Тбилиси и выстроили [церковь] Святой Марии, и католикосом был Петр."
Развалины крепости и старый город.
"И после него царствовал Бакур, и католикосом был Макарий. И при этом же Бакуре пресеклась царская власть в Грузии.
Тогда Мцхета стала редеть, а Тбилиси - обстраиваться, Армаз стал падать, Кала (тбилисская крепость) - возвышаться. Персы владычествовали в Грузии, Армении, Сивниети и Гуаспурагане."
Метехский замок и шиитская мечеть на картине Н.Г.Чернецова (1832 год)
ПОЛНЫЙ СВОД ИСТОРИИ - ТАРИХ АЛ-КАМИЛЬ
"О том, что сделал Ануширван (царь Персии) в Арминии и Азербайджане. Арминия и Азербайджан частью принадлежали (до арабов) румам, частью хазарам.
И построил в стране Джорзан (Грузия) город Согдебиль (ныне район Метехи) и поселил в нем согдийцев и персов. И построил также ворота Ал-лан (Аланские ворота) и отвоевал все, что было из страны Арминии в руках румов."
Вид на район Исани и Метехский замок (Согдебиль).
Метехский замок. Естественно, это уже поздние строения 19 века, почте все древние укрепления были уничтожены генералом Ермоловым при строительстве новой крепости.
ОБРАЩЕНИЕ ГРУЗИИ
Тогда прошел [по Грузии] Ираклий, царь греков (император Византии с 610 г.) И начальник тбилисской крепости Кала обозвал царя Ираклия козлом. А он остановился, взял [книгу] Даниила и нашел следующее слово: «Пришел козел Запада и сокрушил рога восточного овна». И царь сказал: «Пусть исполнится это слово, я воздам тебе по заслугам». И, оставив эристава Джибго (Джебу - каган хазар) для ведения осады, сам отправился в Багдад воевать с царем Хуасро.
А этот Джибго после немногих дней взял Кала, пленил упомянутого начальника крепости, наполнил ему рот драканами, затем снял с него живого кожу и послал за царем в Гардабани, в дом Вараза-Григола.
Метехский мост.
И к его приходу тбилисский Сион был окончен жителями, а церкви Креста немного недоставало. И сей Ираклий послал глашатаев в Тбилиси, Мцхета, Уджарму [с приказанием], чтобы все христиане собрались в городских церквах, а все маги и служители огня или приняли крещение, или были истреблены. Но маги, не пожелали принять крещение, обманом смешались с христианами, пока Ираклий не поднял на всех оружие, и потоки крови потекли в церквах. Очистив веру Христа, Ираклий ушел."
Сиони - кафедральный собор в Тбилиси.
Более подробно о взятии хазарами Тбилиси пишет - МОВСЕС КАЛАНКАТУАЦИ
ИСТОРИЯ СТРАНЫ АЛУАНК
"После всего этот бурный поток двинулся, как взбушевавшаяся река, по направлению к Иверии и окружил, осадил знаменитый изнеженный и богатый город Тбилиси.
Вдруг неожиданно опять подул северный ветер и разбушевал великое море Восточное. Двинулся [на юг] хищный зверь с кровожадным львенком своим, называемым Шатом (правитель хазар). И прежде всего он обратил лицо свое против Иверии, против города Тбилиси, где не оказалось никого из прежних храбрецов, и время было подходящим, чтобы отомстить за прежние оскорбления. И когда он осадил город и стал штурмовать и теснить осажденных там жителей, тогда и они стали сражаться с ним. И сражались они отчаянно в продолжение двух месяцев, тщетно стараясь идти против повеления [рока] о погибели своей. И страх перед кровопролитием, которое должно было произойти в скором времени, терзал их. Тогда зарычал на них зверь страшным ревом, изловил и задушил [многих] для щенков своих, наполнил логово свое дичью, а войско свое насытил добычею. И подняв [высоко] мечи свои, они все, как один, устремились к городской стене, и все огромное множество воинов, громоздясь друг на друга, поднялось выше стен. И мрачная тень пала на жалких жителей города: опустились руки их, ослабели мышцы, были они сокрушены, повалились со стен и пришли в смятение, как воробьи, попавшие в ловушку птицелова. Никто не смог прибежать к себе домой и сообщить о страшной опасности и предупредить любимую жену или позаботиться о чаде своем, или вспомнить о милосердии родителей своих. Охваченный ужасом, каждый сам поспешил укрыться - кто на крыше, кто в дымоходах. Многие бросились под святые своды церквей и, хватаясь за уголы алтарей, положили упование на Бога.
Вид на реку Куру и Метехский замок.
Церковь Анчисхати - древнейший храм в Тбилиси (VI в.) в конце 19 века до реконструкции.
Церковь Анчисхати
Раздавались вопли матерей к детям своим, подобно блеянию многочисленного стада овец, взывающих к ягнятам. А вслед за ними мчались безжалостные косари: руки их проливали потоки крови, ноги их топтали трупы мертвецов, а глаза их видели груды истребленных, [подобных] сплошному слою града. Лишь тогда, когда умолкли вопли и стоны, [когда] никого, ни одного [из осажденных] не осталось в [86] живых, поняли они, что утолились кровью мечи их.
Тогда, [схватили] и привели двух князей, один из них был правителем, [назначенным] персидским царем, другой же из местных жителей, из княжеского рода Иверии. Когда привели их к царю [хазиров], он повелел выколоть им глаза за то, что они изобразили его слепым, желая оскорбить его. После страшных пыток задушили их и содрав с них кожу и выделав, набили сеном и повесили на [городской] стене. После они захватили сундуки, полные сокровищ, и, тяжело нагрузившись ими, все множество воинов, приносило и сыпало [сокровища], куча на кучу и груда на груду перед своим повелителем. И так много принесли [сокровищ], что он устал смотреть на несметные, неисчислимые таланты золота и серебра. А кто бы мог рассказать, как много было [награблено] церковной утвари и украшений, унизанных жемчугом и драгоценными каменьями."
Церковь Земо Бетлеми и квартал Клдисубани.
Ал-Мукаддаси:
"Тифлис укрепление близ гор; его пересекает река |376| Кура; он раскинут на обоих берегах и соединен мостом. Стены выстроены из камня и обшиты деревом."
Ущелье реки Дабаханки и Банные ворота.
Церковь Святого Давида - Мамадавити.
Мас'уди в 10 век:
"Абхазы и хазраны платят харадж владетелю пограничной области Тифлис со времен завоевания этого города мусульманами и утверждения их в этом городе в царствование халифа Мутеваккиля. В Тифлисе был человек, по имени Исхак-ибн-Исмаиль; при содействии бывших с ним мусульман он сумел подчинить себе окружавшие его племена, и они подчинились ему и примирились с уплатой в его пользу поземельной подати; ему были подвластны все здешние племена, пока Мутеваккиль не прислал Буга; тот расположился лагерем около Тифлиса и осаждал его, пока не завоевал его мечем. Он убил Исхака, властвовавшего над всей страной. Я полагаю, что этот Исхак был Курейшит из колена Омейядов или принятый в их среду вольноотпущенник."
Суннитская мечеть в Тбилиси на фоне Нарикалы. Очень ранний снимок ( до середины 19 века) Ее построили турки в 1723-1735 гг. (Кликабельно)
Нарикала и опять суннитская мечеть после реконструкции середины 19 века. (Кликабельно)
И последняя версия мечети, возведенная в конце 19 века. (Кликабельно)
ИБН АЛ-АСИР
ПОЛНЫЙ СВОД ИСТОРИИ
"О том, что сделал Буга в Тифлисе"
"Мы уже упомянули о том, что Буга пошел на Тифлис и осадил его. Отправляясь туда, Буга послал вперед Зирака-тюрка и тот переправился через реку Курр. Это большая река, на (западном) берегу которой находится город Тифлис, а на восточном - крепость Согдебиль (ныне район Метехи). Переправившись через реку, Зирак расположился на мейдане Тифлиса. Кроме того, Буга послал еще абу-л-‘Аббаса ал-Варсани, христианина, к жителям Арминии - арабам и не-арабам. (Зирак) подошел к Тифлису со стороны мейдана, а абу-л-'Аббас со стороны ворот предместья. И вышел Исхак ибн-Исма'ил, клиент умайядов, из Тифлиса, против Зирака и столкнулся с ним у мейдана. Буга же стоял на высоком холме и следил за действиями Зирака и абу-л-'Аббаса.
Затем Буга вызвал нефтеметателей, и те подожгли город и сожгли его, так как он был построен из соснового дерева. Подойдя к городу, Исхак ибн-Исма'ил увидел, что огонь охватил уже его дворец и невольниц и окружил его. Тогда к нему подошли тюрки и магрибийцы и взяли его и его сына 'Омара в плен и привели их к Буге, который приказал отрубить ему голову и повесить его тело на реке Курре. Исхак ибн-Исма'ил был толстый старик с большой головой и косоглазый.
Минарет шиитской мечети.
Шиитская мечеть - древнейшая в Тбилиси, была построена в 1522 году. Снесена в 1951 г.
В городе сгорело около пятидесяти тысяч человек, уцелевшие были взяты в плен, а убитые ограблены. Были также взяты семья Исхака и что уцелело от его имущества в Согдебиле. Это был укрепленный город рядом с Тифлисом, построенный Ануширваном и укрепленный Исхаком, поместившим в него свое имущество вместе со своей женой, дочерью владетеля Серира (Престола)."
Шиитская мечеть и Старый город.
Грузинские многоэтажные "небоскребы". Я такую архитектуру только в Каире видел, хотя строили эти дома вроде при Российской империи уже.
Истахри писал:
"В Арране не существует городов значительнее, чем Берда'а, Баб-ул-Абваб и Тифлис".
Ибн-Хаукаль писал:
"это город плодородный, укрепленный, богатый продуктами, дешевый в отношении цен, и благосостоянием своим он превосходит прочие богатые государства и плодородные страны. Мне говорил покупавшей однажды мед, что купил он его более 20 ритлей за диргем. Город этот представляет из себя значительную пограничную область.
В Тифлисе плавучие мельницы, на которых мелют пшеницу и зерновой хлеб, как мелют в Моссуле.
Среди жителей Тифлиса безопасность и радушие господствует для иностранцев, и они питают дружеское расположение ко всякому, пришедшему к ним случайно, у кого хоть маломальская сметливость или отношение к предметам образования.
Они держатся мнений приверженцев сунны (мусульмане сунниты) согласно старым учениям; они много занимаются науками о преданиях и уважают тех, кто занимается этой наукой."
Ущелье реки Дабаханки и старое мусульманское кладбище, ныне полностью уничтоженное - там сейчас Ботанический сад.
Летопись Картли":
"Войска царя абхазов подступили к Тбилиси с этого берега Куры, с высот и низин; с другого берега реки, со стороны Исани, подступили войска кахов и эров.
И воевали они два года против Тбилиси. В ту пору эмиром состоял Джафар сын Али. Жители Тбилиси были столь стеснены, что за литру ослиного мяса платили пятьдесят драхм и не смогли они вынести голода и противостоять ожесточенной осаде. Жители Тбилиси порешили сдать город."
Ибн ал-Асир продолжает:
"когда вышла провизия и прекратилась доставка провианта, жители города послали в Азербайджан к мусульманам за помощью и за военной поддержкой. Но когда гузы дошли до Азербайджана и абхазы услышали об их приближении и о том, как они поступили с армянами, они, сильно испугавшись, отступили от Тифлиса.
Старый город Тбилиси.
Армянская церковь Кармир Аветаран - самый высокий храм в Тбилиси, ныне разрушена. На переднем плане интересные остатки крепостных стен.
"Летопись Картли"
"Приступил царь Баграт к заботам. Прибрал башни над вратами (со всеми) людьми, занял крепость городскую Дариджели, обе башни Цкалкини И Табори и разместил в них своих воинов и эриставов. Лишь исанцы разрушили мост и не сдали Исани; приставили к ней стенобитные орудия и метали в Исани стрелы"
Район Авлабар и церковь Кармир Аветаран.
ИБН АЛ-АЗРАК АЛ-ФАРИКИ
ИСТОРИЯ МАЙЯФАРИКИНА
Царь Давуд (Давил Строитель), царь грузин и абхазов, сильно теснил его (Тифлис). Тогда они (жители) отправились к султану Тогрулу, который находился в Джанзе и Арране. И он им дал наместника (шихне). Все же притеснение их со стороны царя грузин не прекратилось. Тогда они сошлись на том, чтобы платить ему ежегодно десять тысяч динаров и чтобы у них находился наместник только с десятью всадниками. Так они продолжали оставаться в течение некоторого времени.
В пятьсот пятнадцатом году (1121/2 г.) 12 жителей Тифлиса отправили Наджм ад-дину Ильгази приглашение (прибыть) с тем, чтобы они сдали ему Тифлис. Перед тем он (Тифлис) находился в руках его жителей в течение сорока лет. Обладателями же его в течение двухсот лет были люди (из его жителей), называемые джафаридами (бану Джафар - арабское племя), которые вымерли. Затем власть перешла к его жителям, и каждый месяц правил один из них.
Возвратился и царь абхазов (Давид Строитель) и, остановившись у Тифлиса, осадил его. Затем захватил его мечом и вошел в него в (пятьсот) пятнадцатом году. Он подверг его грабежу и сжег большую часть его. После этого он дал пощаду (айан) жителям и отнесся к ним хорошо. Он установил для них условия по их выбору. Он постановил, чтобы в той части, где живут мусульмане, не было свиней, и чтобы их не закалывали среди них. Он выпустил для них монеты с именем халифа и султана на лицевой стороне. Он установил для них азан и молитву (салават). Он поставил условием также, чтобы ни грузин, ни еврей, ни армянин не входил в баню Исмаила, и чтобы в пятницу с минбара молились за халифа и султана и не молились за него с минбара. Он установил плату для грузина (в год пять) динаров, для еврея - четыре динара, а для мусульман - три динара. Он поставил также условием, чтобы кровь того, кто причинит страдания мусульманину, не будет иметь цены для мусульман. Он относился к мусульманам весьма благосклонно и оказывал такое уважение и почет религии. науке и суфизму, какого они не имели и среди мусульман.
Все эти привилегии я видел целиком сохранившимися для мусульман и поныне, когда я пришел к ним в пятьсот сорок восьмом году (1153/4 г.).
Ибн-Хаукаль писал:
"Тифлис - город больше вселенной, ибо во всей вселенной не найти таких бань, как в Тифлисе. Вода в них кипит сама, без помощи огня"
Русский купец и паломник Василий Гагара (Яковлев):
«Божьим созданием тех горячих колодезей есть за шестьдесят. И над колодезями учинены палаты вельми красные, а в тех палатах и в тех колодезях моются христиане и басурмане, и трутся кисеями, а не вениками, а веников не знают...»
Крыши бань в районе Абанотубани.
Общий вид на старый город - Кала.
Эвлия Челеби (1611-1682 гг.). "Книга путешествий":
ПОВЕСТВОВАНИЕ О [ГОРОДЕ] ТИФЛИСЕ
По словам летописца Персии, автора «Шереф-наме», этот город построил хазинедар Искандера Зулькарнейна Битлис... (мусульмане любили приписывать все великое Зулькарнайну, т.е. А. Македонскому).
Окружность Большой крепости, построенной Битлисом (на берегу этой реки, на отвесной скале, составляет шесть тысяч шагов. И строение это древнее. Высота стен достигает шестидесяти локтей, они имеют семьдесят башен и три тысячи зубцов. У [крепости] есть одни ворота с мостом. Рва нет. Над рекой Курой стоит Водяная башня. Во время осады [через эту башню достают воду] и утоляют жажду. Внутри крепости шестьсот домов с [плоскими] земляными крышами. Дворец хана [стоит] в этой крепости. Есть соборная мечеть, караван-сарай, баня и маленький базар.
Малая крепость [города] (Метехи) построена позднее шахом Йездигердом. Это небольшая четырехугольная крепость на крутом холме. Около моста есть узкие ворота. Внутри крепости - триста домов и соборная мечеть, но базара и других подобных строений нет. Эта крепость стоит к северу от Большой крепости. Но надо сказать, что [стены] Малой крепости мощнее, чем стены Большой крепости. Башни [крепости охраняют] три тысячи защитников. В темные ночи они перекликаются, произнося слова: "Хода хуб" (перс. «бог добр, милостив» )
Большинство жителей [крепости] начиная со времени османов - сунниты ханифитского и шафиитского толка. Здесь много улемов.
Главная башня тбилисской цитадели.
ИБРАХИМ РАХИМИЗАДЕ
КНИГА ПОБЕД ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА СУЛТАНА МУРАД-ХАНА
Взятие крепости Тифлис
"На 20-ый день джумадуль-ахир 986 года (26 августа 1578 года), в понедельник прибыли к [предмету] томления правителей - крепости Тифлис, о которой упоминается в исторических книгах, и которая была построена во времена справедливого Ануширвана (Хосров I Ануширван - шахиншах Ирана в 6 веке.).
Красивая Тифлисская крепость по глубине своих рвов и симметрией башен является подобием Халебской крепости - достоинства арабских стран. Огромная река, называемая ими Кюр сую, подобно реке Туне (река Дунай) протекает рядом с вышеупомянутой крепостью. С одной стороны, славный город со знаменитым фортом, с другой, пригород с некоторыми благоустроенные церквами, и в особенности с многочисленными ильче, находящимися в оврагах, напоминает Буд и Пешт в Энкрусе (Будапешт в Венгрии).
25-го числа упомянутого месяца (31 августа 1578 года), что пришелся на пятницу, в соответствие с [108] августейшим намерением счастливого падишаха - покровителя религии, появилась большая мечеть, и были определены села для передачи под вакуфы.Когда все приготовления для проведения пятничной молитвы были завершены, собралось все мусульманское население и на имя августейшего падишаха была прочитана прославляющая хакана хутба. После произнесения присутствующими газиями и борцами за веру тысяч возгласов и стенаний во имя упрочения могущества султана /17а/ на минбар взошел дамат - гордость улемов и толкователей [Корана] Мевляна Валехи Эфенди. Произнесенные им великие аяты и хадисы великодушного пророка, четкое обоснование на законе шариата того, что осуществляемые поход и джихад являются богоугодным делом, привело исламское войско в религиозный трепет, они вознесли многократные молитвы во хвалу властелина мира и продления величия и могущества избранного падишаха. Затем из числа бёлюк халкы (придворные сипахии в Османской империи), янычаров и прочих были назначены [части] для охраны [ крепости ], выделено вооружение, завершены дела по оснащению вышеупомянутой крепости пушками и другим оружием, обеспечены запасы провианта и выделены средства на расходы."
Общий вид Старого города.
Другие мои посты о Грузии:
Каджарские портреты из собрания Национального музея Грузии Тбилиси и его Старый город Тбилиси - исторический центр города Тбилиси и его крепость Нарикала Национальный музей Грузии и его Золотая кладовая