Якопо Бассано. Венецианский талант 17-го века и его почти что кубистическая "Тайная Вечеря"

May 26, 2015 00:49


Оригинал взят у veniamin1
в
Якопо Бассано. Венецианский талант 17-го века и его почти что кубистическая "Тайная Вечеря".

Это мой пост из лета 2012-го года. Сейчас я совсем немного добавил текста и помещаю здесь В другом посте, позже этого я рассказал как в своё время я открыл эту работу и самого художника
для себя. И тогда, ещё ничего не зная и не читая, я определился, что это есть работа высшего ряда мировой живописи.
Потом, я узнал, что по инерции, критика веками относилась к Якопо Бассано, как художнику второго ряда. Наверное когда-то кто-то брякнул его снобистское и необоснованное мнение,
а потом такие же как он, веками повторяли. И только поздно в 20-ом веке, искусствоведение посмотрело пристально и с вниманием и сразу определило Бассано в маленькую группу великих
создателей Венецианского Ренессанса. На одном уровне с Джорджоне, Тицианом, Беллини и т.д. В статье вы увидите имена всех. И мне до сих пор приятно, что, ещё ничего не читая,
я сразу понял какого уровня это художник. Эта "Тайная Вечеря" --просто замечательная.

======================================




Тайная Вечеря, 1542, Якопо Бассано,
Last Supper 1542, by Jacopo Bassano(1510-1592)

Сегодня я должен был закончить про художницу Виже-Лебрён. И у меня уже практически все картинки обработаны. Но на большой кусок работы мой организм не соглашается. Не могу его победить.
Эту "Тайную Вечерю" я давно собирался показать. Я не буду расказывать и показывать этого художника. Только пару слов для понятия. Это Венецианская школа позднего Ренессанса.
Когда умер Рафаэль(1520) сразу или чуть позже(по разному относятся) наступил конец эпохи Высокого Возрождения и начался Маньеризм. Но Венеция сохраняла и развивала поздний Венецианский Ренессанс.
Начало школы идёт от Беллини и Джорджоне (жмите в метках Джорджоне), его ученик Тициан (в метках), великие, и главное интереснейшие таланты Веронезе и Тинторетто и примкнувший к ним всем, наш герой
Якопо Бассано.
Западные историки искусства включают этого Бассано (большая династия художников)в главные имена основателей и создателей Венецианской школы. Вообще-то, этот Бассано (его отец был успешный художник и
из четырёх сыновей-художников самого Якопо двое достигли серьёзной известности)
был первым пейзажистом. Пейзаж, конечно, создали фламандцы в 15 веке. У них взяла Италия. Но Бассано был первым, кто писал очень много пейзажных работ.
Давайте посмотрим.

Я поместил эту картину, потому что мне на самом деле нравится. [Можно кликнуть и открыть всю небольшую статью]

Бассано был интересной личностью. В 30-х годах он пожил несколько лет в Венеции и учился у известного художника. Но в 1539 г. умер отец и Бассано вернулся в их городок Бассано-дель-Граппа, недалеко от Венеции,
и прожил там до самой смерти больше чем 50 (пятьдесят) лет. Его не тянуло в столицы. Редкий характер. Похоже, что он знакомился с живописью по эстампам. Но не забудьте, что эстампы (гравюры) были чёрно-белые.

Эту замечательную и такую оригинальную работу Бассано написал через три года после того как он вернулся домой. В этом определённо было преимущество. Родной город, семейная мастерская от отца и все в городе
его знали. Спокойная, уверенная жизнь, которая позволяла заниматься живописью без особенных волнений. На картине явно ощущается интерес Бассано к Маньеризму.
В дополнение к Маньеризму, нет сомнений, что на эту работу повлияли определённые гравюры (ксилография; есть в метках) Дюрера и понятно, что Бассано видел работы Рафаэля. Я не знаю кто будет столько читать.
Теперь и вычеркнуть нечего.

Замечательный результат влияния Дюрера и Рафаэля мы видим в том, как Якопо написал участников драмы такими эмоционально заряжёнными. Вы чувствуете напряжение, которое Якопо подвесил в воздухе? Всё дрожит!
Почти что буквально. Эмоциональность участников художник соединил с динамикой сцены и с очень интересно стилизованными позициями фигур. Переплетение ломаных линий в разных плоскостях, практически создаёт
впечатление кубизма.

Именно так, великая "Смерть пикадора" Гойи повлияла на Пикассо и на создание кубизма.

Маньеризм придавал значение деталям. Бассано очень удачно и наверное можно сказать творчески, использовал это. Художник деталями и такой удачной, оригинальной композицией, заставил наше внимание двигаться
от фигуры к фигуре, от одной сценки к другому островку из пары Апостолов. Мы идём по кругу и не хочется отрываться. Бассано, живя почти что в деревне, умел использовать то что создавали великие
предшественники, а также новые стили и направления.
У него больше не будет такой удачи в многофигурной композиции. Но эта работа, на самом деле -- настоящая удача. Здесь всё получилось. И кожа живая--тёплая, а? Мышцы и сухожилия не картинные.
А посмотрите какую штуку Бассано сделал с босыми ногами подстолом. Они почти что живут отдельно. Давайте немного посмотрим на участников. Кроме Христа, мне нравятся все.
Христос похож на Радзиховского, когда, давненько, (уже много лет ничего не смотрю)Радзиховский молчал несколько секунд, а потом отвечал на вопрос.
Не надо делать тупые и пошлые замечания. Общее сходство есть на самом деле. Но сам Христос какой-то непонятный. Не получился. Он сказал Апостолам, что его сегодня предадут и уже не смотрит на них, а думает
о том, что случится. Мы видим это на его лице. Именно так, часто, или нередко, писали Христа в "Тайной Вечере".. Видите как бывает. Всё было задумано абсолютно правильно, но что-то не получилось. Может
быть это только я так вижу и чувствую? Я вижу, что на лице Христа показаны его чувства о том, что с ним случится, но их, чувств нету. Они только показаны.

Иоанн, как всегда молоденький и спит. Здесь он не похож на женщину, но очень нежный юноша. Те идиоты, которые пытаются объявить что Леонардо да Винчи написал вместо Иоанна, Марию из Магдалы, просто идиоты!
Есть более ранние работы "Тайная вечеря", ещё из 15-го века, где Иоанн ещё больше написан похожим на девушку, чем у да Винчи. Это была традиция. И больше ничего.
Длинными веками маленьких мальчиков одевали как девочек. С этим нет проблем, умники? Пустышки хотят продавать публике, созданные ими самими тайны и с этого кушать белый хлеб с чёрной икрой.

На этих работах почти всегда один Апостол с ножом. Я не могу назвать их всех. Но рядом с Христом всегда есть его брат Яков и Пётр. Похоже, что лысый Апостол справа от Христа(смотрим от нас) это Пётр,
который по воле художника предчувствует страшные, унизительные события, которые его ждут этой ночью. Все остальные Апостолы, динамикой, эмоцией фигур и выразительными движениями рук активно участвуют в
обсуждении того, что сказал Христос. Все, кроме одного.
Тот что слева в тёмнозелёной одноцветной одежде, стоит один и не кричит, не размахивает и не вопрошает--КТО? Наверное можно не сомневаться, что это и есть Иуда.

Поставьте картину на экран (максимально большую), комфортно, без напряжения откиньтесь в кресле и медленно, по кругу, снова посмотрите на эту удачную, талантливую работу, на
многократно повторенный сюжет в мировой живописи.


Вениамин.

16 век, Италия, маньеризм, живопись

Previous post Next post
Up