Марк Ротко, часть 2: "Фирменный стиль"

Feb 19, 2015 11:01

Оригинал взят у lisaflay в Марк Ротко, часть 2: "Фирменный стиль"
Предудыщее части:
Марк Ротко, часть 1: Путь художника.
Марк Ротко, бонус: люди.

Главной поворотной точкой развитиия Ротко в 40-х стал отказ от мультиформ в пользу его "классического стиля": цветовых полей в форме размытых горизонтальных прямоугольников, расположенных один над другим. Ротко без устали экспериментировал с форматом картин и комбинациями цветов и тонов в поисках способа передачи различных настроений и эмоций. Но, несмотря на разнообразие, каждое полотно безошибочно узнаваемо, как именно его работа.



Без имени, 1950.




Без имени, 1952.

Художники-авангардисты Нью-Йорка 50-х - такие фигуры как Джексон Поллок, Виллем де Кунинг и Барнет Ньюман - культивировали индивидуальные, легко отличимые друг от друга стили, называемые “фирменными". Первым таким художником, на поколение раньше, был Пит Мондриан.

До Второй Мировой войны мировой культурной столицей был Париж. В пятидесятых этот титул был узурпирован Нью-Йорком. Там художники хотели быть независимы от европейского авангарда и создать чисто американское искусство. Кроме "фирменного стиля" общей среди них была бросающаяся в глаза тенденция работы на очень больших полотнах. Их использование привело к новому, более физическому способу рисования. В то же время они надеялись, что крупногабаритные картины произведут на зрителя немедленное и сильное впечатление. В 1951-м Ротко сказал, что главная причина большого размера его полотен именно в том, чтобы добиться интимности со зрителем, чтобы тот мог почувствовать себя внутри картины.



"Оранжевый и цвет загара" ("Orange and tan"), 1954.

Муниципальный музей Гааги владеет самой обширной в мире коллекцией работ Пита Мондриана, тогда как большинство полотен Ротко находятся в Национальной галлерее Искусств в Вашингтоне. Благодаря сотрудничеству между этими музеями, эта выставка предоставляет уникальную возможность поставить Мондриана и Ротко лицом к лицу. На первый взгляд, эта идея может показаться странной, учитывая такую непохожесть стилей. Однако сравнение интересное.



Пит Мондриан, "Море после заката" ("Sea after sunset"), 1909.

Мондриан был первопроходцем абстрактного искусства вместе с Кандинским и Малевичем. Начиная с 1913, в европейскоем искусствое произошёл переворот, вызванный появлением их картин, лишённых какой либо связи со внешним визуальным миром. После Второй мировой войны в США появилось новое поколение абстракционистов, включая Джексона Поллока, Барнетта Ньюмана и, конечно, Марка Ротко.

Когда в 1940-м Мондриан прибыл в Нью-Йорк, американские художники встретили его как героя. Молодые артисты не могли избежать его влияния, а тем более сравнения с мастером. Например, Ротко как-то был назван "расплывчатым Мондрианом". Сам Ротко говорил, что не заинтересован в его стиле, но в то же время называл его "самым чувственным художником", которого он знал.



Пит Мондриан, "Композиция No. IV" ("Composition No. IV"), 1909.

Эта галерея сводит вместе одни из последних работ художников. В случае Ротко это огненно-красная картина, которая будто вот-вот займётся пламенем. Она чрезвычайно яркая, особенно в сравнении с другими творениями его последних лет. "Победа Буги Вуги" Мондриана представляет собой тоже конец и начало: рождение современного послевоенного американского искусства. Эта картина быстро приобрела репутацию мифических пропорций и стала точкой отсчёта для многих американских художников.



Без имени, 1969.



Без имени, 1970.


Пит Мондриан, "Победа Буги Вуги" ("Victory Boogie-Woogie"), 1944.

В ранние годы Ротко всегда использовал яркие цвета, но начиная с поздних 50-х его палитра стала более мрачной. Это не значит, что все его полотна стали тёмными, но он использовал всё меньше и меньше ярких цветов. К тому же он ненавидел, когда его называли колористом.
"Люди, которые рыдают перед моими картинами, испытывают те же религиозные чувства, что и я, когда я писал их. И если вы, как вы говорите, тронуты лишь их цветовыми взаимоотношениями, то вы ничего не поняли".



Без имени, 1956.



Без имени, 1958, переработана в 64-65.



Без имени, 1968.

Тaкже он придавал очень большое значение тому, в каких условиях демонстрировались полотна, и даже отказывал предложениям о выставке, если понимал, что ему не предоставят достаточного контроля над обстановкой.



Без имени, 1957.



Без имени, 1959.

В поздние 50-е и 60-е он получил несколько предложений создать полотна специально для интерьеров: сначала, для ресторана на Манхэттене, и затем для капеллы в Хьюстоне.



Скетч для фрески для ресторана Four Seasons ("Seagram mural"), 1958.



Скетч для гарвардской фрески, 1962.В 1968-м у Ротко была обнаружена артериальная аневризма. Игнорируя рекомендации врача, художник продолжал много пить, курить и отказался садиться на диету, однако послушался совета не браться больше за масштабные полотна размерами больше метра в высоту и начал работать в более компактных форматах.



Без имени, 1969.
Уже не в первый раз художник впал в клиническую депрессию. Оставив жену и детей, он переехал в свою студию. 25-го февраля 1970-го он принял чрезмерную дозу антидепрессантов и перерезал себе вены. Ротко умер среди своих картин.



абстрактный экспрессионизм, Америка, 20 век

Previous post Next post
Up