Выставка в Лондоне "Питер Рубенс и его наследие"

Jan 29, 2015 10:12

Оригинал взят у galik_123 в Выставка в Лондоне "Питер Рубенс и его наследие"
Новость из мира искусства



Питер Пауль Рубенс, Триумф Генриха IV, 1630. Метрополитен-музей

Выставка, посвященная влиянию Питера Пауля Рубенса на европейское искусство, открылась 24 января в лондонской Королевской академии искусств. Питер Пауль Рубенс (1577-1640) был центральной фигурой фламандского искусства XVII века. Универсальность таланта Рубенса и его поразительная творческая продуктивность роднят его с мастерами Возрождения.
Вся выставка разделена на темы: "Поэзия", "Элегантность", "Сила", "Эротика", "Сострадание" и "Жестокость". Каждая из тем представлена картинами и гравюрами Рубенса и тех, на кого он в той или иной степени повлиял. На стенде в первом зале выставки можно прочитать такие слова: "Французские художники были очарованы эротизмом и поэзией произведений Рубенса, немецкие - их энергетикой и патетикой, испанские - драматизмом его религиозных работ, а английские - его портретами и буколическими пейзажами."
В зале поэзии представлены пейзажи Рубенса и самых знаменитых английских художников - Джона Констебла, Томаса Гейнсборо и Уильяма Тёрнера, в зале, посвящённом элегантности, можно сравнить портреты Рубенса с произведениями Антонио ван Дейка и Жана Оноре Фрагонара, а в зале эротики оценить, как по-разному отразилось влияние Рубенса в работах Пабло Пикассо и Поля Сезанна.
По словам куратора выставки "...каждый из художников концентрируется на "своих" аспектах живописи Рубенса, и работы, представленные на этой выставке, демонстрируют различные варианты влияния: здесь есть и точные копии, и творческие копии, и стилизации, и "цитаты", которые лишь перекликаются с картинами Рубенса. Только самые лучшие художники могли "перевести" визуальный язык Рубенса так, чтобы он стал их собственным стилем. Мы счастливы, что смогли объединить такое количество произведений, чтобы продемонстрировать значение наследия Рубенса для живописи последних трех веков".

Картины Рубенса насыщены бурным движением. Обычно для усиления динамики он прибегал к определенной композиции, в которой преобладает диагональное направление - это поистине мир, где нет покоя.



Питер Пауль Рубенс, Охота на тигров и львов,1616. Музей изобразительных искусств Ренна

А вот две картины, в которых явно видим отклик на сюжет Рубенса: Эдвин Генри Ландсир - английский художник и скульптор эпохи романтизма, и Эжен Делакруа - французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи.



Эдвин Генри Ландсир, Охота "Chevy Chase", 1825-26. Бирмингем, Музей и художественная галерея



Эжен Делакруа, Охота на львов, 1858. Музей изящных искусств, Бостон

Рубенс обращался и к жизни природы. Пейзажи Рубенса - широкие равнины, тучные стада, могучие деревья, спокойное приволье или, наоборот, разбушевавшаяся стихия, пронизаны чувством неизменного жизнеутверждения.



Питер Пауль Рубенс, Вечерний пейзаж с лесом, 1630-40. Музей Бойманса ван Бёнингена, Роттердам

И вот, как отразилось его видение природы в творчестве европейских художников. Далее, Джон Констэбл - английский художник-романтик, и Эдуард Мане - французский живописец, гравёр, один из родоначальников импрессионизма.



Джон Констэбл, Телега с сеном,1821. Музей Виктории и Альберта, Лондон



Эдуард Мане, Рыбалка, 1862-63. Метрополитен-музей

Перекличка портретной живописи Рубенса и Антониса Ван Дейка - нидерландского живописца и графика, мастера придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко.



Питер Пауль Рубенс, Портрет Марии Гримальди и её карлика, 1607. Kingston Lacy, The Bankes Collection (The National Trust)



Антонис Ван Дейк, Генуэзская дама и её сын, 1626. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Влияние Рубенса на Антуана Ватто - французского живописца и художника, основоположника и крупнейшего мастера стиля рококо.



Питер Пауль Рубенс, Сад любви,1633. Музей Прадо, Мадрид



Жан-Антуан Ватто, Удовольствия бала, 1715-17. By Permission of the Trustees of Dulwich Picture Gallery, London

Эротика в картинах Рубенса, Ван Дейка, Буше, Делакруа, Сезанна.



Питер Пауль Рубенс, Пан и Сиринга, 1617. Государственный музей, Кассель, Германия

Франсуа Буше - французский живописец, гравёр, декоратор, представитель художественной культуры рококо.



Франсуа Буше, Пан и Сиринга, 1759. Национальная галерея, Лондон



Возможно Антонис ван Дейк, Пьяный Силен, поддерживаемый сатирами,1620. Национальная галерея, Лондон



Эжен Делакруа, Триумф Аполлона, 1853. Fondation E.G. Bührle Collection, Цюрих

Поль Сезанн - французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма.



Поль Сезанн, Три купальщицы, 1875. Частная коллекция



Питер Пауль Рубенс, Апофеоз Якова I... , эскиз к росписи потолка... The Apotheosis of James I and other studies, 1628-30. Purchased with sistance fromthe National Heritage Memorial Fund

Сэр Джеймс Торнхилл (1675/1676-1734) - английский художник, писал на исторические темы в итальянской барочной традиции.



Сэр Джеймс Торнхилл, Король Вильгельм III и королева Мария представляют освобождённую Европу, эскиз к росписи потолка Большого Зала, Гринвич-госпиталя,1710. Музей Виктории и Альберта, Лондон

На выставке можно увидеть и современное искусство, перекликающееся, по мнению кураторов выставки, с творчеством Рубенса.



Френсис Бекон, Спящая фигура, 1959. Частная коллекция

Многие из выставленных картин имеют интересную историю. Так, один из пейзажей Рубенса в свое время приобрел первый премьер-министр Великобритании Роберт Уолпол, и долгое время он украшал его усадьбу Хатон-холл в Норфолке, другие работы художника, украшали резиденцию Марии Медичи.

16 век, 17 век, Выставки, Фландрия, живопись, барокко

Previous post Next post
Up