Тбилиси - исторический центр города

Dec 16, 2014 16:00

Продолжаем нашу прогулку по славному городу Тбилиси. Раньше мы осмотрели главную цитадель города - Нарикала, теперь пройдемся по другим тбилисским твердыням, ибо Тбилиси - город крепостей, именно так он задумывался своими создателями персами в первых веках н.э. И опять окунемся в его тревожную историю, ибо история Тбилиси - это история штурмов и осад, и твердости духа его защитников.

Настоящим символом города считается Успенская церковь в Метехи, возведенная в 13 веке. К сожалению, она вся стояла в лесах. Но история будет не про этот древний храм, а про ту скалу, на которой она стоит. Ведь раньше здесь располагалась обширная крепость и дворец, где жили правители Тбилиси. Назывался этот район по разному - Согдебиль, Исани, Авлабар, Метехи. Эта крепость веками конкурировала с главной цитаделью - Нарикалой, и до сих пор нет четкого мнения, какая из них была важнее для города...



Основали крепость в Метехи, как и цитадель на горе, персы. Великий шах Хосров Ануширван построил крепость Согдебиль на левом берегу реки Куры. Вот, что писал арабский историк Ибн ал-Асир:

ПОЛНЫЙ СВОД ИСТОРИИ - ТАРИХ АЛ-КАМИЛЬ
"О том, что сделал Ануширван в Арминии и Азербайджане. Арминия и Азербайджан частью принадлежали (до арабов) румам, частью хазарам.

И построил в стране Джорзан (Грузия) город Согдебиль и поселил в нем согдийцев и персов. И построил также ворота Ал-лан (Аланские ворота) и отвоевал все, что было из страны Арминии в руках румов."

Зачем персам понадобилось строить две крепости в Тбилиси не совсем понятно. Хотя это был их важнейший центр власти в стране Картли, и возможно вторая крепость должна была надежней защищать стратегические мосты через Куру.

Естественно, памятник рядом с храмом принадлежит не Ануширвану, а легендарному грузинскому царю Вахтангу Горгасалу (440-502 гг.)


С эти местом связанны последние часы жизни святого покровителя города Тбилиси мученика Або Тбилели (Тбилисского). Св. Або был арабом, принявшим христианство, за что он и поплатился жизнью 6 января 786 г., в день Крещения.

"Житие и страдание святого славного мученика Або Тифлисского"
"Оттуда тело св. Або вывезли за город и положили на месте, называемом Сагодебели, т.е. "место плача". Там находилось городское кладбище. Разложив костер из сена и дров и облив честное тело мученика нефтью, подложили огонь и таким образом сожгли все тело страдальца за имя Христово. Это происходило на западной стороне городской крепости, на краю скалы, подле моста чрез реку Куру, известного под названием "мост мученика".

Сейчас, на месте кремации Або Тбилисского возведена небольшая церквушка, ее можно видеть рядом с мостом.


Именно в Согдебиле находилась резиденция правителей Тбилиси, возможно только первые персидские наместники сидели в Нарикале. После возведения замка в Метехи все эмиры и цари сидели на этой скале. Тбилисский эмир Исхак ибн-Исма'ил существенно укрепил Согдебиль, но это не спасло его от гнева всесильного халифа Мутаваккиля. Исхак ибн-Исмаил решился в очередной раз не платить дань в Багдад, Тбилисский эмират почти сразу после своего основания начал претендовать на самостоятельность. Поэтому в Тбилиси была послана карательная экспедиция, состоящая преимущественно из тюрков - гвардии халифата. В 237/851 году халиф Мутаваккил послал тюрка Абу Муса Буга Старшего для подавления восстания.
ИБН АЛ-АСИР
ПОЛНЫЙ СВОД ИСТОРИИ
"О том, что сделал Буга в Тифлисе"

"Мы уже упомянули о том, что Буга пошел на Тифлис и осадил его. Отправляясь туда, Буга послал вперед Зирака-тюрка и тот переправился через реку Курр. Это большая река, на (западном) берегу которой находится город Тифлис, а на восточном - крепость Согдебиль. Переправившись через реку, Зирак расположился на мейдане Тифлиса. Кроме того, Буга послал еще абу-л-‘Аббаса ал-Варсани, христианина, к жителям Арминии - арабам и не-арабам. (Зирак) подошел к Тифлису со стороны мейдана, а абу-л-'Аббас со стороны ворот предместья. И вышел Исхак ибн-Исма'ил, клиент умайядов, из Тифлиса, против Зирака и столкнулся с ним у мейдана. Буга же стоял на высоком холме и следил за действиями Зирака и абу-л-'Аббаса. Затем Буга вызвал нефтеметателей, и те подожгли город и сожгли его, так как он был построен из соснового дерева. Подойдя к городу, Исхак ибн-Исма'ил увидел, что огонь охватил уже его дворец и невольниц и окружил его. Тогда к нему подошли тюрки и магрибийцы и взяли его и его сына 'Омара в плен и привели их к Буге, который приказал отрубить ему голову и повесить его тело на реке Курре. Исхак ибн-Исма'ил был толстый старик с большой головой и косоглазый.

В городе сгорело около пятидесяти тысяч человек, уцелевшие были взяты в плен, а убитые ограблены. Были также взяты семья Исхака и что уцелело от его имущества в Согдебиле. Это был укрепленный город рядом с Тифлисом, построенный Ануширваном и укрепленный Исхаком, поместившим в него свое имущество вместе со своей женой, дочерью владетеля Серира (Престола)."

Стены Крепости Исани, т.е. древнего Согдебиля. Сохранилось лишь несколько участков, сильно перестроенных в 18 веке.


Слева тут видна беседка дворца царицы Дареджан, жены царя Ираклия II,которую я снял так криво)


После того как Тбилиси вошел в состав Абхазского царства, сюда была перенесена столица из Кутаиси. Абхазские цари - объединители всей Грузии, устроили свою резиденцию тоже в Исани-Согдебиле. Поэтому дворец легендарной царицы Тамары тоже был здесь.
Но, произошло это не сразу, абхазы долго пытались овладеть Тбилиси, этот процесс растянулся на столетия.
Поначалу, они даже платили дань Тбилисскому эмирату. Об этом писал Мас'уди в 10 веке:

"Абхазы и хазраны платят харадж владетелю пограничной области Тифлис со времен завоевания этого города мусульманами и утверждения их в этом городе в царствование халифа Мутеваккиля. В Тифлисе был человек, по имени Исхак-ибн-Исмаиль; при содействии бывших с ним мусульман он сумел подчинить себе окружавшие его племена, и они подчинились ему и примирились с уплатой в его пользу поземельной подати; ему были подвластны все здешние племена, пока Мутеваккиль не прислал Буга; тот расположился лагерем около Тифлиса и осаждал его, пока не завоевал его мечем. Он убил Исхака, властвовавшего над всей страной. Я полагаю, что этот Исхак был Курейшит из колена Омейядов или принятый в их среду вольноотпущенник."



Несмотря на то, что Абхазия уже в 10 веке контролировала почти все грузинские земли, территория Тбилиси все еще удерживалась местными мусульманами. Осада города 1038-40 гг. описана в "Летописи Картли":

"Войска царя абхазов подступили к Тбилиси с этого берега Куры, с высот и низин; с другого берега реки, со стороны Исани, подступили войска кахов и эров.
И воевали они два года против Тбилиси. В ту пору эмиром состоял Джафар сын Али. Жители Тбилиси были столь стеснены, что за литру ослиного мяса платили пятьдесят драхм и не смогли они вынести голода и противостоять ожесточенной осаде. Жители Тбилиси порешили сдать город."

Но, абхазы так и не взяли город, так как из Азербайджана на помощь жителям Тбилиси пришли тюрки-сельджуки. Об этом пишет Ибн ал-Асир:

"когда вышла провизия и прекратилась доставка провианта, жители города послали в Азербайджан к мусульманам за помощью и за военной поддержкой. Но когда гузы дошли до Азербайджана и абхазы услышали об их приближении и о том, как они поступили с армянами, они, сильно испугавшись, отступили от «Тифлиса».

Война за Тбилиси продолжилась, и именно крепость в Исани держалась дольше всего. Абхазский царь Баграт не мог захватить город даже с нескольких попыток.

"Летопись Картли"
"Приступил царь Баграт к заботам. Прибрал башни над вратами (со всеми) людьми, занял крепость городскую Дариджели, обе башни Цкалкини И Табори и разместил в них своих воинов и эриставов. Лишь исанцы разрушили мост и не сдали Исани; приставили к ней стенобитные орудия и метали в Исани стрелы"

Своды храма в Метехи. Они разрушались и восстанавливались множество раз, вплоть до 19 века, поэтому какая-либо отделка тут не сохранилась.




Только в 1122 Давид Строитель присоединил Тбилиси к Абхазскому царству и сделал его своей столицей. В городе началось обширное строительство. Были возведены многие церкви и дворцы, к сожалению, до нашего времени они не дошли.

Легендарная царица Тамара - "царица абхазов, картлов, кахов, ранов". Копия фрески из монастыря Бетания, выставленная в Метехской церкви.


Резной портал в церкви Успения.


Надписи на стене церкви.


Вид замка Метехи в 19 в. Правда, это уже тюремный замок, построенный русскими, а старую крепость взорвал генерал Ермолов. (Кликабельно)



В 1920-х тюрьма Метехи стала местом содержания противников советской власти. Узник Метехского тюремного замка белогвардейский офицер Мальсагов С.А. оставил красочное описание этого места:

"По истечении нескольких недель я был перемещен в главную кавказскую тюрьму Метех в Тифлисе. Как и ныне, Метех использовался в 1923 году исключительно как место содержания под стражей политических заключенных; обычные уголовники размещались в государственной тюрьме. В замке находилось 2600 белогвардейцев, включая большое число грузинских меньшевиков.

Каждую неделю в четверг ночью расстреливалось от шестидесяти до ста человек. Эта ночь была сущим адом для всего Метеха. Мы не знали, кому суждено быть расстрелянным, и поэтому каждый ожидал смерти. Ни один человек не смог сомкнуть глаз до самого утра. Непрерывное кровопролитие оказалось пыткой не только для заключенных, но и для людей, живущих на свободе, вне тюрьмы Все улицы вокруг Метеха долгое время были необитаемы. Население этого квартала бросало свои дома, будучи не в состоянии больше слышать выстрелы палачей и пронзительные крики и стоны их жертв."

Тюрму Метехи разрушили уже в 50-х годах - все таки тюрма, да еще с таким тяжелым прошлым, не самое лучшее украшение  для центра города. (Кликабельно)



На старом фото района Авлабар, что выше, на заднем плане, за тюрьмой Метехи высится огромная церковь - это армянский собор Кармир Аветаран или церковь Красного Евангелия, ее возвели в 18 веке. Это самый большой храм города, вернее он был таковым. 13 апреля 1989 года он был взорван, считается, что взорвали церковь из-за угрозы обрушения (накануне произошло землетрясение). После взрыва купол рухнул, но один из фасадов устоял, и несмотря на угрожающие трещины, продолжает стоять.



Восстанавливать Кармир Аветаран видимо никто не собирается. Хотя на реставрацию исторических памятников в Грузии тратятся огромные деньги, но тут ведь церковь армянская, тем более такая большая... в конце концов, что зря взрывали? В принципе, это известное явление - уничтожение памятников чуждых идеологий практикуется повсеместно. Сами армяне уничтожали исламские постройки, русские уничтожали наследие Османской империи и Золотой Орды, в Азербайджане крушили армянские храмы, поэтому демонизировать грузин тут не следует. К тому же, руины от собора остались живописные, даже в разрушенном виде храм производит сильное впечатление.





Что мне еще здесь понравилось - это, вот эти надписи - Степ, Марин и прочих) Почти все русские, и весьма давние - с 1974 года (я тогда только на свет родился). Создается даже некоторое ощущение, что эти советские Степы-Марины-Иры и разворотили церковь, думается, поэтому эти надписи и оставили:)







Дома над Курой в районе Авлабар, с арабского его название переводится - "вокруг крепости". Т.е. это район, сформировавшийся вокруг Метехского замка.


Напротив Метехской скалы, через реку Куру (по грузин. Мтквари, Кура - тюркское название) расположился живописнейший район Абанотубани - район серных бань. Считается, что именно здесь охотился царь Вахтанг Горгасал, и именно здесь зародился Тбилиси. Но, мы с вами уже выяснили, что это не совсем так, чему подтверждением и является район Абанотубани, наверно, самый "негрузинский район Тбилиси" - здесь находится единственная в городе мечеть, здесь же функционируют (причем до сих пор) возведенные в 17-18 веках персидские бани.

В 18 веке квартал вокруг бань называли Сеидобадом - из Ирана сюда переселялись персы-шииты, которые считали себя сеидами - потомками пророка Мухаммеда. Кстати, почти все местные бани этим персам и принадлежали.

Но, так или иначе, район теплых источников Тбилиси дал имя всему городу.



Бани стоят непосредственно над источниками, температура воды в них где-то 35-40 градусов. Поэтому воду не нужно подогревать, этому удивлялись многие путешественники.
Ибн-Хаукаль писал:

"Тифлис - город больше вселенной, ибо во всей вселенной не найти таких бань, как в Тифлисе. Вода в них кипит сама, без помощи огня"

А это русский купец и паломник Василий Гагара (Яковлев): «Божьим созданием тех горячих колодезей есть за шестьдесят. И над колодезями учинены палаты вельми красные, а в тех палатах и в тех колодезях моются христиане и басурмане, и трутся кисеями, а не вениками, а веников не знают...»

Крыши серных бань.


Район Абанотубани пересекает каньон с речкой Цавкисицкали, здесь она называется Дабаханкой. Ее вроде бы убрал в трубу, но почему-то вода течет сейчас сверху. Когда-то эта речка, выйдя из берегов затопила все местные бани, утонуло много людей.


Где-то здесь находились Банные ворота Цитадели, от которых был переброшен мост через речку Дабаханку в квартал Сеидобад.


Самая красивая Орбелиановская (Голубая) баня. Возведена в 1840 году. Так как баня заметная ее любят "сватать" А.С.Пушкину, мол бывал здесь поэт, но Пушкин посещал Тбилиси в 1829 г.,тогда ее еще не построили...




После эпических нашествий хазар в 7-8 вв. Тбилиси восстановил арабский наместник Армении Иезид ибн Усаид ас-Сулами. Об этом пишет "Летопись Картли":

"Спустя много лет после того пришел агарянин эмир по имени Хуасро, что правил в Армении, Картли и Эрети; он восстановил разоренный хазарами город Тбилиси".

Это стало началом расцвета города. При арабах цитадель Нарикала приобрела вид близкий с сегодняшнему, была укреплена крепость Согдебиль, ее стали по-арабски называть Исани. Здесь можно опять вспомнить слова Ибн аль-Асира об осаде Тбилиси тюрками в 851 году:

"В городе сгорело около пятидесяти тысяч человек, уцелевшие были взяты в плен, а убитые ограблены. Были также взяты семья Исхака и что уцелело от его имущества в Согдебиле. Это был укрепленный город рядом с Тифлисом, построенный Ануширваном и укрепленный Исхаком, поместившим в него свое имущество вместе со своей женой, дочерью владетеля Серира (Престола)"

50 тыс. погибших жителей - это, конечно, преувеличение, но общее число жителей Тбилиси возможно, действительно, исчислялось десятками тысяч. Это был огромный, по меркам средневековья, город, подобный Киеву или Новгороду. Тбилиси был в состоянии кормить свое население, все путешественники отмечали поразительную дешевизну продуктов в городе.
Ибн-Хаукаль писал:
"это город плодородный, укрепленный, богатый продуктами, дешевый в отношении цен, и благосостоянием своим он превосходит прочие богатые государства и плодородные страны. Мне говорил покупавшей однажды мед, что купил он его более 20 ритлей за диргем. Город этот представляет из себя значительную пограничную область,
В Тифлисе плавучие мельницы, на которых мелют пшеницу и зерновой хлеб, как мелют в Моссуле"

Эти суровые строения, стоящие вдоль ущелья реки Цавкисицкали, навевают образы древних крепостных стен города.


Славен был город Тбилиси не только банями и дешевизной товаров, но и тягой к учености. Здесь жил и творил в 12 веке ученый-астроном Абуль-Фазль Хобейша ибн Ибрагим Тифлиси.
Ибн-Хаукаль писал в 977 году:

«Книги путей и царств».
"Среди жителей Тифлиса безопасность и радушие господствует для иностранцев, и они питают дружеское расположение ко всякому, пришедшему к ним случайно, у кого хоть маломальская сметливость или отношение к предметам образования.
Они держатся мнений приверженцев сунны согласно старым учениям; они много занимаются науками о преданиях и уважают тех, кто занимается этой наукой."

Тбилисцы, по мнению Хаукаля, были ортодоксальными суннитами, шиизм до 10 века еще здесь не привился. Они славились свои гостеприимством, Ибн Хаукал далее пишет, что все его проблемы взяли на себя местные мусульмане, считалось, что гость не должен проводить время на постоялом дворе:

"И разлучили меня с моим багажом и имуществом и я провел одну ночь у кадия и одну ночь у их эмира. А весь товар мой тем временем был продан и было куплено все, что им казалось желательным в моих интересах, так что все мои нужды были удовлетворены. Заведовал же всем этим Абу-Бекр-аль-Каннад..."



На фото середины 19 века на возвышенности еще заметно мусульманское кладбище, сейчас там находится Ботанический сад, это как раз, за кварталом Сеидобад. Видно, что кладбище приличное - и по размерам, и по числу построек - здесь много разных мавзолеев, причем всяких, и портальных и башнеобразных. Его называли - и татарским кладбищем, и персидским, но точной информации о нем нет, сейчас, естественно, кладбище уничтожено. Мне неизвестно, чтобы это место детально исследовалось. С учетом того, что треть своего существования Тбилиси был мусульманским городом, можно предположить, что на этом кладбище можно найти могилы и времен Тбилисского эмирата.
(Кликабельно)



Ущелье реки Цавкисицкали, и не верится, что это почти центр города.


Дома нависают тут тоже весьма красиво, аж жутковато)


Есть даже водопад!


Здесь меня заловили малолетние цыганки, они высмотрели, что какой-то турист забрел в ущелье, и начали свой "рэкет" - "дай 10 лари, дай сколько сможешь". Надо признать, что рэкет у них весьма жесткий - они шли и клянчили за мной целый километр. Я даже, думаю, что эти цыганки много суровей своих коллег попрошаек из  Египта или Индии, такой навязчивасти я нигде не встречал.


А далее мы осмотрим сам Старый город Тбилиси, с его церквями и кривыми улочками. Поэтому продолжение следует...
Другие посты о Грузии:
Тбилиси и его крепость Нарикала
Национальный музей Грузии и его Золотая кладовая

архитектура, Грузия

Previous post Next post
Up