РУССКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ. Часть 1.

Nov 21, 2014 17:04

Оригинал взят у vanatik05 в РУССКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ. Часть 1.
"...С канонов классики смахнув частицы пыли,
Перешагнув реальности черту,
Не форточку, а окна в мир открыли,
Родили новых «измов» череду..."
Л.Розанова.
В скором времени в Москве может открыться частный музей русского импрессионизма, который некоторое время назад считался несуществующим в истории русского искусства, упоминания о нем в эпоху соцреализма в искусствоведческой литературе практически не существовали - он исчез из истории искусства, как град Китеж.




Да и сегодня многие искусствоведы считают, что большую часть художников, считавшихся импрессионистами, скорее можно назвать "русско-советскими живописцами, испытавшими влияние импрессионизма". И я, со своей дилетантской точки зрения, с этим мнением частично согласна. Частично - потому, что импрессионизм в России был, пусть не такой "бурлящий", динамичный, всеохватный, покоряющий умы и сердца, как в Европе, но у него было свое неповторимое, немного "грустное", чаще деревенское лицо.



Его рождение было результатом не только влияния французского импрессионизма, но и внутренними изменениями во взглядах на искусство русских художников, которые часто нагружали свои произведения большей содержательностью и предметностью, чем европейцы.
Одним из первых предшественников русского импрессионизма можно смело считать Илью Репина, как бы странно это ни звучало. И хотя этот классик русского реализма, посетив выставку импрессионистов в 1871 году, счел представленные картины интересными «с точки зрения техники, но решительно пустыми по смыслу», и он не смог избежать их влияния, увлекся на время Э.Мане и писал из Парижа: «…Обожаю всех импрессионистов, которые все более и более завоевывают себе здесь прав...».



Не изменяя реалистическому методу в основном, Репин привносил в свои работы того периода богатство и чистоту палитры, солнечный свет и воздух, густоту и "размашистость" мазка, характерные для импрессионизма.



Эти же свойства мы можем видеть в некоторых работах Поленова, который был дружен с Репиным и вместе с ним ощутил на себе влияние французских импрессионистов во время их совместного пребывания в Париже.



Его роль в распространении импрессионизма в России даже более значительна - Серов и Коровин были одно время его учениками.



У многих российских художников-передвижников мы видим иногда в их творчестве черты импрессионизма, особенно у Левитана, Борирсова-Мусатова, Сурикова.







Серов Валентин (1865 - 1911), ученик Ильи Репина, заявил о себе первым же шедевром, написанным в усадьбе Мамонтова в Абрамцево, где он с детства проводил много времени. Это была "Девочка с персиками", картина, наполненная светом и воздухом, радостным настроением и покоем, ее можно назвать первым крупным произведением в русской живописии, написанным в импрессионистическом духе.



Большое влияние на Серова оказало творчество его друзей - Михаила Врубеля и, особенно, Константина Коровина, вместе с которыми он снимал мастерскую. С Коровиным они вместе путешествовали по русскому северу, потом по Владимирской губернии и Крыму.



Всюду Серов пишет небольшие этюды и натурные композиции, пытаясь постичь жизнь во всех ее многообразных проявлениях. Особое место в его творчестве занимали портреты,



Шаляпин сказал о них: "В этих портретах он сказал о своей эпохе больше, чем сказали многие книги. Каждый его портрет - почти биография."



За свою сравнительно недолгую творческую жизнь Серов создал сотни портретов, но ему были подвластны и другие жанры, особенно пейзажи. Поэт Валерий Брюсов писал: "Серов был реалистом в истинном смысле этого слова. Он безошибочно видел тайну жизни, и то, что он нам показывал, представляло собой саму сущность явлений, которую другие художники увидеть не могут".



Конечно, причислить Серова к импрессионистам мы не можем, но с полным правом можем считать его предвестником, предтечей того влияния, которое оказал и до сих пор оказывает импрессионизм на творчество русских художников.
Константин Коровин (1861-1939) может быть по праву назван ярчайшим представителем русского импрессионизма, достигшим новых, небывалых высот в живописном мастерстве.



Александр Бенуа писал о творчестве Константина Коровина: "Живопись Коровина - дерзко-небрежная, грубая - казалась в XIX веке многим просто неумелой. Никто тогда не подозревал, что и живопись, и краски в этих картинах - высокого достоинства, что автор их - настоящий живописец. Недоразумение в отношении к К. Коровину - самого плачевного свойства. Оно лучше всего доказывает, как далека русская публика вообще от какого-либо понимания живописи."



Коровин был одним из первых, кто преодолел унылую назидательность, присущую некоторым поздним передвижникам, литературную описательность, освободил живопись от рутины и серо-коричневых красок, настежь открыл двери воздуху, солнцу и свету, вернул цвету его громадные эмоционально-образные возможности.



Его яркие, сочные, жизнерадостные картины напоминали и говорили всем о светлом и радостном начале, которое всегда присутствует в жизни. Сам К.Коровин говорил: "Напрасно думать, что живопись одному дается просто, без труда, а другому трудно. Вся суть в тайне дара, в характере и трудоспособности. То, на что обращает внимание сам автор, этому нельзя выучиться. Жизнь художника была насыщенной, полной трудов и творческих исканий."



При довольно слабом здоровьи художнику удавалось успевать так много: трудиться в театре, делать эскизы для обоев, проектировать мебель, постоянно работать как живописец-станковист и преподавать в портретно-пейзажном классе Училища живописи, а затем еще и в Строгановском училище. При этом его хватало и «на бурное времяпрепровождение артистической богемы, и на отшельническую жизнь охотника и рыболова в деревне; на яркие и мимолетные вспышки сердечных увлечений и глубокие сердечные чувства». Коровин был «артист-художник до мозга костей», и этим объясняется поразительная безмерность его жизненных и творческих сил.



Глубоко справедливы слова С.А.Щербатова об этом замечательном художнике: «Трем предметам глубокой искренней своей любви Коровин остался верен всю свою жизнь, а именно: России, искусству и природе». В каждой работе, будь то большая картина, эскиз декорации или этюд с натуры, открыто, непосредственно, с замечательной цельностью выступают личность художника, его видение мира, талант, неуемная радость бытия.



«Живопись Коровина,- писал его ученик К. Юон,- образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались все краски мира».
Абрам Архипов (1862 - 1930), родившийся в Рязанской губернии, в крестьянской семье, учившийся у Перова и Поленова, всю свою жизнь посвятил отображению в живописи почвенно-бытовой, деревенской тематики.



Он начинал как член Товарищества передвижников с бытового жанра, но его самобытный темпераментный дар колориста привел его к импрессионизму, к проникновенной передаче цветом атмосферы и духа сюжета. Фигуры крестьян предстают у художника средоточиями красочной природной стихии.



Воздухом и светом наполнены его пейзажи, сочная импрессионистическая манера письма, собственный стиль, тесная связь с сельской "почвой", поморской и среднерусской глубинкой выдвинули его в число основоположников особой "деревенской" линии русской живописи в ее импрессионистском варианте.



Мещерин Николай (1854 - 1916), почти забытый сегодня, но популярный в свое время у коллекционеров и профессионалов художник, не получивший художественного образования, хотя и брал частные уроки, в том числе и у И.Левитана.



Начинал он свое творчество под влиянием импрессионизма, позже увлекся пуантилизмом, но сумел сохранить и свое мироощущение и свои особенности манеры исполнения - лиризм и внуртеннюю теплоту. В большинстве его работ представлены неброские красоты среднерусской природы.



Подводя итоги творчества Н.В. Мещерина, И.Э. Грабарь писал: «Его искусство было как две капли воды похоже на его жизнь - такое же сдержанное, как его речь, такое же тихое, как его голос, - ничего порывистого, резкого, рискованного, никаких диссонансов и ни малейшего желания во что бы то ни стало выделиться... он беззаветно любил русскую природу и знал ее так, как знали немногие...».



Этот художник явился для меня совершенно новым и приятным открытием, к своему стыду, я ничего о нем раньше не знала, знакомство с его творчеством доставило мне много радостных минут.
Продолжение следует (во второй части).
Ссылки: http://echo.msk.ru/blog/tatiana_pelipeiko/
http://otvet.mail.ru/question/
http://www.artrussia.ru/russian/impressionism.php
https://ru.wikipedia.org/wiki

импрессионизм, 19 век, 1890-е, 1900-е, Россия, 20 век, 1910-е

Previous post Next post
Up