Кофе или чай? - А, может, шоколад? (часть 3 - Шоколад)

Sep 19, 2014 13:22

В 1519-ом году на побережье Мексики высадился знаменитый испанский конкистадор - Фернандо Кортес. На приёме, устроенном в честь гостей, вождь ацтеков Монтесума II угощал испанцев густым напитком из какао-бобов с ванилью, жгучим перцем и специями, который подавали в чашах из чистого золота. Этот напиток ацтеки предположительно называли "чоколатль" - пенная вода.

В 1527-ом году Кортес вернулся в Испанию. Он привёз с собой на родину бобы какао, ваниль и способ приготовления чоколатля. Так началась европейская страница истории шоколада.

Утверждают, что испанцы держали в секрете способ приготовления шоколада. Но люди, описывающие события прошлого, обычно склонны к преувеличениям.


Я же практически уверена, что существуй тогда интернет, Кортес непременно проболтался бы о рецепте приготовления горячего шоколада в своём фейсбуке или твиттере. На livejournal у него вряд ли хватило бы времени - конкистадоры обычно люди занятые.

Дальнейшая европейская история шоколада связана с Францией. Испанская инфанта Анна Австрийская была страстной любительницей шоколада. В 1615-м году она вышла замуж за французского короля Людовика XIII. С собой во Францию она привезла любимую служанку, которая замечательно готовила горячий шоколад. С лёгкой руки королевы этот напиток завоевал сначала французский двор, а затем и симпатии всего дворянства.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Портрет Анны Австрийской (1622-1625)


Шоколад использовали в медицинских целях. Так лекарь кардинала де Ришелье рекомендовал лечить своему пациенту все хвори горячим шоколадом. То ли хвори были несерьёзными, то ли действительно шоколад помогал в лечении болезней, но знаменитый главный министр Людовика XIII-го и сам уверовал в его лечебные свойства и стал завзятым любителем шоколада, распространяя моду на него своим примером наряду с королевой.

Всем известна история романа Анны Австрийской и герцога Бэкингема и злых козней кардинала герцога де Ришелье в отношении королевы, рассказанная нам Александром Дюма-отцом. Но мало кто знает о сложных личных отношениях между королевой Анной и герцогом де Ришелье, которые предшествовали этому.
Анна Австрийская считалась первой красавицей Франции и великий кардинал как настоящий мужчина проявлял к ней недюженный интерес, о котором королеве донесли её наперстницы. Анна, находившаяся в поиске любви, которая с мужем у неё не сложилась, сказала, что кардинал - мужчина интересный, но такой сухарь, что она с трудом представляет его в роли влюблённого. "Вот если бы он сплясал на балу сарабанду, тогда бы я поверила!" - сказала королева. Дворцовая почта донесла эти слова до ушей кардинала и он, сбросив свою сутану, сплясал таки сарабанду да так, что поразил своим темпераментом весь двор.

Филипп де Шампань (1602-1674)
Портрет кардинала Ришелье (1635)

После этого королева и кардинал несколько раз назначали друг другу свидания наедине (как лиса и журавль), во время которых Анна при приближении к ней кардинала начинала плакать, чем вводила его в страшное замешательство. А дело в том, что королева страдала сложной аллергией ко многим вещам и запахам, среди которых были запах псины, которым пропах Людовик XIII - заядлый охотник и, вероятно, кошачья шерсть, которая была на одежде кардинала, любившего кошек до самозабвения. Не помог даже запах шоколада, который так любили эти исторические персонажи. А ведь счастье было так близко и так возможно. Такая вот первая часть Марлезонского балета.

Смотреть далее

17 век, Швейцария, 18 век, Франция, декоративно-прикладное искусство, Германия

Previous post Next post
Up