"Великие живописцы Возрождения: картины из собрания Академии Каррара в Бергамо" (Часть II)

Sep 11, 2014 18:30

Следующая часть выставки «Великие живописцы Возрождения: картины из собрания Академии Каррара в Бергамо" посвящена Раннему Возрождению. Помимо художников венецианской школы во главе с Джованни Беллини, были представлены картины живописцев второй половины XV века из других регионов Италии, от Тосканы до Ломбардии, Пьемонта и Венето

Якопо Беллини, отец Джованни Беллини - основатель раннего Возрождения в Венеции Его творчество малоизвестно, ведь в то время писали, в основном, фрески на стенах храмов. Так как станковую живопись писали гораздо меньше. картина Якопо Беллини «Мадонна с младенцем» - большая редкость.



Якопо Беллини. Мадонна с Младенцем, около 1440, дерево, темпера
Якопо Беллини изобразил соловья, который ассоциируется со слухом, потому что его песня слышна издалека, что намекает на то, что Христос был зачат Марией, согласно апокрифу армянского происхождения, через ухо. Это значит, что Богоматерь, Дева Мария, зачала Христа, потому что у Нее была особая чуткость уха к Божественному Слову. Картина намекает на то, что через слух человек воспринимает Слово и обращается к вере. Есть ещё надпись на нимбе Христа, которая как раз обращает внимание на слух.

Картин художника Винченцо Фоппа в российских музеях нет. Его работа - «Три креста» - первая работа этого художника, которая была представлена на выставке в российском музее. Эта работа - одна из первых, подписанных художником в начале своей карьеры. Элементы приемов раннего Возрождения уже появились здесь, например, глубина второго плана, обозначенная аркой. На мраморном парапете, - имя художника, 'Vincencius Brixiensis' [Винсент Брешиа], и дата, прочесть которую трудно.



Винченцо Фоппа. Три креста, 1450, дерево, темпера, , золото

Зритель попадает в центр картины через разрыв в парапете и застывает у подножия высокого креста, на котором распят Христос. Над разбойником, распятым слева от Христа - золотой нимб, что говорит о том, что разбойник признал Христа, как Господа, и теперь попадет в рай. Второй разбойник, что расположен справа, обличал Христа и теперь корчится от боли. За его спиной дьявол с черными крылами распростер над несчастным руки, чтобы унести его в Ад. Таким образом, Христос находится символически посередине между добром и злом. За крестами - лесистая глубокая долина и вдали город-крепость - идеализированный пейзаж северной Италии.

Следующая работа также имеет подпись - «Якопо ди Антонелло, сын художника, большего, чем человек» - то есть сын Антонелло да Мессина. Возможно, Якопо этой надписью сообщает, что его отец был бессмертным, божественным создателем. Надпись изображена на небольшом листе бумаги, который лежит на парапете у ног младенца. Недавние исследования позволили предположить, что начинал тут работу отец - во всяком случае, в том, что касается предварительного рисунка. Антонелло специалисты склонны приписывать также написание лица Мадонны. По такой версии сын завершил работу отца после его ухода из жизни в 1479 году. Картина несколько раз реставрировалась, причём последняя, самая качественная реставрация проведена совсем недавно, в 2006 году.



Антонелло да Мессина и Якопо ди Антонелло «Мадонна» Около 1480 Масло, тополевая доска

Просторная лоджия украшена колоннами.. Мадонна стоит, придерживая сына, который сидит на парапете не бархатной подушке. Он одет в богатую золотую ткань с фиолетовым поясом, на шее - красные кораллы для защиты от болезней. Обращают на себя внимание судорожно сжатые пальцы Мадонны на плече Младенца, что не вяжется с безмятежно-бессмысленным выражением личика ребёнка. Можно предположить, что мать знает, что ждёт её Малыша и инстинктивно пытается уберечь сына от поджидающих его бед. Но жест слишком груб, чтобы Младенец его не почувствовал. Отсутствие реакции и делает ребенка похожим на куклу. Протянутые пальцы левой руки Мадонны видны сквозь прозрачную хрустальную чашу с вишнями, которую она держит, пока ребенок вынимает две вишни, символы Рая.

Есть предположение, что доска Козимо Тура «Мадонна с младенцем» была центральной частью триптиха. Доска сильно обрезана со всех сторон. Золотой фон был в XIX века написан заново. Муратов писал: «Произведения Туры, к несчастью, так же редки, как произведения Коссы. Их достаточно, впрочем, для утверждения, что и этот феррарский мастер должен быть называем в числе значительнейших художников XV века… Линия Туры - запутанная, сложная, вьющаяся, разбивающая все плоскости на отдельные узоры. ..Тура… всегда глубоко замкнутый, ускользающий, чудной и условный в своих искривленных фигурах, преувеличенной мимике лиц, резких складках одежды и особенно в своих пейзажах. …среди винтообразных скал и диких, похожих на сахарную голову, гор, излюбленных Турой, могут жить разве только волшебники и драконы….. Фигуры Туры всегда неподвижны, они кажутся внезапно окаменевшими в священном ужасе… От глубоко врезанных причудливых линий его картин трудно оторваться.»



Козимо Тура. Мадонна с младенцем. 1475-1480 Темпера, доска, золото

Тура провел большую часть своей жизни в качестве главного художника у Борсо д'Эсте, герцога Феррары. . Его Мадонна выглядит элегантной женщиной дома Эсте, модно одетой в бархат, с длинной шеей, аристократической высоким лбом и прической. Она задумчиво держит Младенца Христа, в то время как он благословляет зрителя правой рукой. Когда Джованни Морелли выбрал эту картину для Академии Каррара из коллекции графа Гульельмо Локис, он, подтверждая атрибуцию, писал, что для стиля Тура характерны «длинные хрящевые уши, и веки, как раковины наутилусов " у Мадонны.

«Мадонна с Младенцем» Джованни Беллини была приобретена в марте 1843 графом Гульельмо Локис у Маддалены Зодани всего за 675 лир, причем, кроме работы Беллини была еще куплена картина Бартоломео Виварини. Локис считал, что он покупает окрашенную крышку к кассоне.



Джованни Беллини «Мадонна с Младенцем» Около 1476(?) темпера, дерево

Картина «Мадонна с Младенцем» (около 1476 года), предлагающая единственное в своем роде решение фигуры Младенца - Христа несущего крест. по праву признана одним из лучших и наиболее оригинальных произведений Джованни Беллини. Лишь на первый взгляд картина проникнута теплой домашней атмосферой. Остановившись у полотна, понимаешь - изображение Мадонны с Младенцем напоминает Оплакивание. Таким образом художник будто предсказывает события последних дней жизни Христа. Камень, на который опирается Младенец, вызывает ассоциации и с камнем помазания (камень на который положили тело Христа после снятие его с креста), и плиту саркофага. На стенке саркофага художник изобразил табличку со своим именем, где выделена буква «L». По одной из гипотез это говорит о том, что мастер писал эту работу от начала и до конца сам. Завораживает свет, исходящий от плаща мадонны. Беллини достиг этого эффекта благодаря особой технике: свет прописан тонкими золотыми штрижками. Что-то похожее встречается в византийской и древнерусской живописи.

«Мадонна ди Альцано» (она написана для церкви Санта-Мария-делла-Паче в Альцано), или «Мадонна с младенцем» Джованни Беллини - одна из главных эмблем выставки. Когда в период наполеоновских войн церковь была разграблена, картину купил священник Джованни Баттиста Ноли, позже по наследству картина перешла к графине Ноли, у которой Джованни Морелли купил её в декабре 1872 года.



Джованни Беллини. Мадонна с Младенцем. Около 1488. масло дерево

За спиной Девы Марии тот самый лирический пейзаж, который со временем будет признан «визитной карточкой» Возрождения. Размещенная на парапете груша на первом плане заставляет вспомнить о первородном грехе и его искуплении.. Беллини больше никогда не повторит эту деталь, хотя другие его Мадонны часто копируются. На окрашенном мятом листе бумаги, который прикреплен к мраморному парапету, стоит подпись художника «IOANNES BELLINVS / P»

Полотна Сандро Боттичелли привезли в Москву впервые У портрета Джулиано де Медичи есть три разные версии. Две другие хранятся в Берлине и Вашингтоне. На всех трех вариантах отличается фон, но их объединяет то, что везде обязательно присутствует окно или дверь. Это открытые пути в небеса для жизни вечной.



Алессандро Боттичелли. Портрет Джулиано де Медичи. Около 1478-1480

Молодой герцог Медичи был одним из самых блестящих кавалеров своего времени, покровительствовал наукам и искусствам и очень любил женщин. Одной из дам его сердца была прекрасная Симонетта Веспуччи, обязанная своим бессмертием все тому же Боттичелли: именно ее изобразил он на своем полотне «Рождение Венеры» и «Весна». Джулиано пал жертвой заговора Пацци: выходя из собора после пасхальной службы, был убит 19-ю ударами кинжала. Его брат Лоренцо Великолепный, правящий Флорентийской республикой, знаменитый покровитель наук и искусств, приказал казнить заговорщиков - ни один не ушел от возмездия. В память же о любимом брате Лоренцо заказал Боттичелли его портрет, исполненный художником уже по памяти.. Эта работа начата Сандро Боттичелли в 1478 году, незадолго до убийства Джулиано, а закончена только через два года… Гордый, полный достоинства 25-летний флорентиец изображён не строго в профиль, являя в портретном жанре чуть нарушенный эталон медальерного стиля. Яркость красок за минувшие 500 лет ничуть не потускнела, словно рука мастера вот только что коснулась поверхности финальным штрихом. Полуприкрытые глаза с характерным боттичеллиевским изгибом век, внутрь себя устремлённый взгляд. Портрет мог быть выполнен с посмертной маски.

«Благословляющий Спаситель» Алессандро Филипепи, прозванного Сандро Боттичелли, и ученика - икона для частной молитвы. Картина получила известность, начиная с момента ее приобретения Джованни Морелли во Флоренции незадолго до 25 октября 1865 года. В собрании великой русской княгини Марии Николаевны когда-то хранилась парная «Спасителю» «Страждущая Богоматерь» известная по фотографии. В 1912 году эта картина находилась в коллекции Шереметева в Санкт-Петербурге.



Алессандро Филипепи, прозванный Сандро Боттичелли, и ученик. Благословляющий Спаситель, около 1500, дерево, темпера

Христос поднял правую руку в благословляющем жесте. На черном фоне золотые лучи света образуют ореол над головой. Драгоценные ткани; вышитые золотом кресты и звезды; на окантовке плаща вышит золотыми нитями узор, изображающий стилизованные листья; драгоценный камень, играет роль застежки. . На обоих руках выделяются раны, и в тоже время Искупитель показывает левой рукой на то место, где его тело пронзило копье. От ран исходят лучи света.. Там, где терновый венец впился в лоб, скатываются крупные капли крови. Слезы, раскрытые от боли губы, все говорит о страдании Искупителя. Возможно, на создание этой картины повлияло творчество художника Ханса Мемлинга, чьи произведения были известны в Италии.

Картину Боттичелли «Истории св. Виргинии». заказали как свадебный подарок, главной ее темой стала женская добродетель. .Боттичелли был долго связан с семьей Веспуччи. Для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году Боттичелли написал еще много "живейших и прекраснейших картин" (Вазари). Но в полотне отразилась историческая эпоха. Это конец 15 века, тогда произошло восстание во Флоренции, откуда изгнали семейство Медичи. . Когда Джованни Морелли купил картину в Риме в 1871 году, она была описана, как «всадники и изнасилования монахинь » Морелли связал работу с описанием многих картин Джорджио Вазари, изданном в 1500 году и с несколькими работами Боттичелли, которые сохранились во дворце Джованни Веспуччи во Флоренци и сделал вывод, что это полотно принадлежит кисти Сандро Ботичелли и называется «История св. Вирджинии»



Алессандро Боттичелли. «Истории св. Виргинии». Около 1500-1510. Темпера, доска, золото

Художник показал эпизод из истории Древнего Рима, описанный Титом Ливием( около 64-69 г. до н.э.-17 г.н.э. В самом масштабном - «Истории святой Виргинии» - четыре эпизода. В левом углу изображено похищение сладострастным старцем юной римлянки Виргинии, в центре - несправедливый суд, который оправдывает похитителя и решает, что девушка должна остаться рабыней своего мучителя. Справа - отец римлянки, простой солдат, убивает дочь в знак протеста и поднимает однополчан на восстание.

Джованни Морелли купил картину Лоренцо Коста «Святой Евангелист Иоанн» в 1886 году у перекупщика во Флоренциии и атрибутировал ее, используя свой знаменитый метод, в котором он проанализировал характерные детали. Морелли был увлечен Коста, которого считал основателем флорентийской школы.



Лоренцо Коста. Святой Евангелист Иоанн, около 1480-1481, холст, темпера, масло

Картина в Бергамо первоначально была на деревянной доске и представляла собой фрагмент из алтаря, а затем была перенесена на холст. Святой Иоанн изображен в одном из двух канонических видов - в качестве апостола: он молод, женственный и миловидный, с длинными, свободно падающими вьющимися волосами и безбородый. Коста демонстрирует свои знания и любовь к классической архитектуре, изобразив святого на фоне мраморной колонны, одновременно отсылая зрителя к тому времени, когда он жил в Римской империи. Чаша в правой руке - не часто изображаемая в повествовательной живописи, но важная в качестве источника известного атрибута Иоанна - чаши со змеей, повествует о том, как жрец храма Дианы в Эфесе дал Иоанну испить отравленную чашу, дабы испытать силу его веры. Двое осужденных уже выпили чашу и умерли. Иоанн не только остался жив и невредим, но и воскресил тех двоих. Со времен средневековья эта легенда имела символическое значение - чаша символизирует христианскую веру, а змея - Сатану. Чаша также отсылает к Тайной Вечери. Пальмовая ветвь в левой руке не мученическая, а та, что принадлежала Деве Марии и была передана Иоанну, когда она умерла. Мертвое дерево и живые кипарисы на заднем плане олицетворяют смерть и жизнь вечную.

Блаженный Иероним - один из самых популярных святых в эпоху Возрождения. И монахи аскеты, и отшельники, и ученые, и третье сословие - торговцы, коммерсанты заказывали его изображения и отдавали себя под его покровительство.



Винченцо Фоппа. Святой Иероним. 1485-149

В конце XIV века центром культа святого Иеронима становится северная Италии. Религиозность второй половины XIV века особая - на нее повлияла чума, неурожаи, крушение крупнейших банковских домов. Иероним стал восприниматься в первую очередь как святой, соблюдавший молитвенный уединенный образ жизни, посвятивший свои дни покаянию. Поэтому на полотнах конца XIV- начала XV века наиболее популярный образ - это кающийся Иероним в пустыне, зачастую одетый в серую тунику, препоясанную веревкой, как монахи иеронимиты. При этом налицо его традиционные атрибуты - кардинальская шляпа, лев и камень, которым он побивает себя в грудь. Существует одна интересная легенда о том, что когда Св. Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришел хромой лев. Все монахи разбежались, но Св. Иероним, сохраняя полное спокойствие, обследовал больную лапу льва и вытащил из нее глубоко вонзившуюся занозу. Лев, выражая свою признательность этому святому, стал его постоянным спутником.

На выставке было еще одно (уже третье - о первом в http://vittasim.livejournal.com/127884.html) изображение Святого Иеронима, кисти Бартоломео Монтанья



Бартоломео Монтанья. Святой Иероним. Около 1515

«Рождество Христово», исполнено в мастерской Пьетро Перуджино. Вазари, живший полувеком позже Перуджино, характеризовал художника так: «Пьетро был человеком весьма маловерующим, и его никак не могли заставить уверовать в бессмертие души … он упрямейшим образом отказывался от праведной жизни. Все свои надежды он возлагал на блага судьбы и за деньги пошел бы на любую дурную сделку. Он нажил большие богатства и во Флоренции строил и покупал дома, а в Перудже и Кастелло делла Пьеве приобрел много недвижимого имущества. В жены он взял красивейшую девушку и имел от нее детей, и так он любил, когда она носила изящные наряды на улице и дома, что, как говорят, часто наряжал ее собственными руками»



Пьетро Перуджино. Рождество Христово. 1504. Доска, масло

Сцена представлена на фоне пейзажа (который, в свою очередь написан с соблюдением всех ренессансных правил перспективы). Предположительно это отработка монументального варианта фрески (последних, с некоторыми изменениями, известно три). Некоторые специалисты считают, что, в отличие от фресок, малоформатная картина полностью написана лично Перуджино. И это уже самое начало XVI века, 1504 год.



Школа Леонардо да Винчи. Мистическое обручение святой Екатерины, около 1505-1515, холст, темпера

В 1525 венецианский дворянин Маркантонио Мишель в церкви Санти Стефано е Доменико, в Бергамо увидел алтарь, в который входил полиптих «Святая Марта. Святой евангелист Иоанн». Скорее всего, обе доски были расположены слева, в нижнем из двух ярусов алтаря.




Амброджо да Фоссано, прозванный Бергоньоне. «Святая Марта. Святой евангелист Иоанн», около 1511-1512, дерево, масло, золото.

Святые показаны со своими иконографическими атрибутами и имеют один и тот же богатый золотой ореол, края которого украшены одинаковым узором. Еще один элемент, который объединяет доски - яркий светящийся голубой цвет неба, видимый в каждой закругленной арке (к сожалению, на изображениях, найденных в интернете, этот цвет стал намного глуше)
Изображение святой Марты или, как ее еще называют, Марфы из Вифании, встречается редко. По легенде, она постоянно суетилась и хлопотала по хозяйству, поэтому является покровительницей домашней прислуги, домашнего хозяйства, официантов, поваров. В левой руке святая Марта держит горшок с водой, что, вместе с ковшом, является ее атрибутами. Бергоньоне изобразил Марту пожилой женщиной, которая носит желтый капот. Дракон появился на доске тоже не случайно так как в житии святой Марты есть описание дракона: В реке Роне между Арлем и Авиньоном жил огромный дракон, наполовину зверь, наполовину рыба. Его нельзя было убить ни камнем, ни каким-либо другим оружием. Этот дракон прятался в реке и топил корабли. Когда его преследовали, он выбрасывал из своего тела нечистоты, которые сияли, как стекло, и обжигали, как огонь. Святая Марта застала дракона поедающим человека. Она осенила его крестным знамением, побрызгала святой водой и показала ему распятие, после чего дракон стал кротким, как ягненок. Тогда святая Марта связала его своим пояском, а после чего местные жители убили его. Ветвь в правой руке св. Марта использует, как кропило.
Иоанн Богослов изображен более традиционно: молодым и безбородым В левой руке он держит книгу и ручку в правой. Эти атрибуты говорят об его авторстве Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трёх посланий, вошедших в Новый Завет. . Святой апостол Иоанн обычно изображается с орлом - символом высокого парения его богословской мысли, но Бергоньоне в правом нижнем углу нарисовал птицу, больше похожую на ворона или ворону. Таинственную птицу украшает ореол, такой же, как и у святого.



Джованни Бузи, прозванный Кариани. Портрет Джованни Бенедетто Караваджи холст, масло

Надпись над левым плечом портретируемого: 'IO. BENED. CARRAVAG.s / PHILOS.s ET MEDICVS / AC STVDY PATAVINI / РЕКТОР ET (Лектор "Джованни Бенедетто Caravaggi, философ и врач, и ректор из Университета Падуи), и подпись, «Joanes CARIANI / .PI». Джованни Бендетто Caravaggi, уроженец Crema, работал ректором престижного университета в Падуе; какое-то время жил в Бергамо, где был написан портрет. Семейный герб, хорошо заметный на темной стене, над надписью лишний раз подтверждает правильность идентификации. Примерно в то же время Кариани написал портрет брата, Джованни Антонио Караваджи, на котором изображен такой же герб. Судя по размерам картин, можно предположить, что это были парные портреты.
На Джованни Бенедетто Караваджо головной убор, который носили в то время ученые; об учености говорит и большой, раскрытый на середине, фолиант. Роскошная красная мантия и золотое кольцо на указательном пальце левой руки Караваджо говорят о его богатстве..В окне виден романтический пейзаж, очень напоминающий местность Бергамо В то время, как пейзаж на этом портрете изображен в дневное время, похожий пейзаж на портрете брата изображен в вечернее время, что было характерно для парных портретов того времени.



Джованни Бузи, прозванный Карьяни. Музицирующая пара. Около 1520-1522, холст, масло



Альтобелло Мелоне. Мадонна с Младенцем. Около 1520, дерево, масло

«Портрет дворянина» является одним из самых известных работ из коллекции графа Гульельмо Локис. Портрет связывали с разными художниками начала XVI века и самым известным из которых был Джорджоне. Только в 1871 году было сделано предположение, что портрет выполнен Альтобелло Мелоне. В 1955 году известный искусствовед Мина Грегори подтвердил авторство Мелоне. , Первое название портрета было:«Чезаре Борджа герцога Валентино в парадном наряде», этой версии придерживались в XIX веке, пока Шарль Ириарте в своей работе, изданной в 1887 году, не доказал, что это не так.



Альтобелло Мелоне «Портрет дворянина» 1533 дерево, масло

Вдали виднеются строения, похожие на замок. Обычно так напоминали о родовом гнезде. Слева - сломанное старое дерево и молодое деревце рядом. Сломанное дерево обычно символизирует решительный перелом судьбы, начало какого-то нового этапа, что подтверждается молодым зелёным побегом. Две фигуры, нещадно поливаемые дождём и гонимые ветром. Кажется, это мужчина и женщина. И если этот благородный сеньор изображён на столь насыщенном событиями фоне, то он с этими событиями как-то связан. Лицо мужчины прекрасно освещено, да и мрачноватые облака не препятствуют потоку солнечного света. Художник создаёт очень реалистичную обстановку с порывами дождя и восхитительным пейзажем справа.

Триптих Джироламо Джовеноне, возможно, был частью большого алтаря. Работа подписана и датирована на листке бумаги, изображенной на пьедестале Богородицы: «Hieronimi IVVE / Nonis OPIFICIS/1527", что означает «работа Джироламо Джовеноне «.



Джироламо Джовеноне. Мадонна с Младенцем. Святой Михаил, неизвестная святая и донатор. Святая Лючия, святой Доминик и донатор. 1527, дерево, масло

Очень необычна поза младенца Христа. Кажется, что он хочется вырваться из материнских рук. Здесь чувствуется влияние учителя Джироламо Джовеноне Гауденцио Феррари, создателя смелого маньеристического стиля, в русле которого развивалась целая художественная школа. Великолепный интерьер церкви, изображенный на центральной панели, подчеркнут большей, по сравнению с другими, высотой доски.
Супружеская пара неизвестных донаторов богато одета. Муж изображен с большим золотым кольцом на указательном пальце.. На жене - модное красное платье с пышными рукавами отделано золотом и черная шелковая нижняя рубашка., Прическу украшает золотая сетка.
На левой панели, кроме донатора, стоящего на коленях - крылатый святой Михаил Архангел в доспехах и с мечом. Неизвестная святая с нежностью смотрит на младенца.. На правой панели Святая Лючия со своими атрибутами: с пальмой мученичества в руке и с блюдом, на котором лежит пара глаз. Это связано с древней легендой, согласно которой у святой были такие большие и прекрасные глаза, что привлекали к себе всеобщее внимание. Видя, что её глаза вызывают восхищение даже у палачей, она велела их выколоть. Латинское и итальянское имя Святой Люсии означает свет, поэтому, люди молились ей, чтобы вылечить заболевание глаз. Рядом - святой Доминик, основатель ордена доминиканцев, в черной мантии держит в руках книгу.. Идентичность святого Доминика была поставлена под сомнение Микела ди Макко, который предлагал, что вместо святого изображен Альберто Авогадро (1149-1214), епископ Верчелли, который помог основать орден кармелиток в Иерусалиме в 1209 году. Это предложение основывается на идее, что триптих был написан для церкви Санта Мария дель Кармине в Верчелли.
http://www.colta.ru/articles/art/3384
http://www.nga.gov.au/Exhibition/RENAISSANCE/Default.cfm?mystartrow=73&realstartrow=73&MnuID=3&GalID=0
http://vozduh.afisha.ru/art/shedevry-renessansa-v-pushkinskom-luchshie-avtory-o-luchshih-kartinah/
http://www.ug.ru/guest/148
http://diletant.ru/blogs/1243/8427/
http://eshkolot.ru/library/text/39719
http://mayak-parnasa.livejournal.com/41976.html
http://dragons-nest.ru/def/st_vs_dragon.php
http://diletant.ru/blogs/1243/8446/
http://www.echo.msk.ru/blog/tatiana_pelipeiko/1312206-echo/

16 век, Италия, выставки, 15 век, живопись

Previous post Next post
Up