Оригинал взят у
virginian в
Леон Спиллиарт, символизм в тени экспрессионизма В 1920-ых фламандский экспрессионизм стал самым главным направлением в искусстве
Бельгии. Картины Константа Пермеке, Ван ден Берге, Густава де Смета, Эдгара Титгата и других,
калибром поменьше, занимали почетное место на выставках, престижные галереи Galerie
L'époque и Le Centaure спешили заключить с ними контракты, арт-журнал Sélection посвящал им
отдельные выпуски, в общем, жизнь бурлила.
В этом водовороте художественной жизни Бельгии Леон Спиллиарт выделялся особняком.
Его немного мрачноватые и меланхоличные картины имели все признаки классического
символизма, хотя в них и не было "пессимизма, доходящего до отчаянья", проповедуемого
отцами-основателями течения.
Женщина на краю
Порыв ветра
Седьмой, и самый старший ребенок в семье, Леон с раннего детства тянулся к искусству,
демонстрируя врожденный талант. Его отец, Leonard-Hubert, владел небольшой парикмахерской и
одновремено был парфюмером, создавшим целую серию популярных духов, "Rococo", "Fleurs de
Flandre", "Cuir de Russie" и самый знаменитые, "La Brise d’Ostende".
Духи были популярны далеко за пределами Остенде, Леонард-Хуберт даже стал oфициальным
поставшиком двора короля Леопольда II.
Позже бессовестная Коко Шанель заимствовала это название для своих духов, назвав их точно
также, "Cuir de Russie" в честь Великого князя Дмитрия Павловича, с которым у нее
был роман.
Было бы интересно сравнить духи от Шанель и оригинальные духи Леонарда-Хуберта,
но задача эта нетривиальная. Если духи от Шанель еше можно купить (недорого, всего 280 долларов),
то духи Леонарда придется поискать непосредственно в Остенде, так что тест пока откладывается.
Жаль, что нельзя путешествовать во времени, я бы обязательно что-нибудь купил в этом
приятном магазинчике Леонарда-Хуберта.
В 18 лет Леон поступил в художественную академию в Брюгге, но ему там стало скучно и скоро
он забросил учебу. Решающим этапом в становлении Леона Спиллиарта как художника-символиста
стала поездка с отцом на всемирную выставку в Париже.
Там он впервые познакомился с работами Джованни Сегантини, Фердинанда Ходлера, Густава Климта,
Обри Бердсли и Уолтера Крейна. Стиль Леона Спиллиарта, как и у его друзей, с течением жизни менялся,
но он навсегда остался приверженцем символизма, зерна которого были посеяны в Париже.
Одной из первых работ Леона Спиллиарта стала реклама духов La Brise d’Ostende.
Мотивы моря, вечернего берега присутствуют во многих картинах Спиллиарта, Остенде был его
городом, с которым его многое связывало.
В 1903-ем году Леон Спиллиарт поступил на работу к известному брюссельскому издателю Эдмонду Деману,
который ввел молодого художника в артистические круги города и с большим участием отнесся
к его творчеству.
Дама в вуали
Остенде, пирс с двумя фигурами
Круг новых знакомств Леона не ограничился известными фигурами в брюссельском мире
искусства, он знакомится и пытается завязать отношения с дочкой издателя, Паулой.
К сожалению, Паула не ответила взаимностью, впавший в депрессию Леон пытается записаться
на службу в бельгийскую колонию Конго, но его туда не берут по причине слабого здоровья.
И хорошо, что не взяли! То что творил король-колонизатор Леопольд II в Конго не поддается
описанию и заслуживает отдельной статьи.
Отец Паулы отнесся к всей этой истории сочуственно и когда Леон
решил отправиться в Париж, снабдил его рекомендательным письмом
к Эмилю Верхарну.
Верхарн представил Леона своим многочисленным друзья и нескольким арт-дилерам, у них
завязываются дружеские отношения и впоследствии Верхарн всячески поддерживал художника
вплоть до своей трагической гибели в 1916-ом.
Картины Леона продавались плохо и в конечном итоге он вернулся в свой
родной Остенде. Каждый год в Остенде проходили художественные выставки, но картины
молодого художника на них не попадали.
Столбы
Автопортрет, 1907
Дерево в конце ступеней
Купальщица
Женщина
Перелом наступил когда верный друг Верхарн познакомил Леона со Стефаном Цвейгом.
Цвейгу понравились картины Спиллиарта и он познакомил его с известным венским арт-дилером
Хьюго Хеллером. Хеллер был увлечен модным тогда психоанализом, он издавал и
популяризировал труды Зигмунда Фрейда, в круг его друзей входила вся венская элита,
Арнольд Шонберг, Райнер Мария Рильке, Томас Манн. Картины Спиллиарта явно пришлись
ему по вкусу. Медленно, но верно к картинам Леона Спиллиарта стало приходить признание.
Первой ласточкой стало появление картин в нескольких популярных салонах, появились
и первые серьезные покупатели. Наконец, в 1911-ом картины Спиллиарта были широко представлены
на большой выставке в Salon des Independants в Брюсселе.
Таким уж чистым символистом Спиллиартом не был, в картинах этот периода
встречаются и жанровые сценки, и пейзажи
Зимний пейзаж с ивами
Остенде, вид на порт с моря
Лебеди
В этой картине чувствуется влияние прерафаэлитов, декоративной
живописи Бёрн-Джонса и Вильяма Морриса.
Стирка
В парке
Запретный плод
Две девушки в дюнах
Ну и наконец, классическая линия
Любительница абсента
Луна и огни
Обнаженная женщина с чашей
Собака на снегу
Белые одеяния
Сова
Вертиго, или головокружение, самая известная и чаще всего
цитируемая картина Леона Спиллиарта
Вертиго показывает инфернальный ужас и страх перед бездной
женщины, пытающейся спуститься по ступенькам, которые становятся
все выше и выше. Покинуть эти спиральную башню растущую из ниоткуда
невозможно, все выглядит как кошмарный сон, из которого нельзя убежать.
В память о художнике в Остенде был возведен скульптурный монумент
по мотивам картины Спиллиарта.
Знаменитая картина была написана в 1908, никто тогда не мог даже предположить,
что до воплощения инфернального ужаса в реальность и падения в бездну мировой
войны осталось всего несколько лет.
Начавшаяся война прошлась паровым катком по космполитичному миру искусства Европы,
в начале войны ура-патриотизм бывших друзей и коллег зашкаливал.
Прозрение наступило быстро...
Как и многие мужчины, Спиллиарт был призван в Guard Civique, народное
ополчение. Служба в ополчении сильно не понравилась художнику и он сразу
же стал искать любого повода как уклониться от выполнения почетного гражданского долга.
В этом смысле у него было много общего с его коллегой-экспрессионистом
Эрнстом Кирхнером. Но если с случае с Кирхнером удалось докопаться до деталей его
"откашивания" от военной службы, то в биографии Спиллиарта этот эпизод
покрыт мраком. Если что-то и можно найти, то только в архивах самой Guard
Civique, если конечно оные сохранились.
Можно только представить хилого и шуплого Спиллиарта с музейным льежским ружьем на
плече, а именно такие скорее всего выдавали ополченцам.
Как бы то ни было, военная служба для Спиллиарта закончилась быстро.
В 1916 году Спиллиатр женится на Рашель Фергисон.
Молодожены пытаются найти убежище от продолжающейся войны в Швейцарии.
Спиллиарт совершает туда несколько поездок, но с устройством там ничего
не получилось, нужно было где-то жить и зарабатывать на жизнь, а с этим
в наводненной беженцами стране были трудности.
Во время пребывания в Швейцарии Спиллиарт встречает Стефана Цвейга и
жалуется на постоянную бессоницу. В свою очередь, Цвейг знакомит художника
с еще одним человеком страдающим от бессоницы, ни с кем иным, как с самим
Владимиром Ильичем Лениным.
Спиллиарт совершил несколько прогулок с будушим основателем
советского государства, обмениваясь советами как бороться с бессоницей.
История умалчивает, помогли ли их советы друг другу, как и то, удалось
ли нашему Ильичу справиться с этой напастью.
Парусник
Персидская сирень
Война закончилась, эйфория послевоенного времени стала питательной средой для расцвета
искусства в Бельгии. Устраивались художественные выставки, процветали художественные галерии,
владельцы которых часто были одновременно и меценатами. И главное, картины покупали!
Море
Повозка с бочками
Весна
Девочки в белых чулках
Ноктюрн
Дом в Peter Benoitstraat
В этом небольшом городке с типичными домами архитектуры конца 19-го века
художник жил с 1922-го по 1924 год.
Портрет друга, Adolphe Van Glabbeke
Glabbeke был местным либеральным полтитком, несмотря на разницу в возрасте у него
сложились дружеские отношения с Спиллиартом, несколько раз они вместе путешествовали.
В 1953 году Glabbeke стал мэром Остенде и много сделал для сохранения наследия
художника, призывая всех покупать его картины.
Торговые доки в Остенде
Купальщики
Купальщики в цвете
Маделин Спиллиарт, дочь художника
Шитье, Рашель (жена художника) и Маделин
Стволы деревьев
Обеденные столы в отеле
Портрет Поля Густава ван Хекке и его жены Норин.
Ван Хекке был владельцем галереи L'Epoque и одновременно
меценатом, покровительствующим новой волне фламандского искусства.
Его жена Норин была главой популярного дома моделей.
Оба они были в центре культурной жизни Бельгии в
20-х и 30-ых годах.
Наступивший в 1929 году кризис тяжело сказался на художниках, особенно авангардных
направлений, о финансовом благополучии можно было забыть. Было трудно, но никто не голодал,
помогали друзья и любители искусства, кое-кто, как Ван ден Берге, рисовал комиксы,
другие работали иллюстраторами, оформляли выставки и праздичные мероприятия, брались
за любую работу. Со временем стало полегче, но на окончательном выздоровлении арт-рынка
поставила точку война, теперь уже Вторая мировая.
В этот период Спиллиарт снова обращается к символизму в его чистом виде,
теперь на его картинах загадочный волшебный лес.
Совершим прогулку по волшебному лесу Леона Спиллиарта
В самом начале войны Бельгия была оккупирована, по иронии судьбы символизм в отличие от
"дегенеративного" экспрессионизма был в фаворе у нацистских культуррегеров, несколько раз
они предлагали устроить выставку работ художника в Германии, но каждый раз Леон Спиллиарт
отвечал отказом.
Спиллиарт никогда не отличался крепким злоровьем, страдая последние десять лет от
прогрессирущей стенокардии и других болезней. Художник умер в 1946-ом году, всего через год
после освобождения Бельгии.
Открытая дверь, одна из последних картин Спиллиарта
В отличие от своих друзей-экспрессионистов Леон Спиллиарт не приобрел широкой известности
за пределами Бельгии, это был скромный человек, посвятивший свою жизнь
искусству так, как он его понимал.
Вот таким был Леон Спиллиарт
Автопортрет, 1908-ой год
Здесь Леону 17 лет
С женой и дочерью, 1918
В студии, 1926
На балконе курзала Остенде вместе с Оскаром Джесперсом,
Одна их последних фотографий художника, 1945