Живопись и оптика 3. Тим Дженисон.

Jul 15, 2014 21:46

Тим выдвинул ещё одну интересную идею, позволяющую сильно увеличить яркость изображения. Яркость так сильно вырастает, что тёмная комната больше не нужна - окружающий свет больше не мешает, от камеры обскуры остаётся только её линзочка. Идея эта такая: на задней стенке камеры обскуры надо поставить вогнутое зеркало, оно соберёт много света.


Здесь справа налево идут модель, затем линза от камеры обскуры (изображена красной), зеркало под углом 45˚, и наконец вогнутое зеркало на задней стенке.
Недостаток фильма по сравнению с книгой состоит в том, что в деталях трудно разобраться. Тим утверждает, что эта его последняя идея в сотни раз увеличивает интенсивность изображения. Мне не очень ясно, откуда берется такой большой выигрыш. Конечно, когда рассеивающая свет поверхность (штукатурка стены, или бумага) заменяется на зеркало, мы получим больше света, но чтоб в сотни раз - это не вполне понятно.
Чтобы доказать работоспособность своей идеи, Тим Дженисон решил с её помощью написать свой "Урок музыки". Он потратил несколько лет на подготовительный процесс. В Сан Антонио, штат Техас, он снял помещение на складе и построил там копию вермееровской комнаты, включая мебель, которую изготовил сам, виолончель, костюмы, ковёр, окна с этими прекрасными переплётами и всё прочее. Результат был такой:


Линзу Тим тоже сам изготовил и отшлифовал. Про размер линзы в фильме не говорят, но на вид она большая, сантиметров 15-20 в диаметре. Не знаю, делали ли такие в 17 веке. Затем Тим сел писать картину. Натурщицей для изображённой там дамы он взял свою дочку, приехавшую на каникулы из университета. Жестокий папаша сковывал девушку специальными металлическими захватами, чтобы она всё время оставалась в неизменном положении, по много часов каждый день. И через семь с небольшим месяцев картина была готова! Вермеер умер в возрасте 43 лет, и до нас дошло примерно 36 его картин, так что он писал не сильно быстрее Тима. Вот что получилось:


Картина Тима превосходна по уровню передачи деталей, и тона как минимум хороши - посмотрите переливы теней на задней стене. Что картина не всем понравится, было ясно ещё до начала работы. В «Гардиан» её обозвали «педантичной имитацией». Автор статьи там почему-то думает, что Тим хочет доказать, что каждый может рисовать как Вермеер. В действительности идея в том, чтобы понять, какими средствами мог пользоваться этот необыкновенный художник.

Попробуем отвлечься от субъективных оценок. Если идея Тима Дженисона верна, какие выводы надо сделать из этого? Художник Вермеер или механический копировальщик? Стедмен довольно пространно рассуждает на эту тему. Главное в картинах Вермеера - настроение, свежий взгляд на обычные вещи, когда мы видим их по-новому красивыми, а камера обскура - только способ этого достичь. Сегодня у каждого есть фотоаппарат, но немногим удаётся снять фотографию, на которую бы все захотели смотреть.

17 век, занимательные факты, теория

Previous post Next post
Up