Тихие экспрессионисты из Синт-Мартенс-Латем - Фриц ван ден Берге

Jul 04, 2014 06:25

Оригинал взят у virginian в Тихие экспрессионисты из Синт-Мартенс-Латем - Фриц ван ден Берге

Фриц ван ден Берге, последний из знаменитой тройки и один из основателей латемской школы.

Пикник, с этой картины началось мое знакомство с художником и с фламандскими экспрессионистами.



Фриц (Фредерик) ван ден Берге родился 3 апреля 1883. В это время его отец, Рафаэль, был секретарем университетской библиотеки, очень ценимый всеми за его эрудированность.

В 1898 году Фриц Ван ден Берге поступил в художественную академию в Генте, успешно ее закончил и прибрел там новых друзей, Леона де Смета и Альберта Серваса.

Уровень обучения в академии был очень высоким, достаточно посмотреть на студенческую копию с картины Йорданса.





Конечно, детали плетеного кресла и складки одежды не так тщательно прорисованы, но лица схвачены очень точно.



Пейзажи





Van Een Oudeman, портрет, 1905



Первый раз Фриц появился в Синт-Мартенс-Латем в 1904-ом, а в 1908 году окончательно там поселился, хотя и уезжал на зиму в Гент.

Стиль Ван ден Берге претерпел те же изменения, что и у его латемских друзей. Сначала это был импрессионизм с примесью пуантилизма, потом, как пишут критики, он начал "шататься" между импрессионизмом и символизмом. Как бы то ни было, его картины имели успех и в том же 1908-ом году он становится профессором в художественной академии Гента.

Картины написанные в стиле импрессионизма безусловно приятные, но в них не чувствуется идивидуальности художника. То же самое можно сказать и о картинах других латемцев этого периода. Милые, с хорошей цветовой гаммой, и все похожие друг на друга.

La Lys (река в окрестностях Гента)



Фруктовый сад





В 1907 году Ван ден Берге женится на Эльвире ван Хоутте, с которой у него было
двое детей, Иоланда и Эдит. Работа в академии, встречи с друзьями, спокойная
семейная жизнь, что еше нужно художнику для продуктивного творчества?
Вы догадались правильно, бурный роман, который незамедлил вскоре случиться.
Гармонию семейной жизни нарушают отношения с актрисой Стеллой Ван ден Виле.

Вот она, разлучница

De actrice Stella van de Wiele



Незадолго перед Первой Мировой войной Ван ден Берге вместе со Стеллой отправился
в Америку и провел там несколько месяцев. Известно только, что он испытал там большое
разочарование и вернулся назад в очень подавленном состоянии.
Вскоре начинается война и Ван ден Берге вместе с другими латемскими друзьями удается
бежать в соседнюю Голландию и неплохо там устроиться (к сожалению, через двадцать лет
бежать уже было некуда...).
Несмотря на трудное военное время бельгийские беженцы играли заметную роль
в художественных кругах Амстердама, им устраивали выставки, их картины покупались.

Фриц Ван ден Берге, 1915 год



Бурные волны экспрессионизма из Германии начали захлестывать соседние
страны еще до войны, но Ван ден Берге не торопился присоединяться к
модному направлению. В этом смысле Густав де Смет и остальные были
гораздо активнее.

Во время войны и сразу после нее стиль художника был близок к
фовизму, а красочная палитра на его картинах не сильно отличалась от
работ таких художников, как Кис Ван Донген и Лео Гестель.

За чтением



Одно время Ван ден Берге качнулся в сторону кубизма, но потом быстро вернулся обратно.

Портрет архитектора Васильковского



Решающим аргументом в "обращении" Ван ден Берге оказалась подписка
на немецкий журнал Das Kunstblatt (Художественное Искусство), которую
ему устроил Густав де Смет. Das Kunstblatt был тогда апологетом
немецкого экспрессионизма во всех его проявлениях. В номерах журнала
регулярно появлялись рисунки, фотографиии скульптур и репродукции идеологов
экспрессионизма - Эрнста Кирхнера, Эрика Хеккеля и других.

От номеру к номеру рос интерес Ван ден Берге к новому течению и в
конце концов он "встал на правильный путь".

С самого начала экспрессионизм в работах Ван ден Берге пошел по
своему, "фламандскому" пути. Более гуманистический подход, более
мягкие тона, близость к природе, и главное, отсутствие резких
контрастов столь типичных дла картин его немецких коллег.

Вечные скитания бродяги, 1923



Жизнь



Коридоры



Три фигуры



Не узнаете? Стиль отличается, но это снова Стелла!



Двадцатые годы были самыми лучшими и самыми плодотворными в жизни Ван ден Берге.

Он последовательно заключает контракты с несколькими галереями, но самую
важную роль в его жизни сыграла галерея L'Epoque.

Владелец галереи, Поль Густав Ван Хекке, стал другом художника, поддерживая
его как в хорошие, так и в трудные времена.

Портрет Поля Густава Ван Хекке с женой Норин



Галерея L'Epoque была в двадцатые годы центром современного искусства и
поддерживала все новые направления, в том числе и сюрреализм.

Жена Ван Хекке, Норин, владела модным и очень успешным домом моделей,
внося финансовую стабильность в семейное дело и компенсируя художественные
завихрения супруга.

Рене Магритт, портрет Поля Густава Ван Хекке



Плодородие



Эта картина имеет неполиткорректное название, "Идиот у пруда".



Человек в облаках



Анджела



Снова La Lys, но с импрессионизмом уже покончено



Мечта



Влюбленные в деревне



Дальнейший фрагмент взят из прекрасного эссе юзера parashutov об еще одном фламандском
экспрессионисте, Эдгаре Титгате.

Эдгар Титгат. Бельгийская смесь экспрессионизма и наива

У Поля-Гюстава часто гостили Ван ден Берге, братья де Смет и тогда еще не всемирно известные
художники Марк Шагал и Осип Цадкин. Эдгар Титгат посвятил этому «сообществу друзей» свою
картину «Воспоминание о воскресенье» (Herinnering aan een zondag, 1926). Обычно «сборища»
у Ван Хекке проходили по воскресеньям или праздникам, в эти дни над крыльцом виллы
вывешивался черно-белый флаг Гента, похожий по цвету на флаг флибустьеров, и все знали,
что сегодня ван Хекке «гуляет». Титгат изобразил один из таких дней, когда художники
собрались в гостях у своего друга.



На корме лодки сидит Марк Шагал со своей женой Бертой (Беллой) Розенфельд, а управляет
судном художник Леон де Смет. В передней части лодки ведут оживленный разговор художник
Фриц ван ден Берге , 3 апреля 1883 - 22 сентября 1939) и скульптор Оскар Йесперс.
На берегу реки показывает свои навыки стрельбы из лука второй из братьев де Смет -
Густав, который специализировался, в основном на пейзажах. Справа на берегу в красивом
белом костюме Ипполит Дайе помогает выйти из лодки хозяйке дома, очаровательной
Норин ван Хекке, владелице брюссельского Дома моды «Дом Норин». Сам Ван Хекке ждет
гостей у стола с напитками. Себя же Эдгар Титгат изобразил в окне дома за работой,
с палитрой в руке.

Фриц ван ден Берге, 1928



Хорошее было время!

Галерея Le Centaure устроила персональную выставку Ван ден Берге в январе 1927-го
и снова пригласила его в апреле.
В 1928 с огромным успехом прошла выставка в галерее Galerie L'époque, организованная
Ван Хекке. Снова выставка в Le Centaure в 1931-ом, в этом же году журнал Sélection
выпустил специальный номер, посвященный творчеству художника.

К сожалению, все хорошее имеет свой конец (а колбаса, как говорила моя бабушка, даже два).

Грянул кризис, большинство галерей вынуждены были обьявить банкротство.
Коллекции Ван Хекке, Шварценберга и других владельцев, а так же и все картины
из их галерей были проданы на аукционе по ничтожным ценам.
Консервативные круги, которым давно мозолило глаза новое искусство, со
злорадством писали в газетах о конце "фламандского экспрессионизма".

Опальные художники оказались без средств к сушествованию.
На помощь снова пришел верный Ван Хекке. Ему с трудом удалось удержаться на плаву
благодаря дому моделей Норин, кризис кризисом, но модницы одеваться не перестали,
экономили на всем, но только не на одежде.

Ван Хекке познакомил Ван ден Берге с гентским издателем-социалистом Хетом Лихтом,
который предложил художнику работу иллюстратора в издаваемых им журналах.

Так начался новый этап в жизни художника, к работе он относился добросовестно
и за последующие годы создал более 1500 рисунков, карикатур и комиксов.

Карикатура на австрийского политика Дольфуса



Кто мог знать, что через всего несколько месяцев Дольфус,
глава патриотического фронта и противник аннексии, будет
убит нацистскими агентами.

Комиксы стоят особняком в работе Ван ден Берге как иллюстратора.

Первая серия комиксов "From Brieven Pierken van" стала печататься
в газете Vooruit и еженедельнике Koekoek, затем последовал
"PIKKEL in Duim" и другие.

Его друг детства Джон Фландерс в 1936 году начал публиковать серию историй
о приключениях молодого детектива "The Adventures of Edmund Bell". Тут же
возникла идея выпускать истории в виде комиксов и кто как не бывшая звезда
нового фламандского искусства мог успешно воплотить эту идею в жизнь.
Эта серия была самой успешной и до сих пор является классикой в Бельгии.

Ну что же, посмотрим классику.







Обложка к сборнику комиксов, созданным вместе с поэтом и журналистом
Рихардом Минне.



А вот и сами комиксы





Ван ден Берге не был бы самим собой, если бы остался целиком в мире комиксов (хотя он и
продолжал их рисовать до самого конца своей жизни).

Появляются и картины, но они совсем другие и резко отличаются от докризисных.

Критики называют его поздний стиль фантастическим сюрреализмом, насколько это точно,
не мне судить, но мне лично этот "изм" не нравится.

Впрочем, смотрите сами.

Жестокий ангел



The Realm of Nature



"The Fall of the Saints" самая цитируемая картина позднего периода



Sitting Pink Nude



Автопортрет, 1933



Руки



Phantoms



Цветы в вазе



Умер художник 22 сентября 1939-го года, последнего мирного года Бельгии перед войной.
К тому времени, как нацисты оккупировали Бельгию, запретить художнику рисовать они уже не могли,
он был вне их досягаемости...

А начиналось все здесь, в тихом городке Синт-Мартенс-Латем.


1930-е, импрессионизм, экспрессионизм, Бельгия, 1920-е, живопись, 20 век

Previous post Next post
Up