Второй раз в Питере и второй раз в культурной столице провидение сталкивает меня с гидом, вменяющем СССР перегибы, когда можно было бы эту тему не трогать и не пинать мертвого льва.
Первый экскурсовод хаял политическую систему, в которой, судя по возрасту, прожил большую часть своей жизни, при каждом, необязательно удобном случае. Все его рассказы были перенасыщены репликами: «А вот Советы...». Причем, к концу третьего дня вскрылась причина такой ненависти. Нет, мужик не являлся потомком выселенных к черту на кулички зажиточных крестьян, его семья не подвергалась гонениям, ссылкам, расстрелам. Просто дяденька родился в один день с Ильичом и это, по всей вероятности, так подпортило ему празднование хэппи бёзда, что его ненависть, аки радиоактивный Стронций-90, никак не достигнет хотя бы полураспада. В итоге он так достал всю группу своим ядом, что никто не написал о нем отзыв в специально розданных им самим анкетах (о чем гид еще имел наглость вслух сокрушаться на весь автобус).
В
музее Фаберже, слава провидению, было иначе. Девушка - гид лишь по касательной с легкой ноткой сожаления констатировала объективные исторические реалии.
Да, вполне возможно, что «Новая власть», у истоков которой стояли подчас не самые грамотные люди, не могла оценить произведения Фаберже с точки зрения культурной ценности, продавая ювелирные изделия исключительно по стоимости материалов. Это перенасытило международный рынок, и теперь частн(ый)ые коллекционер(ы) музея, возвращают предметы по цене, в разы превышающей те, по которым они уплыли за кордон во времена лихолетья. Такое замечание не пробесило и общее впечатление об экскурсии не испортило. Зато испортили другие обстоятельства. )))
Мне, как большинству девочек, свойствен синдром сороки. И коли уж я не могу купить что-то дорогое в память о посещении музея, хотелось приобрести магнитик, открытки с изображением ювелирных экспонатов, или просто фото уникальных произведений, которые можно снабдить рассказами и показать дома. Однако правила музея запрещают фотографировать даже за дополнительную плату, в сувенирном киоске напрочь отсутствует подобная сувенирка, а запомнить и описать все экспонаты - все равно не помогут представить коллекцию во всех красках.
Ну что ж. Коли нет своих фоток, гугл и сайт музея мне в помощь. Итак, из всего многообразия шедевров, которые Фаберже создавал для царской семьи, до наших дней дошло, а в Питер приехало, не так уж и много яиц, портсигаров и табакерок.
Первое яйцо было заказано царём Александром III и предназначалось в качестве пасхального подарка его жене Марии Федоровне.
Еще один из шедевров - пасхальное яйцо, внутри которого помещена искусно выполненная карета. Работа настолько тонкая, что абсолютно все детали точны. И когда встал вопрос о реставрации царской кареты, было решено пользоваться не чертежами, а именно этой маленькой каретой, в которой открываются двери, окошко со стеклом, откидывается подножка и даже воссоздан крючок на потолке.
Примечателен один малоизученный факт. Фаберже брался не за все заказы. Его искусство позволяло его предприятию выбирать своих клиентов, которыми становились не только члены царской фамилии, но и такие именитые семейства как Нобели, Мальборо. Однако одну семью он выделял особо и творил для них шедевры ювелирного искусства, задерживая заказы для императорской фамилии. Чем вызвано такое отношение - истории пока неизвестно.
Эта тема окутана ореолом загадочности. Почему Карл Фаберже готовил заказы для семейства Кельх, даже ценой задержки подарков для императорской фамилии, сейчас наверно не знает никто. Остается лишь гадать. Одной из причин могло послужить владение госпожой Кельх рудников, драгоценные камни которых могли служить материалам для будущих ювелирных роскошеств. А могла сказаться медийность все той же госпожи, как меценатки. Одно известно точно. Муж дамочки не располагал средствами для подарков, подчас копирующих пасхальные подношения, которыми император Александр III одаривал свою жену.
Надо заметить, что Карл Фаберже прославился не только своими пасхальными яйцами. Но, видимо, по Фрейду, остальные произведения не получили такой огласки. Те же самые пряжки для пояса выходили из моды с такой скоростью, что их переплавляли чуть ли не каждый сезон. В результате до наших дней дошли считанные экземпляры.
И еще одна маленькая деталь. Великий мастер не изготавливал все эти предметы роскоши собственными руками. Будучи владельцем солидного предприятия, в этом не было необходимости. Свою руку он прикладывал разве только к составлению чертежей.
Кроме работ великого ювелира в музее представлены картины известных художников. Правда мое внимание привлекла лишь одна. Как потом выяснилось, это была незаконченная картина тезки Фаберже - Карла Брюллова. Что ж, не удивительно, что его картина показалась мне самой примечательной из всех. Работы этого художника знакомы мне с детства благодаря календарю, что висел в моей комнате. Я тогда и читать-то еще не умела. Зато могла с интересом разглядывать «Всадницу» и любоваться «Итальянским полднем».