История одного «Рождества»

Dec 25, 2013 19:17

Святочный эссей

В празднике Рождества все находят свою долю. Христиане славят появление Спасителя, язычники - освобождение проглоченного тьмой светила… Любители сказок улыбаются волхвам со звездой, гурманы - гусю и индейке, а астрономы серьезно говорят о зимнем солнцевороте… А против подарков кто возразит? Рождение Младенца сопровождается какой-то надеждой, и большая буква М не грозит клерикализмом. Самым твердым атеистам не противен по случаю праздника стаканчик с огурчиком, - если, конечно, позволяет здоровье.
     Персонаж этого рассказа -  мраморная скульптура. Ее одну уже интересно рассматривать, хотя сюжет и не новый, однако священный! Его воплотили сотни произведений в разных местах Европы. Там они обычно тихо и жили. В те времена не было тиви, и раздуть слух не могли даже почему-либо заинтересованные лица. Еще, впрочем, никто и не знал, что это может стать особой промышленностью.
     Тогда и смотрели по-другому: все знали сюжет, каждый имел к нему свое отношение, по-своему наполнял. Смотреть могли долго, оно не надоедало.
     Это ныне произведение стоит на изюминке, на анекдоте: взглянул, удивился, ушел. Редко удовольствия хватает на второй раз.



Мишель Ангье (Anguier 1612-1686). Рождество. Мрамор, ц. Сен-Рок, Париж

Скульптура Мишеля Ангье (Anguier 1612-1686) «Рождество» сложна: она состоит из трех частей, разделенных пространством. Сделана из мрамора и пустоты. Мария застыла в позе, для материнства неестественной, - в иератической позе поклонения Младенцу. Он в том еще возрасте, когда ребенок зависит от матери абсолютно. Поклоняющийся Иосиф здесь естественен более, он ведь всего лишь охранитель женщины и Младенца, не имея к зачатию, согласно тексту-основателю, никакого отношения.
     Догмат о Воплощении выражен зрительно в камне. Рождение теперь Рождество, ключ к смыслу и дверь в мистерию.
     Эти принявшие осмысленную форму мраморные куски появились на свет в 17 веке, выразили отношение мастеров и зрителей тех лет. И дошли до нас свидетелями жизней людей, произведений искусства, гибели государственных устройств.



Пьер Миньяр (Pierre Mignard 1612-1695). Роспись купола. Церковь монастыря Валь-де-Грас, Париж

Жена Людовика XIII Анна Австрийская перевела в 1621 году общину бенедиктинок из местечка Бьевр - в предместье Парижа, на фобур Сен-Жак, в загородный дом, купленный у адвоката при Парламенте по имени Жером Второй Шапелен за 36 тысяч ливров. Так начался монастырь Валь-де-Грас (Val-de-Grâce), где теперь расположен военный госпиталь, где кончили свои дни многие государственные и иностранные деятели (ближайшее метро к нему RER Port Royal).
     Обитель была древняя, основанная в 11 веке или, по мнению некоторых экспертов, уже и в 9-м. Монахини принесли с собой, как водится, имя общины, - Нашей Госпожи при Яслях, Notre-Dame de la Crèche. Королева любила гостить в монастыре и, наконец, дала обет выстроить здесь храм, если Бог дарует ей сына. Людовик XIV родился 5 сентября 1638 года, а 5 лет спустя его отец умер. Став регентшей, королева получила средства выполнить свой обет. Во время пышной церемонии 1 апреля 1645 года 6-летний король положил первый камень нового храма - там, где расположится его главный престол (maître-autel). По этому случаю была выбита медаль, которую можно видеть в Кабинете медалей Национальной библиотеки. Архитектором назначили Франсуа Мансара (†1666).
     Кстати, не он изобрел знаменитую мансарду, а его внучатый племянник, знаменитый Жюль Ардуэн-Мансар (Jules Hardouin-Mansart 1646-1708), строитель Версаля. И изобрел от нужды: лес во Франции к тому времени поредел, более не находилось много дерев, достаточно длинных для прямых стропил. И архитектор придумал и ввел в обиход стропила, «сломанные» под тупым углом. Выгода получилась двойная: экономия древесины, а еще выигрыш - в жилплощади! От прямых стропил получается под крышей угол, куда и залезть невозможно, а в мансарде подходишь к стене вплотную, хотя иногда и нагнувшись (что тоже естественно при финансах ее обычных обитателей).
     В мансардах не раз живал автор сих строк безыскусных. К сожалению, не сразу узнал он нечто важное, а именно: если от начала наклона потолка опустить перпендикуляр на пол, то расстояние до стены комнаты не учитывается при исчислении метража жилплощади! Последним, кто коварно воспользовался моим незнанием, был мсье Трио, владелец, между прочим, ресторана, сдавший мне мансарду. Но я уже знал об этом нюансе, когда он пытался поднять квартплату, и мне удалось отбиться от него, точнее, отписаться.

Королева сама выбрала трех скульпторов. Среди них были два брата Ангье, старший Франсуа и Мишель. Чувствуя близкий конец, Анна хотела его встретить в монастыре Валь-де-Грас, но врачи тому воспротивились, ссылаясь на удаленность места (меньше трех километров, однако тогда врачи не всегда имели деньги - даже на одну лошадиную силу). Анна Австрийская умерла в Лувре - в то время просто королевском дворце - 20 января 1666.
     Пять лет работали братья над скульптурным оформлением храма (1662-67). Во время своего приезда в Париж в 1665 году Бернини посещал строительство и резко критиковал (кто бы сомневался…) проект балдахина над главным престолом. Он предложил свой проект, очень понравившийся Кольберу - но не королеве, - и строители вернулись к прежнему чертежу. Эксперты приписывают его Мансару или, что также не без основания, Габрэлю Ле Дюку.
     Купол расписал Миньяр (Pierre Mignard 1612-1695) за 33 тысячи ливров, его работу воспел Мольер в поэме «Слава Валь-де-Грас» (тоже, по-видимому, за гонорар).



Франсуа Мансар (?) Габриэль Ле Дюк (?). Балдахин главного престола. ц. Валь-де-Грас

Драматическая глава жизни монастыря началась в 1790-м. Он был закрыт, подвергся профанации, конфискациям и разграблению. Церковная утварь, мощевики (реликварии) отправлены на переплавку.
     В приделе св. Анны имелись особые захоронения. Анна Австрийская получила согласие сына похоронить здесь сердце его первого ребенка, дочери Анны-Элизабет, умершей в 1662 году на 43 дню жизни. К закрытию монастыря здесь собралось 45 сердец королевских принцев и принцесс. Последним было сердце дофина Луи, первенца Людовика XVI, умершего 8-ми лет.
     «Согласно Ленотру, - пишет Амедей Буане (т.3, с. 251), - эльзасский художник Мартен Дроллинг якобы купил одиннадцать из этих сердец, чтобы извлечь из них коричневую краску, называемую «охрой мумий», которой он пользовался для грунтовки полотен. Обычно для приготовления этой краски употреблялись египетские мумии. /…/ Выше мы говорили (с.119), что художник Сен-Мартен купил у церкви Сен-Поль-Сен-Луи сердца Людовиков XIII и XIV, также чтобы обзавестись «мумией». Но это чистый вымысел» (Amédée Boinet. Les églises parisiennes. 3 vol. Ed. de Minuit, 1951).
     В 1796-м Рождество увезли на склад в бывший монастырь Малых Августинцев.



Рождество. Копия (1871) скульптуры Мишеля Ангье. Валь-де-Грас.



Ступени церкви Сен-Рок. Париж

К этому времени много произведений искусства погибло. Католическая церковь запрещена в 1790 г., установлены культы Разума, Верховного Существа. В храмах обосновывается движение Теофилантропов.
     На 1793 пал пик Большого Террора, развязанного Робеспьером. В январе обезглавлена королевская чета, гильотина работает каждый день, гибнут не только люди, но и произведения монархического характера. Стесываются со стен Нотр-Дам королевские лилии, разбиваются короны. Сброшены статуи иудейских королей с западного фасада Нотр-Дам. Если голова не отвалилась при падении, на земле ее отбивают. Добивают! Словно, несмотря на гибель живых монархов, изображения королей, даже библейских, опасны для республики!
     Но не все горели огнем вандализма. Парижский муниципалитет учредил в декабре 1790 Комиссию по монументам со скульптором Александром Ленуаром во главе. Новый орган получил в свое распоряжение монастырь Малых Августинцев (ныне École de Beaux-Arts), куда свозились конфискованные произведения искусств.
     Увы, в 1795-м Ленуар организовал свой собственный Музей французских монументов. Его любимцем был 16 век, к средневековому религиозному искусству он относился прохладно: произведения этой эпохи распродавал, а деньги тратил на свой музея.
«Иные религиозные скульптуры, например, с фасада монастыря Валь-де-Грас, шли на изготовление бюстов великих людей… использовались как части надгробий, следуя причудам фантазии Ленуара. Таков памятник Элоизе и Абеляру, находящийся ныне на кладбище Пер-Лашез», - пишет Жак Ванюксам (Jacques Vanuxem. Sculpture religieuse au Musée des Monuments français. Thèse à l’Ecole de Louvre, 1938. Цит. по Amédée Boinet. Les églises parisiennes).

Спустя 10 лет революционное неистовство спало. Республика сменяется диктатурой Консулов и берет курс на Империю. Церковь восстанавливается, и произведения распределяются по храмам.
   Рождество Ангье отдано в 1805 году церкви св. Рока (Saint-Roch, между станциями метро Тюильри и Пирамиды) взамен Благовещенья, вывезенного оттуда и пропавшего.
     Эта скульптура была создана прихожанином Сен-Рока, много поработавшего в этой церкви, чье имя хорошо знакомо русским, - речь идет о Фальконе, 12 лет трудившегося над статуей Петра Первого в Санкт-Петербурге! А облако Благовещенья, откуда спускался ангел Гавриил, сохранилось, и его можно видеть и ныне…
     Как сохранилась и слава - веер лучей из позолоченного свинца, усыпанный головками херувимов. По признанию Фальконе, он сознательно подражал украшениям кафедры в соборе Петра в Риме, которую построил Бернини.
     Сен-Рок был закрыт в течение двух лет (1793-95). Ступени храма однажды обагрились рекой крови. 5 октября 1795 здесь собрались офицеры-роялисты. Наполеон приказал расстрелять толпу картечью. За несколько минут полегло 600 человек.



Церковь Валь-де-Грас, фасад. Снимок сделан в день похорон Аббата Пьера 24 января 2007 года.

Прихожане Валь-де-Грас - там сформировался приход - требовали вернуть выдающееся Рождество. Началась многолетняя борьба.
Скульптура Ангье принадлежит к тем произведениям, которые сразу вызывают восхищение публики, и оно длится десятилетиями.
Уже в 17 веке появились его копии из мрамора, алебастра, камня и дерева, ныне их известно шесть. Самая знаменитая находится в ц. Сент-Круа города Берне в Нормандии. Ее заказало повторить в мраморе аббатство Бек-Элуин (Bec-Helloin) в 1683-84 годах.
Это аббатство, разрушенное во время революции, возродилось в 1948 году. Кстати сказать, в 12 веке там начинал свою деятельность Ансельм Кентерберийский.

В декабре 1868 Наполеон III распорядился вернуть Рождество Ангье в ц. Валь-де-Грас, но кюре ц. Сен-Рок, поддержанный советом распорядителей прихода (la fabrique), сослался на прескрипцию Наполеона I и наотрез отказался подчиниться.
Наконец, в споре христиан было найдено Соломоново решение: в 1869 г. по просьбе архиепископа Парижского Дарбуа Наполеон III распорядился изготовить мраморную копию шедевра.
     Дарбуа ее не увидел: через год он погиб как заложник в расстреле на улице Аксо, произведенном коммунарами в ответ на наступление войск Тьера. Да и император оказался в прусском плену.
     Над копией работали скульпторы Лекьен (Lequien) - Дева Мария, Депре (Desprez) - св. Иосиф, Клеман Денни (Clément Denis) - Младенец Иисус.



Иосиф. Фрагмент "Рождества" (копия, мрамор, 1871). Ц. Валь-де-Грас.

Одна восхитительная бронзовая чеканка из Валь-де-Грас, изображающая Ужин в Эммаусе, спаслась от переплавки. Ее создал старший Ангье, Франсуа. Ныне она украшает главный престол церкви Сен-Поль-Сен-Луи (Риволи, метро Сен-Поль). Она сыграла свою роль в одной повести автора этих строк.

mots clés: Michel Anguier, François Mansart, Pierre Mignard, Val-de-Grâce, Saint-Roch, Falconet

17 век, Франция, скульптура

Previous post Next post
Up