Leave a comment

kentauris December 21 2013, 11:21:22 UTC
Боюсь, коллега, Вы не совсем правильно истолковали сюжет. Прощение кентаврам вовсе ни от кого не нужно. А Антонию было совсем некстати гнать от себя кентавра, поскольку тот объяснял ему дорогу к скиту святого Павла. Сюжет н то чтобы очень распространённый, но встречается в изобразительном искусстве разных веков.

Вот, не угодно ли, по убывающей:

2002: http://kentauris.livejournal.com//147565.html

1912: http://kentauris.livejournal.com/147755.html

Около 1634, Веласкес: http://kentauris.livejournal.com/272687.html

16 - начало 17, Негретти: http://kentauris.livejournal.com/579000.html

16 век, Луини: http://kentauris.livejournal.com/285048.html

1463: http://kentauris.livejournal.com/348514.html

Reply

smeyashka December 21 2013, 14:16:46 UTC
как интересно. и неожиданный для меня сюжет. это какая-то история? как же они совмещали святых и кентавров? наверное, есть и ещё истории, где мирно соединяются христианство и язычество?

Reply

kentauris December 21 2013, 14:48:33 UTC
В данном случае, действительно история.

"«Когда Антоний подумал, что ни один монах прежде него не селился в пустыне, открылось ему ночью, что живет на свете другой, многократно превосходящий его своими заслугами, и он непременно должен отправиться повидаться с ним. Едва забрезжил рассвет, как достопочтенный старец, опираясь на посох своими больными членами, отправился в путь неведомо куда. Наступил полдень, солнце было в зените и припекало, и тут перед ним появилось нечто - помесь человека с лошадью, которому суждение поэтов даровало имя гиппокентавр. Он же поднес руку ко лбу в знак приветствия и сказал: "Послушай, в какой именно стороне обитает здесь слуга Божий?" При этом кентавр проскрежетал неведомо что, перемалывая, а не выговаривая слова своей ужасной пастью, и, протянув правую руку, указал искомое направление и с тем по открытой равнине ускакал как можно скорее прочь, долой от удивленного взгляда. Антоний, пораженный увиденным, встал, как вкопанный, погрузился в размышления и с тем отправился дальше».

Но изображения кентавров действительно нередко встречаются в контексте христианского искусства, особенно в Средние века. Если дадите себе труд зайти в мой ЖЖ и посмотреть по тэгу "святые", найдёте немало любопытного, помимо кентавров в украшениях романских и готических соборов.

Reply

inzhir_mindal December 21 2013, 20:10:47 UTC
Как интересно и ценно услышать комментарий от самого Кентавра! :-)

А не подскажете, из какого источника взята эта история?

Reply

kentauris December 22 2013, 08:11:36 UTC
Дважды пыталась дать ссылку, и дважды мои комментарии отправляли в подозрительные. Это из св. Иеронима - житие св. Павла Фивейского. Оно есть в сети.

Reply

smeyashka December 21 2013, 21:16:50 UTC
спасибо :) да, загляну обязательно

Reply

nucisarbor December 22 2013, 08:47:55 UTC
Дело не в том, как истолковал сюжет бл. Иеронима я. Дело в том, как его интерпретировал художник.
Мое толкование изображения, разумеется, вы можете оспорить. Но я в своем понимании не одинок. Обратите внимание на пальмовую ветвь. Вспомните сюжет о Входе во Иерусалим, где Христа также встречают пальмовыми ветвями (теми самыми, которые на Руси обратились в вербные ветки).
"Кентавр держит в руке пальмовую ветвь, а другой бьет себя в грудь в знак покаяния и получает благословение - символ перехода древних лесных божеств в христианство". Джон Уокер. Вашингон. Национальная галерея. М., 2002, с. 78

Reply

kentauris December 22 2013, 09:41:19 UTC
Извините, но здесь подразумевается интерпретация искусствоведа, а не художника. И солидаризируетесь Вы с Джоном Уокером (что не может вызвать никаких возражений). Я говорю о том, что в рассказе св. Иеронима нет ни слова о "прощении" и тем более о "покаянии" кентавра. Почему вдруг этот побочный мотив мог возникнуть у художника, если кентавр там вообще на заднем плане?

Изображение ветви в руке кентавра - это древнейший "мем", который встречается и в древнегреческом искусстве, и во всей последующей традиции. Ветки могут быть разными. В той самой фивейской пустыне растут именно пальмы (я сама их видела). В античных изображениях есть и пальмы, и не-пальмы.

Для подтверждения - несколько ссылок на мой ЖЖ:
http://kentauris.livejournal.com/767188.html
http://kentauris.livejournal.com/749740.html
http://kentauris.livejournal.com/682160.html (пальма?)
http://kentauris.livejournal.com/666444.html (пальмы?)

- и т.д., на самом деле таких картинок очень много.
Что касается кулака, бьющего в грудь, то это как минимум спорно. Правда, если поискать аналогии в ренессансных сборниках эмблем, то можно, наверное, найти аналогии.

Ваше истолкование картины поэтично, но не единственно возможно, как мне кажется.

Reply


Leave a comment

Up