В 1950 году археологическая экспедиция под руководством Б.Б. Пиотровского при раскопках холма Арин-Берд, находящегося на окраине Еревана, обнаружила руины урартской крепости Эребуни. Вернее, руины там были известны и раньше, еще с начала 20-ого века, просто ими никто не занимался. Но в 50-ом году была найдена клинописная табличка, подтверждающая, что сей город есть - Эребуни, крепость урартского царя Аргишти I. Город был основан в 782 г. до н.э., а табличка с надписью была найдена в октябре месяце, поэтому начиная с 1968 года, после некоторой паузы (видимо на обдумывание) в Ереване каждый октябрь стали праздновать День города, т.е. день основания собственно Еревана, потому как было решено, что Эребуни, это и есть Ереван, а в 1968 году ему исполнилось уже 2750 лет, и что он старше Рима, и так далее, и тому подобное...
Кстати, я как раз попал на этот праздник, так как пребывал в Ереване именно в октябре. Правда, ничего путного отснять не смог, ибо забыл в сей памятный день аккумулятор от фотокамеры в хостеле, и мне пришлось вернуться - может это и к лучшему, потому что всяческие народные гулянья меня всегда чрезмерно утомляют.
Ну, а теперь про саму ураратскую крепость Эребуни и находящийся там же небольшой музей.
Музей там, кстати, совсем неплохой, даже несмотря на то, что маленький, и наполнен одними копиями артефактов. Но зато, это единственный археологический музей в Ереване (а возможно и в Армении), где можно свободно фотографировать.
Я уже раньше
касался темы запрета на съемку в исторических музеях Армении, по моему мнению, это важная характеристика закрытости страны, и Армения стоит тут в одном ряду с Сирией и Ираном. Но вот в музее Эребуни можно хоть как-то запечатлеть урартские находки. Поэтому всячески рекомендую его для посещения, тем более, что и сама реконструированная в советское время крепость весьма интересна.
Вид на здание музея и Ереван с холма Арин-Берд.
При входе в музей стоит скульптурная группа, изображающая императора Китая эпохи Хань или Цинь на боевой колеснице. Правда, по версии самих создателей скульптуры, это должен быть какой-то урартский царь:)
А это какой-то более узнаваемый ближневосточный персонаж)
Так кто же такие были урарты, построившие эту крепость?
Государство Урарту образовалось в самом начале I тыс. до н.э. Когда оно появилось точно не знает никто, возможно урартская государственность - это ответ на постоянные грабительские походы ассирийцев, местные племена стали объединятся, чтобы давать отпор агрессорам. Тем более урарты во многом копировали ассирийскую культуру - в итоге Урарту стало этакой "Ассирией" Армянского нагорья, государством не менее воинственным и мощным, чем сама Ассирия, которая наводила страх и трепет на всю Переднюю Азию.
Завершилась урартская государственность примерно в VI веке до н.э. после нашествия мидийцев в союзе с протоармянами и скифами.
Урартский язык был близок к хурритскому, предположительно, сейчас ему родственны современные северокавказские языки, например, вайнахский - язык чеченцев и ингушей.
Макет крепости Эребуни.
А это, то самый камень, подаривший имя урартской крепости и, как принято считать, и городу Еревану.
"Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, эту могущественную крепость построил; установил её имя Эребуни для могущества страны Биайни и для устрашения вражеской страны. Земля была пустынной, могучие дела я тут совершил. Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, царь могущественный, царь страны Биайни, правитель города Тушпы".
Тут стоит добавить, что центр государства Урарту находился около озера Ван в современной Турции. Из-за этого его иногда называют Ванским царством. Крепость Эребуни и другие города-крепости на территории современной Армении строились уже в последний период существования государства Урарту, когда оно уже клонилось к упадку. Город-крепость Эребуни нес прежде всего оборонительные функции, он позволял контролировать Араратскую долину и дальнейший путь к озеру Севан. В связи с этим, Эребуни имел очень внушительные крепостные стены.
Правда, чувствуется, что особую внушительность стенам Эребуни добавили советские реконструкторы. Дело в том, что все стены урартских крепостей возводились по одной схеме, в основании стены лежало несколько рядов очень крупных каменных блоков, а дальше, вверх, их наращивали уже за счет сырцовых кирпичей. Точно также возводили стены своих городов еще хетты, и подобная техника строительства распространилась почти на всю Малую Азию, похожие стены существовали и в
Гордионе - столице Фригии, я писал о нем раньше.
Так вот, каменные основания стен в Эребуни, по моему мнению, чрезмерно высокие, кое-где стены доходят до 10 метров высоты, т.е. они и так уже достаточно массивны и неприступны, чтобы их надстраивать еще глиняными кирпичами. Скорее всего советские реставраторы, для большей внушительности, сделали каменные основания стен специально выше. Тем более, я больше нигде ничего подобного не видел, например, в соседней с Эребуни урартской крепости Тейшебаини, которая также находится на окраине Еревана, на холме Кармир-Блур, видны только нижние три ряда камней основания стен, а выше идет стена из необожженного кирпича, которая сильно деформировалась со временем (рассказ о
Тейшебаини будет дальше).
Здесь, я, как всегда, "меряю" стены собой.
Стены Эребуни удивительно похожи на укрепления
Гордиона, все же между Урарту и Фригией было много общего. Наверно, не зря выводят предков армян как из фригийцев, так и из жителей Урарту.
Многие блоки основания стены, как говорится - внушают своими размерами.
Толщина стен, если верить советским реставраторам, тоже весьма приличная.
В отличии от Гордиона, здесь от ворот мало чего осталось.
Это здание, так называемого, сторожевого поста. Он находится за линией главных укреплений, рядом с входом в крепость. Возможно здесь встречали посланцев других государств.
Все это конечно советская реконструкция, которая доживает свои последние года. Кстати, в крепости все крыши действительно были деревянными и покрывались тростником.
А это все что осталось от ападаны, колонного зала, возведенного персидско-урартско-советскими строителями.
Реконструкция портика практически перестала существовать, видимо в современной Армении никому нет никакого дела до этого советского наследия.
Кстати, колонный зал, скорее всего, действительно был возведен перед храмом бога Халди именно персами, когда они завладели крепостью в V-VI вв. до н. э. Ранее урарты сдали Эребуни без боя, все имущество было перенесено в соседнюю крепость Тейшебаини.
Храм "Суси", на переднем плане клинописная надпись на стене.
"Богу Иварша этот дом Суси Аргишти, сын Менуа, построил, Аргишти говорит: земля в этом месте была пустынной, ничего там не было построено. Аргишти, царь могущественный, царь великий, царь страны Биайнили, правитель Тушпа-города"
Вот здесь крепостные стены выглядят более реально, видны только каменные основания стен.
Как я писал выше, Эребуни находится на самой окраине Еревана, за холмом Арин-Берд уже виден типичный пустынный армянский пейзаж.
Реконструкция каких-то построек в основании холма Арин-Берд, т.е. эти новодельные помещения находятся вне главной цитадели.
Фото крепости 50-ых годов из музея Эребуни.
В таких сосудах могли храниться почти любые пищевые продукты - и зерно, и масло, и вино.
А это часть водопровода Эребуни. Эта каменная труба состояла из многих подобных сегментов и тянулась километров на семь, вода в крепость подавалась с возвышенности в районе Гарни, где били многочисленные родники. Трубы шла скрытно, под землей, а не как у римлян на всеобщем обозрении.
Реконструкция урартской колесницы.
Бронзовый шлем царя Сардури II с дарственной надписью "Богу Халди, владыке, этот шлем Сардури, сын Аргишти подарил".
Бронзовый щит, кстати, огромных размеров - метр в диаметре, как его на себе таскали, не совсем понятно. Кармир-Блур, VIII в. до н.э.
Бронзовые умбоны боевого щита. Арин-Берд VIII в. до н.э.
Наконечники стрел и деталь бронзового пояса.
Статуэтка богини Арубани. Кармир-Блур, VII в. до н.э.
Дверь Мгера или Ворота Халди. Фото, вырезанной в скале ниши или двери на скале в Ване, главном городе урартов. Эта Дверь Мгера очень похожа на подобные символические "двери в никуда" у фригийцев, например, в Мидас Шехри. Фото из музея Эребуни.
Серебряный ритон в форме лошадиной головы. Арин-Берд, V в. до н.э.
Серебряный ритон с всадником. Арин-Берд, V в. до н.э. Эти ритоны позднее свидетельство персидского присутствия в Эребуни.
А это непонятно что. Видимо, это специальные отпечатки или "следы" загадочных существ, которыми "следили" в нужных местах:)
Еще один урартский бронзовый шлем.
Ниже очень интересный персонаж. Я таких идолов видел в Историческом музее Еревана, только там они большие и их много, некоторые в рост человека, но общая стилистика схожая. Считается, что это какие-то идолы племен, существовавших еще до Урарту, только непонятно, как этих идолов датировали. Фактически, это самое распространенное изображение здешних божеств. Скорее всего, именно подобные идолы являлись типичными для Армянского нагорья, а отнюдь не боги в ассирийском стиле. Еще часто местные обитатели изображали каменные фаллосы, порой очень больших размеров. Т.е. можно сделать вывод об определенной архаичности искусства жителей Армянского нагорья в урартскую и доурартскую эпоху.
В общем, язычество у урартов было весьма суровым, также как и нравы. Известны случаи многочисленных человеческих жертвоприношений, в урартских крепостях находили останки людей с отрубленными головами, лежащими вместе с останками животных.
Интересное фото из музея Эребуни. Это урартская гробница, обнаруженная в Ереване на территории завода "Автоагрегат" в 1984 году. Судя по всему, снаружи этот мавзолей - чистый новодел. Но внутри весьма интересен.
Погребальная камера была перекрыта большой плитой из туфа. Она чем-то напоминает персидские скальные гробницы, где были только небольшие каменные помещения. Погребения под огромными курганами, как у фригийцев того же времени в
Гордионе, у урартов отсутствовали.
К сожалению, фрески Эребуни в музее почти не представлены, только вот эта лошадь, да еще один бычок.
Фасада музея Эребуни, музей был основан в 1968 году.
Мои посты, посвященные Закавказью:
Ереван. Крепость Тейшебаини - последний оплот Урарту Армяно-грузинские зарисовки Армения - страна камней