Российской императорской короне принадлежали, поистине, сказочные богатства. У каждого украшения - своя история. Полюбуемся на некоторые из них, вошедших не только в историю ювелирного искусства, но и в историю России.
Обрамленный жемчугом миниатюрный портрет императрицы Марии Федоровны работы Иоганнеса Зенграфа. Красная эмалевая рамка в форме сердца выполнена в сложной технике гильош. Идея - Фаберже, мастер - Михаил Перхин. Этот портрет Мария Федоровна подарила своей родной сестре Тире, герцогине Камберлендской на Рождество 1905 года.
Миниатюрный створчатый полиптих с портретами детей Александра III и Марии Федоровны, под которыми указаны даты их рождения (слева направо: Николай, будущий император Николай II, Георгий, Ксения, Михаил и Ольга) Идея Фаберже, исполнитель - мастер Михаил Перхин (до 1896 года). Золото, эмаль. Рокайльный орнамент, включающий мотивы цветов и листьев, не повторяется ни на одной из пяти створок складня.
Шифр в виде буквы «М» - начальной буквы имени Марии Федоровны, увенчанный императорский короной. По всей видимости, этот фрейлинский шифр носила на голубой ленте ордена Св. Андрея Первозванного одна из наперсниц императрицы.
Диадема из парюры, созданной для императрицы Марии Федоровны в начале 1880х годов. Все жемчужины - из хранилища кабинета Его Величества - поражают безукоризненной правильной формой и изумительным блеском.
Справа - брошь из парюры, о которой говорилось выше. В центре - браслет из трех ниток восточного жемчуга с застежкой из овального сапфира массой более 20 каратов, окаймленного бриллиантами. Слева - брошь с жемчужиной, окаймленной бриллиантами безупречной чистоты, к броши крепится розоватый бриллиант классической круглой огранки массой 9 старых каратов, ниже - подвеска из розовой овальной жемчужины, окантованной круглыми бриллиантами желтоватого оттенка.
Бриллиантовое ожерелье с каплевидными жемчужинами в подвесках. Из парюры, созданной для императрицы мари Федоровны в начале 1880х гг.
Великолепное collier russe (русское колье), предположительно датируемое началом XIX века. Индийские и бразильские бриллианты в оправе из золота и серебра. Колье можно также носить как tiare russe - тиару, нашивавшуюся на бархатный кокошник.. Все луче видные подвески пронумерованы цифрами от 1 до 59 и имеют на тыльной стороне крючки,. Значительно облегчавшие нашивку.
Императрица Мария Федоровна в ожерелье и бриллиантовой русской тиаре, которые показаны выше, и с брошью XIXвека и несколькими нитками жемчуга из хранилища кабинета Его Величества.
Молодая императрица Александра Федоровна в tiare russe (уже знакомой нам русской тиаре) и в своих любимых жемчужных ожерельях работы придворного ювелира Болина, которые подарила своей невестке вдовствующая императрица. Также к платью приколоты жемчужно-бриллиантовая брошь-бант и звезда ордена Св. Екатерины.
Большая императорская корона, заказанная Екатериной Великой к своей коронации в 1762г. придворному ювелиру, выходцу из Швейцарии, Иеремии Позье и использовавшаяся для коронации всех представителей династии Романовых, впоследствии восходивших на престол. Венчает корону крест и колоссальная темно-красная шпинель массой около 398,72 карата, которая была куплена в Пекине в 1676 г. русским послом Николаем Спафарием. По воспоминаниям Бозье: Екатерина приказала ювелиру пересмотреть казенные драгоценности, разломать то, что окажется в несовременном вкусе и употребить на новую корону, которую она желала иметь к коронации. Несмотря на все старания облегчить вес, корона весила 2,3 кг. Драгоценные камни были взяты из царской сокровищницы, также было куплено 6кг серебра и 0,5 кг золота.
Держава была создана ювелиром Георгом Фредериком Экартом в 1784 г. и, как и большая императорская корона, дошла до нашего времени почти в первозданном виде. Только в конце XVIII в. к ней были добавлены крупный бриллиант и сапфир. Гладкий, полированный, полый внутри шар из красного золота обвит по верхней половине поясками гирлянд из серебра и бриллиантов, бывших, по всей видимости, частью более ранних государственных регалий - времен императрицы Елизаветы Петровны. Наверху державы укреплен овальный сапфир в 200 каратов, привезенный с Цейлона.; громадный камень окаймлен бриллиантами, которыми усеян также и венчающий его крест. В месте соединения декоративных поясков помещен старинный алмаз из копей Голконды. Весом в 46,92 карата этот, абсолютно чистый камень, имеет светло-голубой оттенок и крошечные трещинки. Форма огранки - грушевидная, с множеством граней и практически плоским основанием - типична для старинных индийских камней.
Массивный скипетр состоит из трех гладких золотых частей, разделенных между собой парными бриллиантовыми поясками. Четвертая пара поясков обрамляет венчающий скипетр знаменитый алмаз «Орлов» весом 189,2 карата в оправе из серебра с бриллиантами. На оправе закреплен российский герб - двуглавый орел, покрытый черной эмалью и также украшенный бриллиантами. Орел съемный - по особым церемониальным случаям его заменяли гербом Польши. У алмаза «Орлов» захватывающая история. Этот, сохранивший старинную индийскую огранку, камень является осколком гораздо большего кристалла. Он был найден в XVII веке и огранен октаэдром. После огранки алмаз существенно потерял в весе. Камень очень чистый и имеет легкий голубовато-зеленоватый оттенок. Согласно легенде, этот великолепный алмаз вместе с другим, подобным ему красотой и ценностью, камнем был глазом идола в Серингане (Южная Индия), откуда его выкрал французский солдат в начале XVIIIв. Неизвестно, что было с этим камнем, пока им не завладел правитель Персии Надир-шах, после его смерти алмаз выкрали второй раз и камень оказался в руках купца из Джульфы в Армении Григория Сафраса. Сафрас поместил камень в банк Амстердама, позднее продал камень племяннику своей первой жены, придворному ювелиру Ивану Лазареву, который впоследствии перепродал алмаз графу Орлову. Орлов подарил камень Екатерине II.
Николай II обнимает свою мать, вдовствующую императрицу Марию Федоровну, голову которой украшает малая императорская корона. Слева стоит императрица Александра Федоровна. Этот рисунок появился в «Illustrated London News» за подписью сотрудничавшего с журналом «специального художника в Москве». На голове Александры Федоровны - малая императорская корона, созданная ювелиром Ганом по образцу и подобию короны, данной в приданное вдовствующей императрице. Только камни, использовавшиеся при ее украшении, были взяты не из коронных украшений, а подобраны самим Ганом и имели южноафриканское происхождение.
Малая императорская корона - одна из императорских регалий. В настоящее время хранится в Алмазном фонде Российской Федерации. Первая корона была выполнена из старинных индийских и бразильских бриллиантов в 1801 году сыновьями придворного ювелира Луи Давида Дюваля, также ювелирами Жакобом и Жаном Дювалями. В одном из документов императорского архива говорится: « Выдать ювелирам Дювалям 2052 бриллианта стоимостью 37854 рубля и 12 копеек для украшения короны Ее Императорского Величества Государыни Елизаветы Алексеевны» Мастерством исполнения и великолепием камней эта корона не уступает большой императорской короне. Эта корона разобрана после смерти императрицы Марии Федоровны в 1829 году «для делания вещей». Изображенная на снимке малая императорская корона выполнена по образцу Большой императорской короны для коронации супруги императора Александра II - императрицы Марии Александровны в 1856 году ювелиром придворным ювелиром Зефтигеном. В короне 1393 бриллианта, общим весом 586,92 карата, а также 2167 бриллиантов огранки роза, серебра 256,96 г, золота 2,26 г.
Вдовствующая императрица Мария Федоровна в малой императорской короне, надетой по случаю коронации Николая II. Волосы императрицы убраны в две косы, ниспадающие на ее плечи, как того требовал придворный протокол для чинов коронации и венчания еще со времен Екатерины Великой.
Одной из причин охлаждения между вдовствующей императрицей Марией Федоровной и императрицей Александрой Федоровной служили коронные драгоценности: согласно протоколу, они должны были перейти от вдовствующей императрицы к царствующей. Однако Мария Федоровна отказалась подчиняться этому правилу, и даже вмешательство Николая II, поначалу, казалось, не возымело на нее никакого действия. В конце концов, по настоянию сына, апеллировавшего к традиции, по которой супруга Государя имела право носить определенные украшения из императорской сокровищницы, вдовствующая императрица все же уступила, хотя и оставила себе некоторые из самых ценных ювелирных украшений.
Фрагменты бриллиантовой цепи ордена Св. Андрея Первозванного, состоящей из двадцати съемных звеньев; в ней чередуются розетки с вензелем Павла I (в самом верху), с Андреевским крестом и двуглавым орлом.
Малая бриллиантовая цепь ордена Св. Андрея Первозванного, состоящая из двадцати трех звеньев, соединенных между собой кольцами и усыпанных бриллиантами общей массой более 180 каратов. Датируемая в описи 1798 г. - то есть периодом правления Павла I, эта цепь, вне всякого сомнения, была создана в первой половине XIX века.
Венец из великолепной парюры, заказанной в 1900г. императрицей Александрой Федоровной придворным ювелирам Болину и Фаберже. Парюру украшали крупные, ограненные кабошоном изумруды и бриллианты (бриллианты - южно-африканского происхождения); все камни были оправлены в серебро с золотыми закрепками, все элементы были пронумерованы и могли быть заменены другими. Венец и ожерелье (не представлен) были выполнены в великой спешке ювелиром Швериным из фирмы «Болин». Венец украшен большим, четырехугольным, с конусообразной коронкой, изумрудом огранки кабошон, массой около 23 карат.
Императрица Александра Федоровна с венцом на голове запечатлена на портрете, написанном Н.К. Бодаревским в 1907г.
Императрица Александра Федоровна в маскарадном костюме. Платье императрицы - копия парадного наряда царицы Марии Ильиничны, супруги Алексея Михайловича, пошитого по образцу платна, старинного русского платья с широкими рукавами, которое одевали по особым случаям - во время празднеств и церемоний. Цепочка, подвешенная по сторонам плата под шапкой-короной императрицы, выполнена по образцу рясен из полированных яйцевидных, инкрустированных бриллиантами элементов, чередующихся с зернами жемчужин и заканчивающихся двумя «кисточками с бахромой» из бразильских бриллиантов грушевидной формы. Создателем этого прекрасного образца ювелирных изделий конца XVIII в. принято считать известного петербургского ювелира Жан-Жака Дюка.
Тиара из сапфирово-бриллиантовой парюры, которая была выполнена для императрицы Александры Федоровны в начале XX в. Фридрихом Кехли, швейцарцем по происхождению, ставшим придворным петербургским ювелиром в 1902г. Рисунок тиары слагают переплетенные полукружья, в которые вставлены 16 крупных сапфиров в оправе из золота с маленькими золотыми рельсовыми заклепками. Бриллианты оправлены в серебро на золотой основе. Рядом с тиарой запечатлено корсажное украшение или брошь из той же парюры.
Портрет императрицы Александры Федоровны кисти Фридриха-Августа фон Каульбаха. На голове Государыни - тиара из сапфирово-бриллиантовой парюры.
Тиара в форме русского кокошника, созданная в начале XIX в. Тиара изначально принадлежала императрице Елизавете Алексеевне, супруге Александра I. Тиара осыпана старинными бразильскими бриллиантами общей массой 275 старых каратов, оправленными в золото и серебро.
Императрица Александра Федоровна в тиаре в форме русского кокошника.
Это великолепное ожерелье состоит из 21 алмазного кабошона в оправе из серебра с золотыми рельсовыми закрепками; алмазы соединяются шелковыми нитями, обеспечивающими ожерелью большую гибкость. 15 подвесок ожерелья образуют старинные бриллианты грушевидной формы, увенчанные более мелкими бриллиантами, ограненными, предположительно, в XVII или XVIII в. Общая масса этих камней индийского происхождения составляет 475 старых каратов. Некоторые из них имеют голубоватый или розоватый оттенок, что усиливает эффектность изделия.
Вдовствующая императрица Мария Федоровна; портрет кисти Эмиля О. Визеля, 1905г. На шее императрицы - ожерелье, изображенное выше.
Эта роскошная диадема украшала голову императрицы Александры Федоровны во время церемонии открытия I-й Государственной Думы. Подобные диадемы “Lovers knot” (узелки любви), мода на которые началась в Европе не позднее 1825 г. также пользовались популярностью при русском дворе. У супруги Николая I императрицы Александры Федоровны было как минимум две диадемы, в стиле lovers knot, но без самих бриллиантовых узелков. Первая - большая бриллиантовая диадема 1831(1833) г. (возможно авторство Я.Эрнста - версия Л.Кузнецовой) с 113 жемчужинами, представлена на этом снимке. Все следы диадемы после инвентаризации 1922г. теряются; возможно, вместе с другими украшениями из коллекции она была продана, целой или по частям, на аукционе «Кристи» в Лондоне в 1927г
Императрица Александра Федоровна в парадном платье, одетом по случаю открытия I-й Государственной Думы в 1906г. Фотограф - Карл Булла. Костюм императрицы дополняют украшения: тиара, малая бриллиантовая цепь ордена Св. Андрея Первозванного (о ней говорилось выше), бриллиантово-жемчужное ожерелье и бриллиантовое кластерное ожерелье - оба выполнены, по всей вероятности, Болиным, как дополнение к тиаре. Ни одно из этих ожерелий не упоминается среди описанных и каталогизированных коронных драгоценностей; возможно, они были взяты императрицей в Тобольск и там пропали.
Ювелирные изделия 2-й половины XVIII в.: массивные (не полые) серебряные цветы - типичные украшения, которые нашивались на парадные платья российских императриц. В центре - эгреты с бриллиантами и жемчугом (для украшения прически)
Подобные цветы нашиты на черную бархотку, обвивающую шею вдовствующей императрицы Марии Федоровны; императрица запечатлена за игрой в карты в Амалиенборгском дворце в Копенгагене со своими родными сестрами - Александрой, королевой Великобритании, и Тирой, герцогиней Камберлендской, а также родным братом Фредериком VIII Датским.
Стефано Папи «Сокровища дома Романовых» пер. с англ. Яз. И.В. Павловой. М.: АСТ: Астрель 2011
http://maxfraikiev.livejournal.com/38442.html#cutid1