В. Тетерин. Айва. 1966
Осенью 2012 году исполнилось 40 лет известной «выставке одиннадцати», открытой в 1972 в новом выставочном зале СХ РСФСР на Охте. Внимание зрителей тогда привлекал натюрморт «Айва» (иногда упоминается как «Айва и чайник») Виктора Кузьмича Тетерина (1922-1991). Композиция работы была решена автором бесхитростно, «в упор», что вполне соответствовало эстетике «шестидесятников». Плоды айвы и чайник на серебряном подносе приближены к зрителю, занимая почти всю плоскость холста. Живопись сочная, декоративная, работа написана с особенной широтой, раскованностью и смелостью живописного обобщения.
Созданный в 1966 году в ходе очередной поездки В. Тетерина в Гурзуф, натюрморт стал одной из знаковых работ для художника, которыми был отмечен заметный перелом в его творчестве. Тетерин впервые сумел, по его собственному выражению, «понять Матисса», то есть освоить, приспособить для осуществления собственных замыслов декоративно-изобразительные принципы французского живописца, так давно уже его занимавшие. В «Айве», а также в написанных тогда же «Южном натюрморте», пейзажах «Оливковая роща», «Дом с балконами» (все 1966) впервые так мощно проявились свобода самовыражения художника, легкость исполнения и раскрепощенность живописи, наряду с убедительностью пластического языка.
Плоды айвы и в особенности чайник написаны Тетериным с необыкновенной живописной энергией. По мнению Г.И. Чугунова, это был настоящий взлет в развитии дарования художника. Его источники он видел в собственном творческом росте живописца и крымской природе, напоённой солнцем и светом, хотя, быть может, и понятой сквозь призму творчества Матисса. Отныне В. Тетерин основное внимание будет уделять цвету, ритмической организации холста, передаче световоздушной среды. Этим задачам будут подчинены достаточно условные композиция и рисунок, который зачастую станет служит как линия, оконтуривающая формы, выявленные цветом. По меткому замечанию Г. И. Чугунова, искусству В. Тетерина совершенно не свойствен драматизм. Бурные стихийные явления так же далеки от художника, как и обостренность душевной жизни человека. В этом заключалось своеобразие и особая притягательность его творчества. По складу своего характера, мировоззрению, склонностям художник стремился к изображению единства природы и человека, они диктовали ему непреодолимое желание искать в устройстве окружающего мира гармонию, душевную ясность, незамутненность духовной жизни.
Только в 1988 году «Айва» вновь была показана на совместной выставке В. Тетерина и Е. Антиповой в залах ЛОСХ. В 1997 работа, находившаяся к тому времени в собрании Н. Ю. Кононихина, экспонировалась на выставках «Художники круга 11-ти» и «Памяти учителя», посвященной творчеству ленинградских художников - воспитанников мастерской А.А. Осмёркина в Мемориальном музее Н.А. Некрасова. В 2007 работа была воспроизведена в книге С. Иванова "Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа". Картина представляет собой один из ярчайших образцов живописи 1960-х, являясь одной из вершин творчества художника и подлинным шедевром ленинградской школы.
См. также:
Картина В. Тетерина "Айва"См. также:
Painting Quince and Teapot, by Victor TeterinСм. также:
Тихая жизнь за ленинградским столомСм. также:
Тетерин Виктор Кузьмич (1922-1991)См. также:
Картины Виктора Тетерина (1922-1991)