Оригинал взят у
leningradartist в
О картине Клода Жозефа Верне "Морской берег близ Анцио" Верне Клод-Жозеф (?). Берег моря близ Анцио.
Каждый раз, встречая упоминание о появлении картин французского пейзажиста Клода-Жозефа Верне (1714-1789) на каком-либо из аукционов, вспоминаю историю итальянского пейзажа, хранящегося в частном собрании, и связанную с ним загадку. Вот эта картина на любительском снимке. В ней меня неизменно восхищает небо и живописная группа, непринуждённо расположившаяся в центре. Потемневший лак скрывает детали переднего плана, водопад слева и возможно авторскую подпись. Холст был дублирован по всей видимости в конце 18 - первой четверти 19 века. На обороте холста фомилии владельцев картины и дата: 1863 год. Обращает на себя внимание почти полное соответствие пейзажа известной картине из собрания Эрмитажа. Это пейзаж Клода Верне "Морской берег близ Анцио", датированный 1768 годом и представляющий собой повторение пейзажа, подписанного и датированного Верне 1743 годом и в том же году представленного художником в Академию св. Луки в Риме на получение звания академика. Эрмитажное повторение до конца 18 века находилось в Париже в собрании Сильвестра, учителя рисования Монсиньора Дофина, а затем оказалось в России в собрании генерала Н. Ф. Хитрово, откуда в 1804 году поступило в Эрмитаж в качестве дара императору Александру I. Оба полотна имеют и практически одинаковый размер. Ниже привожу описание эрмитажной картины и её фото из Каталога французской живописи XVIII века в собрании Эрмитажа, автор И. С. Немилова, Москва, Искусство, 1985 год, С. 376:
Хотя работы Верне в России были очень популярны в последней четверти XVIII и в начале XIX века, большинство из них относятся к более позднему французскому периоду его творчества, в том числе когда над заказываемыми художнику картинами (и повторениями) трудился целый коллектив помощников. Работы же итальянского периода на рынке чрезвычайно редки.
Установлено, что в конеце XVIII - первой половине XIX века пейзаж, в точности повторяющий эрмитажную композицию Верне, принадлежал адмиралу и сенатору Семёну Афанасьевичу Пустошкину (1749-1828). Любопытен следующий эпизод из его блестящей биографии морского офицера и дипломата. В 1786 году С. А. Пустошкин командовал фрегатом «Пчела». На корабле, замаскированном под купеческое судно, он провёл разведку средиземноморских турецких портов. А затем с особой миссией посетил французский порт Тулон, где познакомился с поручиком французской артиллерии Наполеоном Буонапарте, который сопровождал С. А. Пустошкина при осмотре укреплений Тулона, а на прощание подарил Пустошкину две камышовые трости. Но так как у будущего императора на тот момент на эту покупку денег не было, её оплатил сам Пустошкин... Возможно, что и С. Пустошкин сделал ответный жест, приобретя при посредничестве нового знакомого, нуждавшегося в деньгах, морской пейзаж очень популярного в России в то время автора. Любопытная история...