Оригинал взят у
anna_bpguide в
Хорошо жили будапештские печатники
BERG - это окончание слова Gutenberg. После тире буква O от слова otthon, дом.
«Благотворительное общество печатников с его шестью тысячами участников в 1905 году
приняло решение построить свой собственный жилой дом», - сказано в книге.
Собрались то есть, деньги сложили, купили участок земли в VII районе, между Jozsef körút
и Múzeum körút (хорошее место!), заказали проект братьям Ваго, Йожефу и Ласло.
И через год, если верить справочнику, получили четырехэтажное здание с 38 квартирами,
офисами Общества, мастерскими и большим залом.
Так и растет нормальный буржуазный город - не команде правителя, не по генплану,
а в ходе прямых договоренностей частных заказчиков с частными же строителями.
Часто говорят, что Будапешт похож на Петербург,
я и сама это говорю, но - похож там,
где строился тем же порядком и в то же время. На Петроградской стороне, например.
Оба города всю вторую половину века весело застраивались в самом буржуазном стиле,
называемом эклектикой. А потом наступило время модерна.
И тут Будапешт северную столицу обошел.
Только зданий модерна, или ар нуво - как угодно, в одном только Будапеште столько,
что если взяться отремонтировать всё, то национального дохода не хватит, да и Евросоюз разорить не долго.
Поэтому ремонтируются не все подряд здания, а через одно. Так, во всяком случае, это выглядит.
Мы давно перестали удивляться осыпавшейся штукатурке и пропавшим статуям (на архивных
фотографиях наверху, на фоне черепицы - видите?). С 1906 до 2013-го - ну, могло и
обвалиться, не без того. Особенно учитывая две войны и несколько революций.
Но детали, детальки!
Фасад выгнут волной, как в ар нуво и положено, и по нему вот эти вазочки? сердечки?
Квартира продается, кстати.
Вот еще предлагают в этом доме:
- двухкомнатную, высота потолков 3 м 80 см. За 20 млн форинтов.
Будапештские двери обычно заперты, но мы скажем, что мы тоже Гутенбергу
не чужие.
Наверное, откроют.
Внутри, в подъездах, кроме пальм - витражи в окнах, мозаики на полу
и всяческие металлические кружева.
Начнем с витражей. Вот так:
И вот так:
Шаг ближе, на гутенберговского орла на полу можно и наступить.
Двери и дверные ручки крупным планом:
Печатники утвердили проект, дизайн и бюджет - серьезные, видимо, люди.
А печатницы развели цветочки на подоконниках:
Самое интересное в таких зданиях - как архитекторы и заказчики находили общий язык.
На кого архитектору проще работать, чьи вкусы учитывать - капризного вельможи какого-нибудь,
не говоря уж о монархе, или шести тысяч акционеров-печатников?
Во всем творчестве Гауди, возможно, это главная загадка: что он там такого наговорил
Эусебио Гуэлю, что тот согласился жить в доме без прямых углов?
Тут, наверное, тоже было непросто. Сами заказчики не чужды искусства; понятие «печатник»
на рубеже веков должно было включать в себя и то, что мы называем шрифтовым искусством
и графическим дизайном.
Шрифты тогда любили вот такие:
И лестничные ограждения здесь напоминают расчерченный черной тушью лист.
Тонкие линии проволочной сетки - пером…
…сочные колокольчики с синими стеклянными вставками - кистью.
А балконные решетки сделаны в стилистике какой-нибудь журнальной виньетки.
И так:
За фасадом (естественно, Будапешт же!) скрывается двор с галереями.
Но тут кроме галерей, которые обеспечивают коллективистское, общественное
самосознание населения дома, есть еще и индивидуальный балкончик.
Можно разглядеть поближе:
И еще ближе - птицы на ограждении балкона. То ли скульптурная графика,
то ли графическая скульптура:
И вид на двор сквозь этих птиц:
Редкий снимок - Дом Гутенберга в снегах:
Это здесь. Gutenberg tér 4.
Фото:
http://lasdbudapestet.blogspot.hu/2013/01/gutenberg-otthon.htmlhttp://www.budapestarchitect.com/text/gebouwmaand/2012januari_en.php#.UTznZJbh5Dy