Серов В. А. (1910-1968). «Строительница», 1964. Холст, масло. 158 х 116. Из собрания Музея современной истории России
«Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней»
07 марта - 12 мая 2013 года
Место проведения: Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». Адрес: Москва, проспект Мира, 123б
Традиция отмечать Международный женский день или праздник 8 марта неразрывно связана с советским периодом истории нашей страны. Трогательные открытки с изображением ландышей или тюльпанов, девушки с голубем мира или малыша с коробкой с надписью «для Мамы», веточки мимозы и подарки, которые обязательно вручают в этот день каждой женщине.
Парадоксально, но в стране победившего социализма праздник 8 марта впервые в мире стал государственным и при этом никогда не ассоциировался с феминизмом. Даже сегодня отношение к феминизму в российском искусстве, как впрочем, и в социально-политическом движении, по-прежнему затуманено советской риторикой. Выставка приурочена к определенной дате: ровно сто лет назад в Санкт-Петербурге состоялось «Научное утро по женскому вопросу», на которое собралось более полутора тысяч женщин. Первый Международный женский день в России был отмечен не цветами и подарками, а требованием права голоса для женщин, государственного обеспечения материнства, протестом против дороговизны жизни и призывами к равноправию. Некоторые из требований столетней давности актуальны и по сей день, даже, если номинально они давно выполнены. Феминистские идеи в России на протяжении ста лет претерпели трансформацию - от борьбы за равноправие и официальной государственной идеологии до патриархального праздника «всех женщин». Двадцать лет назад вместе с Перестройкой пришло понимание задач феминистского искусства. Выставка «Международный женский день» - это переосмысление феминизма в искусстве на новом этапе. Важно отметить, что выставка не стремится дать исчерпывающее представление о развитии феминистского искусства на протяжении последнего столетия. Она является концептуальной. То есть это скорее выставка идей, которые сконцентрированы вокруг нескольких ключевых тем.
Первая тема связана с амазонками русского авангарда. Остроумно названные так писателем Бенедиктом Лившицем, женщины-художницы впервые стали не музами или подругами художников, а равноправными участниками художественного процесса. Художницы русского авангарда представлены по преимуществу своими «прикладными» проектами.
Данько Н. Чернильница «Физкультурники», 1934. Собрание музея-усадьбы «Кусково»
Другой большой раздел выставки посвящен рождению феминизма в искусстве 1960-70-х годов и его переосмыслению в 1980-90-х. Так называемая вторая волна феминизма, наряду с мощными социальными движениями, принесла с собой новую постановку гендерной проблематики и развитие феминистского искусства.
В 1985 году в Нью-Йорке возникла группа Guerrilla Girls. Эта анонимная группа, скрывающаяся под масками горилл, выступает с резкой критикой, направленной против неравноправия женщин в мире искусства, гендерных стереотипов, эксплуатации женской сексуальности в кино и рекламе. Guerrilla Girls используют стратегию внедрения в публичное пространство, опробованное рекламой, - билборды, плакаты, листовки. Чувство юмора и анонимность помогают разрушать самые устоявшиеся стереотипы.
В 1980-90-х годах художницы обратились к истории искусства, гендерным стереотипам, идеологическим клише.
В новом тысячелетии феминистское искусство обратилось к фантазиям, страхам, нарциссизму. Поворот в сторону новой субъективации проявляется по-разному.
Выставка «Международный женский день» связана с переосмыслением идей феминизма сегодня. В то же время она дает историческую перспективу на развитие феминистского искусства, объединяя ключевые фигуры от амазонок русского авангарда и зарождения западного феминизма до современных художниц. Контекстом выставки является не только столетний юбилей со дня празднования 8 марта в России, но и само пространство, в котором она развернута. Памятник Веры Мухиной «Рабочий и Колхозница», ставший самым заметным символом равноправия, победившего в СССР, может восприниматься как наиболее масштабный экспонат выставки «Международный женский день». В свою очередь, история феминистского искусства, поддерживающая идею равноправия, обретает новые смыслы.
Федосов Н. П. Эскиз к картине «Отдел контроля», 1934. Холст, картон, масло. 50x70 см. Из собрания "Института русского реалистического искусства"
При участии: Государственной Третьяковской галереи, Музея современной истории России, Музея В.В.Маяковского, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Государственного выставочного центра РОСИЗО, Института русского реалистического искусства, Музея-усадьбы Кусково, Музея МАРХИ.
Информация предоставлена пресс-службой Музейно-выставочного объединения «Манеж» и может не совпадать с мнением редакции halloART.ru
ссылка по теме:
Подробнее о выставке «Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней» в МВЦ «Рабочий и колхозница» смотри и участвуй в обсуждении на сайте Нового форума изобразительного искусства halloART.ru __________________________________/font