Друзья и коллеги!
17 декабря в 18:00 галерее Матисс клуба открывается выставка живописи известного петербургского художника Станислава Петровича Мосевича.
В Петербургском выставочном пространстве Станислав Петрович Мосевич проявляется крайне скупо и выставка в галерее Матисс клуба становится особо значимым событием для нашего города. Зная Станислава Петровича, как педагога более чем требовательного к ученикам можно предположить какова его степень взыскательности к самому себе и, в связи с этим, я благодарен всем, кто сумел сподвигнуть Станислава Петровича Мосевича на эту выставку.
Станислава Петровича Мосевича я знаю с первого курса в "Мухе", тогда он заменил преподавателя живописи, который почти ни к кому не подходил и нёс какую-то чушь. Станислав Петрович пришёл и без лишних слов стал давать указания, ни кому не делая снисхождения. Он рассказывал о том, о чём раньше ни от одного преподавателя я не слышал: о взаимопрониканиях формы, о закономерных деформациях, о цвете, его сложности. Всё это говорилось не так гладко как может звучать из уст лектора с кафедры, а с помощью жестов, процарапывания ногтём по работе. Он брал в руки кисть и чёрным контуром, не взирая на реакцию ученика, проводил по отлизанным работам жирные линии, штрихи и точки. Однажды Станислав Петрович принёс в класс альбом Сезанна. Раскрыл Сезановских купальщиц и стал говорить о плотности цвета, о непроницаемости, твёрдости картинной плоскости. Наши девчонки не понимали, что им хотят донести. Тогда Станислав Петрович в сердцах сказал, стуча пальцем по купальщице, "Да, по этому заду молотком стучать можно!". "Вот это по-нашему", - подумал я.
В 70-х Станислав Петрович вёл студию скульптуры в доме работников Просвещения (Юсуповский Дворец). Я напросился в нее ходить. Обычно студийцы уже работали, когда на мотоцикле приезжал Станислав Петрович, занимались они во флигеле выходящей на улице Декабристов. Все слышали, как подъезжал Мосевич, и ждали когда он войдёт в студию. Авторитет его был огромен. Он входил, обстоятельно говорил с каждым, при этом руки его что-то чертили по глиняному объёму стеком, что-то отрывали и прилепляли. Я лепил цирковую наездницу. Станислав Петрович подходил ко мне и объяснял, каким все-таки должен быть образ, что не нужно формальный действий и вся пластика должна быть этому образу подчинена. При этом он мял мою наездницу. В конце одного сеанса, помню, он произнес весьма выразительную, отрезвившую меня фразу, не буду цитировать, но смысл ее был в том, что моя наездница, никак не напоминала всадников Марино Марини…
Всем известно, что у могучих деревьев могучие корни.
Станислав Петрович Мосевич учился в Академии Художеств, в те же годы получил сакральные знания от старика Длугача по прозвищу "грек". Дружескими узами он был связан с последователями Длугача Ярославом Лаврентьевым и Александром Зайцевым. Все они преподавали в "Мухе". Лаврентьев вёл студию живописи во дворце Просвещение. А Зайцев вел научное студенческое общество в "Мухе". Многие из учеников Мосевича ходили и туда и туда. Я тоже занимался в научном обществе у Зайцева и ходил на скульптуру к Мосевичу. Это давало нам повод обсуждать всех троих нами любимых учителей. Мы находили разницу в их непростых характерах (это очень мягко сказано) и как они по-разному реагировали на одни и те же вещи. Нашему сплочению вокруг учителей способствовало ещё одно обстоятельство. Лаврентьев арендовал себе под мастерскую небольшой домик на берегу одного из рукавов Невы. В густо заросшей части парка среди гаражей лодочников. Там же был ещё один нежилой двухэтажный домик. И чтобы в нём не происходило невесть что, Ярослав Яковлевич договорился с местными властями, чтобы домик заняли его ученики, под его, Лаврентьева, ответственность. Вот там-то и началась жизнь. Место это прозвали Лаврентьевкой. Жили там: Генна Гарвардт, Вася Виноградов, Лёша Мельников, Миша Ковалёв. Прямо напротив этого места через реку красовался красно-кирпичный, старинный пивной завод (Бавария). Это и приехал писать Мосевич. Лаврентьевка ликовала, предвкушая увидеть мастера за работой. С.П. поставил этюдник между стеной дома и сараем рыбака, а единственный подход загородил мотоциклом. Ничего увидеть было невозможно. Одессит Вася предпринял попытку чего-нибудь разглядеть через крышу, но это ему не удалось. Мосевич проработал с утра и до заката, свернулся и уехал. Эту историю во всех подробностях поведал мне сам Вася.
Первый раз я увидел Станислава Петровича как художника, много лет спустя, в конце 80-х, в резиденции американского консульства. Тогда они с Зайцевым занимали второй этаж выставочного зала, а я с моим "Кочевьем" - первый. К сожалению, эта выставка была не для широкого зрителя. Работы Станислава Мосевича производили сильное впечатление: среднего размера, густые в цвете, со сложными деформациями, они не поддаются словесному описанию. Сюжеты, как мне показалось, очень личные, впечатление от жизни в Прибалтике, люди ближнего круга, их взаимоотношения. И всё это не внешне, а как бы зашифровано в линиях, цветовых пятнах. И цвета густо фиолетовые, синие, глубоко зелёные. Скорее такие можно увидеть, закрыв глаза, внутренним взором. И образы как бы насквозь. После таких работ, картины многих художников выглядят картинками из букваря. Никакой спекуляции, продажности, игры в поддавки со зрителем нет и в помине. Я всегда думал, что если и есть в наше время настоящие большие художники, то один из них - Мосевич Станислав Петрович.
Заведующий кафедрой искусств факультета коммуникативного дизайна, член Союза художников РФ, основатель и идеолог художественной группы "Кочевье" Александр Кондратьев.
Станислав Петрович Мосевич родился в Казани в 1937 году. С 1946 года живёт в Санкт-Петербурге. С 1949 года учился в СХШ при Академии Художеств. В 1957-1963 годах учился в Институте живописи, ваяния и зодчества им. Е.И.Репина, с 3 курса в мастерской монументальной живописи А.А.Мыльникова. С 1964 года преподавал живопись в училище им. В.А.Серова. С 1974 года преподаёт на кафедре общей живописв Высшем художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной. С 1991 года член Союза художников России. Регулярно выставляется на выставках "Стена", "Весь Петербург". Персональные выставки в Бостоне (США), в галерее Красный мост, Вологда (2005).
Открытие выставки состоится 17 декабря 2012 года в 18:00. Вход свободный.
Арт-галерея "Матисс клуб"
Санкт-Петербург, Никольская площадь, д. 6.
метро Сенная площадь/Садовая
http://www.matissclub.comтел: +7 812 572 56 70