Сад Клода Моне

Dec 15, 2012 02:34




В 1883 году Клод Моне снял домик в Живерни. Жюли Мане, побывавшая там в 1893 году, писала: "Со времени нашей последней поездки в Живерни дом заметно преобразился. Над мастерской г-н Моне устроил себе спальню с большими окнами и дверьми, с паркетом из смолистой сосны. В этой комнате висит много картин, в том числе "Причесывающаяся Изабель", "Габриэль у таза", "Кокотт в шляпке", пастель с изображением маман, пастель дяди Эдуарда, очень привлекательная обнаженная г-на Ренуара, картины Писсарро и др». Но, пожалуй, привлекательнее всего для Моне была возможность возделывать сад. Клод Моне жадно коллекционировал каталоги семян, - так же, как японские гравюры, а цветы сажал таким образом, чтобы они сочетались, словно мазки в живописи импрессионистов. В его записях приводятся распределения цветов для семи рядов роз: лиловый, белый, красный, фиолетовый, желтый, кремовый, розовый. Цветы высаживались в таком порядке, чтобы цветение их продолжалось практически круглый год.





Рядом был небольшой пруд; Моне купил его и переделал его в водяной сад, через шлюзы пустив в него воду из ближащей речки. Вокруг пруда выращивались цветы и кустарники, в том числе экзотические. За садом ухаживало сразу несколько садовников.



Часть сада возле дома была французским регулярным парком.



В другой части - у пруда, художник создал японский сад. При планировке японского сада Моне следовал советам японского мастера по разведению садов, который одно время гостил в Живерни, и выращивал гинкго, бамбук, разводил в пруду кувшинки, построил высокий и изогнутый японский мостик, скопированный с гравюр Хокусая.



Марсель Пруст писал: "Это сад не старого цветовода, а скорее сад колориста, если я могу его так назвать, сад, где совокупность цветов не есть создание природы, поскольку они посажены таким образом, что одновременно будут цвести только цветы гармонирующих оттенков, создавая бесконечное поле голубого или розового".»Самое прекрасное мое произведение - мой сад", - говорил Моне.




Осенью 1899 года Моне начал цикл "Кувшинки", над которым будет работать до самой смерти. «Все эти дарованные миру краски пестрые, разнообразные, опьяняющие, предстают перед нами с чарующей законченностью, изумительной яркостью, бесконечными оттенками вокруг листа водяной лилии. Все тона красного, желтого, розового, синего, зеленого, лилового - тут, в небольшом кусочке воды, где явлено нам все небо, все пространство» - такими словами Мопассан отозвался о саде Моне.




С 1908 года художник постепенно начал слепнуть. Теперь все его внимание сосредоточено на саде и на серии «Кувшинки». Он даже выстроил особую стеклянную мастерскую, чтобы писать свой сад (Огюст Ренуар, состарившись, сделал точно такую же пристройку к своему дому, чтобы, не выходя наружу, писать моделей в саду). На больших холстах он пишет свой сад утром, в дождь, на рассвете, в полдень…







В 1918 году он решил подарить новую серию «Кувшинок» Франции, и премьер-министр Жорж Клемансо предлагает ему павильон Оранжри в саду Тюильри. Но Моне решил, что серия не закончена, и продолжал работать над ней вплоть до самой смерти - в 1926 году. В последних своих работах он почти пришел к стилю модерн, что стало достойным завершением долгого творческого пути.




Во время Второй Мировой сад Моне был заброшен и пришел в упадок. К счастью, сын художника относился к делу жизни отца с огромным уважением. Он передал сад Академии художеств, сад был восстановлен и поныне служит местом паломничества художников со всего мира.



Впрочем, художник сделал даже больше, чем создание одного-единственного сада. Он перестроил наше зрение таким образом, что мы видим фрагменты сада Моне в самых различных уголках мира. Например, я однажды осенью увидела их в московском ботаническом саду. И мне хочется думать, что Моне обязательно бы это написал. Возможно, примерно с такой же композицией.






19 век, Франция, живопись

Previous post Next post
Up