Перынский скит

Oct 19, 2012 13:55


В 6 км от Новгорода, близ озера Ильмень, над водами реки Волхов возвышается низенький, пологий, поросший соснами, холмик. Посреди него, на полянке, белеет небольшая церковь с золоченым куполом и характерным для новгородской архитектуры трехлопастным завершением закомаров.

Эта местность носит старое название Перыни, в память о стоящем здесь некогда святилище языческого верховного бога -Перуна.

Согласно древнерусским источником, святилище это появилось в 980 году. Молодой киевский князь Владимир и его сподвижник, дядя по матери Добрыня, старались как можно больше подчинить Киеву все восточнославянские земли. А поскольку в традиционном средневековом обществе видную роль играло религия, то Владимир с Добрыней решили сделать ни больше ни меньше, как распространить на всю Русь единый киевский пантеон. А поскольку Новгород был первым после Киеве городом по значимости на Руси, то естественно создание общего языческого пантеона за пределами Киева, начали, конечно, с него. Перуна поставили подле города, на холме над рекой. Холм, где поставили Перуна, располагался на видном месте, возле истока Волхова из Ильменя и открывался всем, кто плыл в Новгород с юга. В весеннюю пору он никогда не затапливался, в отличии от обширных окрестных пойменных низинных пространств, поэтому, весной превращался в остров. (Ныне, в XX веке, к нему сделали со стороны города подъездную дамбу, что облегчило подход и подъезд к нему во время весенней распутицы, но ухудшило дренажную систему окружающей среды, сделав окрестные топкие пойменные луга еще более топкими). Как показали археологические исследования, на холме в самом деле в конце X века появилось языческое святилище. Оно представляло собой три круглых площадки, окруженные кольцами рвов. На каждой площадки археологи находили углы костров и
круглые ямы в центре, в которых находились столбы. Средняя площадка была самой крупной, и яма от стоящего посреди нее столба - тоже. Видимо, там то и стоял идол Перуна, главного бога в мифологии некоторых восточных и западных славян. На двух других площадках, очевидно, тоже были идолы, но летописец о них не пишет, так как Повесть Временных Лет создавалась в Киеве и новгородские дела летописца занимали меньше. Для него было главное, что и в Новгороде был насажден культ киевского главного бога - Перуна. А остальные идолы играли в этой реформе второстепенное значение. Для Новгорода Перун был чужим, насаженным Киевом, вдобавок, он требовал человеческих жертв. По киевской традиции, ему приносили в жертву людей по жребию (летопись сохранила повесть об убийстве варяга-христианина киевскими язычниками). Поэтому, отношение к нему у новгородцев было неоднозначным. К этому времени относится появление названия местности - Перынь. Это название стало настолько прочным, что сохранилось до настоящего времени и еще со средневековья прилагалось к названию возникшего здесь позднее христианского монастыря. Другое дело, что сам Перун здесь пробыл недолго. 8 лет спустя, князь Владимир, чтоб жениться на византийской принцессе, решил принять на Руси Христианство. Вдобавок, христианская церковь была единой организацией, поэтому значительно сильнее могла сплотить страну, чем разрозненные языческие капища. Первым делом Владимир, конечно, крестит Киев, а уже после этого первым делом, в следующим, 989 году, послал в северный центр Руси - Новгород. Новгородским крещением заведовал тот же самый сподвижник князя, его дядя Добрыня, что прежде насаждал в нем киевское язычество. Город был крещен жесткими мерами. С тех пор пошла поговорка - огнем и мечом. А прибывший с киевской ратью в Новгород епископ Иоаким (Аким) Корсунянин, согласно новгородскому летописцу « требища разори, и Перуна посече, и повеле влещи в Волховъ; и поверзавше уже, влечахуть и по калу, биюще жезлиемъ и пихающе». Однако, далее произошли драматические вещи согласно новгородской летописи. «в то время въшелъ бяше в Перуна бесъ: «О горе! Охъ мне! Достахся немилостивымъ симъ рукамъ». И вринуша его в Волховъ. Он же пловя сквозе великы мостъ, верже и палицу свою и рече: «На семъ мя поминаютъ новогородскыя дети». Ею же и ныне безумнии, убивающеся утеху творять бесом. И заповеди никому же нигде не переяти его». Так, согласно новгородской летописи, проклятие Перуна дало начало многочисленным новгородским вечевым усобицам с драками между разными районами города на Великом мосту через Волхов.

Однако, за городом, около устья реки Питьбы (нын. Микрорайон Волховский) идол Перуна прибило к берегу. Как знать, может быть, на Русь бы вновь поезло язычество. Но тут вмешался местный крестьянин-гончар, которому надоел связанный с Перуном культ человеческих жертвоприношений. «И иде пидьблянин рано на реку, хотя горнеци вести въ градъ; оли Перунъ приплы къ берви, и отрину и шистомъ: «ты, рече, Перушице, до сыти еси пилъ и ялъ, а нынеча поплови прочь».

Однако, Перынский холм все равно в людской памяти сохранил свое былое значение. По воспоминаниям Якушина, в XIX веке сохранялась традиция бросать, проплывая мимо по Волхову, кидать в воду деньги в жертву грозному богу. Отсюда, кстати и пошла традиция кидать вообще в воду монетки на память.

После того, как капище на Перыни было разорено, 6 лет спустя тот же архиепископ Иоаким Корсунянин, по преданию строит на Перыни деревянную церковь Рождества Богородицы..

Около начала XIII века старый деревянный храм был переделан в современном каменном виде. Таким мы его видим до сих пор. Любопытно, что это первый храм Новгороде с подобным трехлопастным позакомарным завершением.


В таком виде - с высоким центральным сводом и более низкими, ниспадающими боковыми оно присуще уже церквам XIV в. Но характер кладки и низкий пологий купол с сужающимся к верху барабаном, выдает домонгольский памятник. Храм издревле был монастырским. В 1386 году новгородцы, ожидая рати Дмитрия Донского, пожгли ряд пригородных монастырей, включая «Перынский».

Подробнее - на сайте http://www.nogardia.ru/articles/show/52/

архитектура, 13 век, Россия, 10 век

Previous post Next post
Up