Сейчас разное говорят о достоинствах Монферрана как архитектора, но уж что-что, а рисовал он отменно.
В бытность свою архитектором Исаакиевского собора Огюст де Монферран скрупулёзно фиксировал на бумаге все ключевые моменты строительства. В 1845-м году, не дожидаясь окончания отделочных работ, он издал в Париже альбом с 49-ю литографиями, запечатлевшими уникальную стройку своего времени:
По условиям договора Монферран был обязан использовать при строительстве нынешнего (четвёртого) Исаакиевского собора часть конструкций предыдущего (третьего) Исаакиевского собора работы Ринальди.
Вид разборки и сохраненных частей предыдущей Исаакиевской церкви:
Первые пять лет занимались фундаментом. Вдобавок к имеющимся 13 тысячам свай третьего Исаакиевского собора забили ещё 12 тысяч. Расстояние между сваями составило 25-30 см. Промежутки между ними заполнили древесным углем и утрамбовали до твёрдости камня. На сваи в два ряда уложили гранитные плиты.
Тем временем в каменоломне Пютерлакс под Выборгом клиньями и кувалдами вырубали гранитные монолиты для колонн:
В Петербург колонны транспортировались водным путём. Выгрузка с судна на Сенатскую площадь:
Обработка колонн производилась под руководством Самсона Суханова (того самого, который изготовил
гигантскую ванну для Баболовского дворца ). Сарай для окончательной "доводки" колонн:
Решено было сначала ставить колонны, а уже затем возводить стены собора. Колонны поднимали с помощью лесов конструкции Бетанкура.
Установка первой колонны северного портика в присутствии И.В. Императора и Императрицы в марте 1828-го года (справа видна уцелевшая алтарная часть третьего Исаакиевского собора):
По преданию под основание колонны была заложена платиновая медаль с изображением Александра I.
Каждую колонну массой 115 тонн обшивали войлоком, обвязывали канатами, по деревянным каткам вкатывали в один из пролетов лесов и закрепляли концы канатов через систему блоков на 16-и воротах (кабестанах). По команде 128 человек начали вращать кабестаны. Установка одной колонны занимала 40-45 минут.
Подъём очередной колонны
После возведения кирпичных стен с каменными прослойками пришла пора облицовки мрамором. 1836 год - сооружение мраморных карнизов северного фронтона:
Конец 1837 года. Подъём 64-тонных колонн на верхнюю колоннаду (на высоту 43 метра):
Взгляд с крыши:
Установка колонн колоколен, стоящих по углам здания:
По предложению Монферрана купол Исаакия был сделан не кирпичным, а полностью металлическим из трех взаимосвязанных частей: внутренней сферической, средней конической и наружной параболической:
Впервые подобная конструкция купола была использована в собора Святого Павла в Лондоне.
В пространство между фермами этих частей заложили около 100 000 керамических пустотелых цилиндров - для утепления здания и улучшения акустики храма.
Внутри купола:
Вид Исаакиевского собора в лесах:
И в почти завершённом виде: