Миллионы людей искренне верят в то, что инопланетные космические корабли регулярно посещают нашу планету. Однако появление неопознанных летающих предметов стало активно обнаруживаться на предметах искусства только после появления жанра научной фантастики. То есть, как только начала появляться литература об инопланетных космических кораблях, люди неожиданно стали видеть и находить их повсюду.
Некоторые довольно странные на современный взгляд предметы действительно имеются на фоне старинных картин, однако странными они выглядят только для зрителей, не обремененных знанием Библии, классиков греческой и римской литературы и символических обозначений, используемых в древнем искусстве.
На место картины в истории влияют как сами объекты, изображенные на ней, так и контекстная информация, которая позволяет правильно идентифицировать эти объекты. К сожалению, авторы обнаружения предполагаемых НЛО на старинных картинах мало знают о значении этих объектов и об их месте в определенном контексте.
Многие Интернет-ресурсы демонстрируют и обсужданют НЛО, "обнаруженные" на картинах давно умерших художников. С одной стороны, авторы публикаций правы: если тщательно поискать, странные на вид объекты могут быть найдены.
Быстрое сравнение содержания веб-сайтов, занимающихся обнаружением НЛО в искусстве, показывает, что образы обсуждаются, как правило, одни и те же. После того, как новое изображение появляется на одном сайте, другие сразу же его копируют, обычно вместе с прилагающимся комментарием.
Методика составления подобных сенсаций проста - достаточно взять иллюстрированную книгу по искусству 17 века и ранее и найти объекты эллипсоидной или круглой формы, не утруждая себя детальным рассмотрением или поиском в соответствующей литературе сведенеий о возможном значении данных объектов.
Еще одно ошибочное представление авторов подобных “сенсационных” находок заключается в непонимании социальной роли художников тех времен. Следуя логике этих публикаций, художники, выполнявшие дорогие заказы на картины, имели право добавлять неканонические детали по своему желанию или выбору. Но идея свободного выражения в искусстве является полностью современной. В прошлые времена заказчики, которые выбирали тему и контролировали исполнение арт-работы (религиозные учреждения или знать), никогда бы не позволили художникам вставить нечто, не установленное договором, особенно в том случае, когда речь шла об изображении религиозных сцен.
Изображения, с которых все началось
В 1964 году югославский студент Александр Паунович "открыл" космические корабли на фресках 16-го века “Распятие Христа”, расположенных на стенах монастыря Високи Дечани в Косово. Французский журнал “Спутник” напечатал его снимки, и с тех пор они демонстрируются во многих книгах и на веб-страницах как "космические корабли с экипажем".
Однако многие изображения сцены распятия, сделанные по византийскому канону, содержат такие же странные "объекты" по обе стороны от креста. Это Солнце и Луна, часто изображаемыми с человеческим лицом или в виде человеческой фигуры, они являются отличительной чертой иконографической традиции в искусстве средневековья.
В соответствии с этой традицией, Солнце олицетворяло собой Иисуса, а Луна - церковь, которая светится солнечными лучами,
те же "космические корабли с экипажем" в мцхетском храме (Грузия)
в музее Клюни (Париж)
в композиции Антелами (Парма)
на иллюстрации Дюрера
В соответствии с Джеймсом Холлом, автором “Словаря предметов и символов в искусстве", изображение Солнца и Луны по обе стороны от креста являлось характерной особенностью средневекового изображения распятия Христа. Они часто встречались в искусстве начала Ренессанса, но редко появляются после 15-го века. Солнце обычно изображалось по правую сторону от креста как бюст человека или как фигура человека с сияющим ореолом, а Луна - как женщина с полумесяцем Дианы, с левой стороны.
Происхождение этих символов очень древнее - изображение Солнца и Луны в образе языческих богов являлось практикой в Древней Греции и Персии, а во времена Римской империи эта практика была перенесена на монеты с ликами императоров.
"Преображение", или Иисус Христос в космическом корабле
Подобная интерпретация известного события - одна из любимых спекуляций на уфологических сайтах. Однако достаточно было бы просто открыть Евангелиe и прочесть описание сцены, и смысл изображения предстал бы сoвсем в другом свете.
"Спустя шесть дней взял троих ближайших учеников:Петра, Иоанна и Иакова, и поднялся вместе с ними на гору помолиться. Там во время молитвы Он «преобразился пред ними и просияло лице его как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет»... После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос:
Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте"...
еще один любимый уфологами пример - НЛО на "Крещении" Аэрта де Гельдера (слева)
Опять, во избежание вольных трактовок диска с лучами как "космического корабля с лазерными лучами", было бы желательно обратиться к описанию этой сцены в Евангелии: во время крещения "отверзлось небо и Дух Святой нисшел на наего в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголящий:"Ты сын мой возлюбленный, в тебе мое Благоволение".
подобная находка НЛО и на "Благовещении" Карло Кривелли (1486 год)
Каждый, кто знаком с религиозной живописью 15-го века, найдет абсурдным предположение авторов сенсаций о том, что блюдцеобразный предмет в левом углу картины является НЛО.
Если бы авторы данного утверждения потрудились ознакомиться с живописными примерами того времени, они непременно обнаружили бы, что существует огромное количество изображений Благовещения, в которых луч от круглого облака касается головы Мадонны. Это сходство говорит о том, что современные изыскатели инопланетных кораблей просто не знакомы со специальным иконографическим языком.
Картина Кривелли представляет божественную силу в форме объекта в небе, образованного сияющим кругом облака и двух кругов маленьких ангелов. Если увеличить этот объект, можно отчетливо увидеть ангелов с золотыми крыльями.
Такое же облако, окольцованное ангелами, появляется в Благовещении Луки Синьорелли, Пьетро Aламанно, а также во многих других картинах эпохи средневековья и Ренессанса по данной теме. Именно таким образом было принято изображать присутствие Бога.
По поводу "странного лазерного луча", касающегося головы Мадонны. В контексте христианской иконографии луч света и маленькая белая птица выглядят совсем не странно. Художники обычно помещали голубей в подобныее пучки света от божественного облака, так как именно голуби представляли Святой Дух.
Если рассматривать репродукцию в высоком разрешении, нет никаких сомнений по поводу того, что именно представляет из себя “НЛО” Кривелли, но уфологические сайты обычно предлагают только туманные репродукции с низким разрешением, а проще говоря - сканы с книжных репродукций.
“Мадонна с младенцем” конца 15 века, предположительно руки Майарди или Селлайо
Многие считают предмет в правом углу как НЛО, в который всматривается находящаяся в отдалении некая человеческая фигура.
Три блестящие звезды, как и светящееся облако, говорят нам, что эта картина не соответствует канону времени, в котором была написана, а следует традиции древней иконописи. И в этом ее уникальность. Картина отразила жизнь самого города, в котором была написана - Флоренции времен правления монаха Джилорамо Савонаролы.
Савонаролa объявил врагами человечества жадность, упадок и безнравственность, а потому беспощадно сжигалось все, что ассоциировалось с этими пороками - картины, карты и кости, предметы роскоши, одежды. Многие художники, как, например, Микеланджело, сбежали из теократической Флоренции, а другие, как Майарди, вернулись на время правления монаха к старым безопасным канонам живописи. Савонаролa был сверхнут, подвергнут пыткам, повешен и сожжен, а картина осталась как памятник этого отрезка времени из жизни Флоренции.
Три звезды, сопровождающие изображение Мадонны, были распространенной чертой Византийской иконописи, они олицетворяли непорочность богоматери до, во время и после рождения Христа. Пастух, прикрывающий глаза от ослепительного божественного света , также являлся обязательной чертой данного сюжета того времени.
Элементы “Мадонны” Майнарди можно найти на многих работах Фоппа, Пинтуриччо, Аспертини, ди Креди, Бронзино, Луини, Гирландайо, ван дер Гуса. Каждый из них включает светящееся облако или ангельские фигуры, выходящие из светящегося облака. Почти во всех версиях одинокий пастух прикладывает руку ко лбу, как бы прикрывая глаза от ослепительной "славы Господней".
Таким образом, можно прочно связать “Мадонну” Майнарди с политическими событиями и иконографическими традициями Флоренции 1400-х годов, но никак не с пришествием инопланетян.
Еще примеры предполагаемых уфологических “открытий” на старых картинах:
Неопознаный дискообразный объект на картине “Сцены из жизни отшельников” Паоло Учелло - в центральной части, где святой Иероним молится перед распятием - это всего лишь кардинальская красная шляпа, она же присутствует и отчетливо видна и на других изображениях святого.
По канону, уставновленному в 1348 году, Св Иероним должен был быть изображен с кардинальской шляпой, отложенной в сторону (как знак его отказа от церковного сана), и с ручным львом.
Св Иероним(Перуджино)
Неопознанные летающие объекты на триптихе “Чудесный снег” Мазолино де Паникале (14 век), церковь Св Марии в Риме - иллюстрация события, произошедшего в 5 веке. По легенде, кардиналу приснился сон, что в августе выпадет снег и укажет место для будущего храма. Снег действительно выпал в один из теплых дней августа - что не так редко случается в Италии - и церковь действительно была построена. Это было важное событие в христианстве, так как на том месте находился храм Юноны, языческой богини.
Не был Мазолино свидетелем инопланетного десанта, как представляют его любители НЛО, а просто воспроизвел на стенах храма старую легенду, связанную с возникновением самого храма. Кстати, подобные облака он часто использовал и в других своих работах как платформу для ангелов - и он сам, и многие другие мастера того времени.
Почему люди так охотно верят в существование НЛО на старинных картинах?
Прежде всего, главный виновник тому - само время.
Именно время трансформирует языки и язык живописи в том числе.
Однако готовность, с которой уфологи и их приверженцы делают выводы на основе собственного непонимания символики средневекового искусства и их нежелание искать альтернативные решения доказывают лишь поверхностность и небрежность этих выводов.
по материалам Sceptic Magazine, 2004, в значительном сокращении. Полный текст:
www.bibliotecapleyades.net/ufoart/esp_ovnis_arte_9.htm