Искусство в непосредственной близости

Jan 29, 2012 12:49

Эрмитаж и Русский музей, в которых я побывала прошедшей осенью, удивили неожиданной возможностью приблизиться к произведениям искусства. Так нам, обычным смертным, в музеях общаться с искусством удается крайне редко. В Эрмитаже это происходило на выставке скульптора Энтони Гормли. Для того чтобы «заиграла» современная пластика в Римском дворике, античные статуи сняли с пьедестала. К Венере Таврической можно было подойти вплотную:






Можно было посмотреть на нее в упор, и даже не снизу вверх, а сверху вниз. Она оказалась очень миниатюрной дамой:




И все для того, чтобы в соседнем зале уткнуться носом в фигуры из параллелепипедов. Ведь выставка называется «Во весь рост».




Хранители античной коллекции и служители в залах, мне кажется, принимали перед выходом на работу успокоительные средства. Первое чувство, которое испытываешь, войдя в зал, волнение за сохранность экспонатов. Отсутствие постаментов провоцирует зрителей к контакту с пластикой.




Современные фигуры смотрятся в зале как пришельцы-оккупанты.




Так называемый Эрот Соранцо без пьедестала окончательно лишился своего божественного происхождения. Глядя на него, я вспомнила картину Э.Дега о юных спартанцах: http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Young_Spartans_National_Gallery_NG3860.jpg
Такой же диковатый мальчик из античного предместья:




У Гормли подобных персонажей предостаточно:




На самом деле, возможность увидеть статуи без пьедестала - вещь замечательная. Здесь просто надо было проводить занятия на тему «пространство в скульптуре». Пьедестал определенной формы и высоты многое определяет в нашем восприятии того или иного скульптурного образа, задает границы, в которых существует пластический образ. В зале это чувствуешь кожей.




Отзывы посетителей о выставке делились 50 на 50: восторженные (Даешь современное искусство в Эрмитаже!) и негативные (До чего Эрмитаж докатился!).




Есть и еще один персонаж в этих двух залах: пустота, пространство само по себе. Так задумано, или так получилось, но пространство доминирует над фигурами. В соседних залах совсем не так.




Пустота доминирует и в зале с современной пластикой:







Но все-таки больше всего я крутилась около Венеры Таврической.




Уж очень беззащитной смотрится она на этой выставке:




Ну а Русский музей удивил меня тем, что живописные панно К.Коровина сейчас украшают ресторанный зал. И в непосредственной близости от произведений находятся рояль, звуковые колонки и прочие сценические принадлежности…


Древняя Греция, 21 век, Россия, живопись, 1910-е, Древний Рим, скульптура

Previous post Next post
Up