Однажды Траян произнес: «Я хочу быть таким императором, какого бы я сам себе желал, если бы был подданным». Он стремился быть идеальным императором. И этот идеальный образ запечатлен в скульптурных портретах и литературных панегириках. В портрете из собрания Британского музея Траян предстает таким, кто, по словам Плиния Младшего, «пренебрегает честолюбием, кто умеет сдержать и обуздать неограниченную власть». При этом Плиний понимает, что «всякий, кто только станет главою государства, приобретает вечную славу, будь она хороша или дурна. Но государю надо стремиться не к той вечной славе, которая ожидает его даже против его воли, но к доброй славе, а она создается не статуями и прочими изображениями, но достигается добродетелями и заслугами».
Траян вошел в историю, как «наилучший император» (этим титулом наградил его сенат), при котором Римская империя достигла своих максимальных размеров, была решена проблема снабжения огромного города хлебом, закончились кровавые оргии по истреблению римской знати, была восстановлена роль сената.
Дион Кассий так характеризовал Траяна: «Он выделялся среди всех справедливостью, храбростью и непритязательностью привычек... Он никому не завидовал и никого не убивал, но уважал и возвышал всех достойных людей без исключения, не испытывая к ним ненависти или страха. На клеветников он не обращал внимания и не давал воли своему гневу. Ему было чуждо корыстолюбие, и он не совершал неправедных убийств. Он расходовал огромные средства как на войны, так и на мирные работы, и сделав очень много крайне необходимого по восстановлению дорог, гаваней и общественных зданий, он не пролил ничьей крови в этих предприятиях... Он был рядом с людьми не только на охоте и пирах, но и в их трудах и намерениях... Он любил запросто входить в дома горожан, порою без стражи. Ему недоставало образования в строгом смысле этого слова, но по сути он многое знал и умел. Я знаю, конечно, о его пристрастиях к мальчикам и вину. Но если бы вследствие своих слабостей он совершал низменные или безнравственные поступки, это вызвало бы широкое осуждение. Однако известно, что он пил, сколько хотел, но при этом сохранял ясность рассудка, а в отношениях с мальчиками никому не нанес вреда»
http://ancientrome.ru/imp/traian.htm
Траян был, прежде всего, воином. Родился он в Испании. Когда старый император Нерва усыновил его, он был уже известным военачальником, наместником Верхней Германии. Главным памятником Траяну стала триумфальная колонна, на которой по спирали разворачивается рассказ о его главной победе - покорении даков. Колонна располагалась на форуме Траяна, для сооружения которого пришлось срыть часть Квиринальского холма. Высота колонны (около 40 м. вместе с цоколем) показывает, какой высоты холм был срыт.
Колонну венчала статуя Траяна, которого в конце XVI века сменил апостол Петр. Триумфальная колонна была не только знаком побед императора, она одновременно выполняла функции мавзолея, в 117 году в ее цоколе была помещена золотая урна с прахом Траяна.
На рельефах колонны Траян изображен 59 раз среди римских воинов и пленных даков, в боях и походах. Везде он выглядит степенным, спокойным, стойко переносящим вместе с солдатами все тяготы войны. Разумеется, перед нами сугубо мужской мир, где царствуют сила и порядок. Это не столько мир отдельных героев, сколько торжество несокрушимой «машины» римской армии. Эпизоды с участием Траяна, словно иллюстрируют литературное восхваление императора, созданное Плинием Младшим:
«Ты был и вождь, и командир, и просто солдат, так как большими шагами ты шел всегда впереди своих знамен и орлов»
«Когда во время военных упражнений с пылью и потом солдат смешивался и пот полководца и, отличаясь от других только силой и отвагой, в свободных состязаниях ты то сам метал копья на большое расстояние, то принимал на себя пущенное другими…»
«А как ты оказывал утешение утомленным, помощь страдающим? Не было у тебя в обычае войти в свою палатку прежде, чем ты не обойдешь палатки твоих соратников, и отойти на покой не после всех остальных.»
«Ты так совмещал в себе [личность] полководца-императора и товарища-соратника, что как требовательный начальник ты вызывал у всех старание и усердие, а как участник в трудах и товарищ поднимал общий дух. Счастливы те, чью преданность и усердие ты одобрял не через посредников и вестников, но сам лично, и не по слухам, а убедившись собственными глазами!»
Но дальнейшая судьба этого мира, скорее всего, была определена женщинами. Одной из них была супруга императора Плотина. Плиний Младший характеризует ее так: «Твоя же, цезарь, жена хорошо подходит к твоей славе и служит тебе украшением. Можно ли быть чище и целомудреннее ее? <…> Она с удивительным постоянством любит и уважает тебя самого и твое могущество! <…> Как бережлива твоя жена в частной жизни, как скромна в окружении свиты, как проста в своем обращении! И это тоже заслуга мужа! Ведь это он так наставил, так направил ее, а ведь для супруги достаточная заслуга и повиновение». Среди многочисленных портретов Плотины самый обаятельный находится сейчас в собрании Римского национального музея (Палаццо Массимо). Он найден в Остии. Перед нами не очень молодая и не очень красивая женщина. Ее легко представить себе живущей лишь заботами о муже.
У Траяна и Плотины не было детей. Важную роль при императорском дворе играли сестра Траяна - Марциана и ее дочь Матидия. Плотина ладила и с той, и с другой. Вот портрет племянницы Траяна из собрания Британского музея:
Смерть настигла императора во время военного похода. Он умер в 117 году в Киликии. У его смертного одра были Плотина и Матидия. И велика вероятность того, что передача власти дальнему родственнику Траяна, Адриану, происходила при их действенном участии. По официальной версии, Траян перед смертью усыновил Адриана. Но то, что роль Плотины и Матидии была в этом процессе очень значительна, говорят особые знаки уважения к ним со стороны Адриана. И та, и другая были обожествлены. В их честь чеканились монеты и возводились храмы. Портретов Матидии сохранилось особенно много, поскольку она стала еще и тещей Адриана, выдав за него свою дочь Сабину. Обожествленную Матидию мы видим в портрете из собрания Капитолийских музеев:
Еще более внушительный образ тещи императора находится сейчас в собрании Римского национального музея (Палаццо Альтемпс):
Искусство времени Траяна отличает официальная холодность. Из портретов исчезает конкретное и индивидуальное, та реальность образов, которой было отмечено флавиевское искусство. Непроницаем Траян, холодом веет от пышнотелой Матидии. Лишь слегка горестное выражение лица сообщает тепло образу Плотины. А из изображений Матидии, пожалуй, самым привлекательным выглядит сильно фрагментированный портрет из собрания нью-йоркского Метрополитена:
Панегирик Траяну Плиния Младшего:
http://librus19.ilive.ro/gaj_plinij_pisma_plinija_mladshego_panegirik_imperatoru_trajanu_98073.html