Ла Мескита: Творческое состязание христианства с исламом

Feb 10, 2011 17:45

Мы ехали в Кордову в жаркий июльский день ради Ла Мескиты - Большой мечети. Автостраду украшали белые и розовые олеандры, и их чередование подготавливало нас к восприятию волшебного интерьера мечети:






Оставив машину за старыми городскими стенами, мы направились на поиски мечети. Ла Мескита возникла перед нами внезапно в виде бесконечной золотистой стены с контрфорсами:




Еще несколько шагов, и на стене стали появляться остатки роскошных орнаментальных композиций:




У этого здания сложная строительная история. Самая древняя часть мечети была построена в 785 году халифом Абд ар-Рахманом I на месте вестготской базилики Св. Винсента. Это произошло спустя 74 года после того, как мусульманский флот захватил бухту Альхесирас. Десятитысячное войско двинулось к Севилье, а затем к Кордове. Покоренные земли арабы назвали ал-Андалус (земля вандалов).




В IX веке мечеть расширил Абд ар-Рахман II. А в Х веке здание продолжил расширять Аль Хакам II, последним строителем мечети стал его министр, а потом и регент Мухаммед ибн Аби Амр, получивший за свои деяния имя ал-Мансур (Победитель). В Кордове в это время насчитывалось около 300 000 жителей, Большая мечеть могла вместить 25 000 молящихся.




Как и при халифах, внутренний двор мечети украшает апельсиновый сад:




Только на месте минарета сейчас высится колокольня высотой 93 метра:




В галереях, обходящих двор, выставлены деревянные балки старых перекрытий:




От колокольни открывается странное зрелище. В тело мечети врос христианский собор. Христиане взяли Кордову в 1296 году. Но мечеть сносить не стали, освятили ее в честь Вознесения Марии.




Вот, наконец, мы вступаем внутрь, и оказываемся в полумраке «заповедного леса», состоящего из колонн:




Двигаясь по направлению к свету, мы попадаем в собор. Он был построен в XVI веке архитектором Эрнаном Руисом Старшим.







Готические и ренессансные элементы образуют вполне органичный сплав:




Взгляд невольно все время устремляется вверх, к горнему миру. Собор оказался не только гармоничным, но и роскошным. Его строители явно хотели превзойти тех, кто сооружал мечеть:




Но, выйдя из собора, вновь оказываешься в мечети, где над полосатыми арками то взмывают построенные строителями-христианами своды капелл или изукрашенные стены, то на них просто опирается деревянный стропильный потолок.




И уже в нескольких шагах от стен собора мы опять оказались в лесу колонн молитвенного зала мечети. С потолка спускаются светильники, для их отливки был использован металл колоколов собора в Сантьяго де Компостелла, которые доставили в Кордову по приказу ал-Мансура:




Более 850 колонн из гранита, мрамора и яшмы образуют 17 нефов. Часть колонн происходит из римских и вестготских построек. На колонны опираются два ряда арок. Такой прием применялся при строительстве римских акведуков. В нижнем ярусе расположены подковообразные арки, в верхнем - полукруглые. Высота потолков - около 13 метров. «Тигриная» раскраска арок акцентирует верхнюю зону, и наш взгляд в этом значительно более низком, чем неф собора, пространстве тоже постоянно устремляется к небу:




А у михраба, где когда-то находился Коран, все замирают в предвкушении чуда. Подковообразная арка украшена сложнейшими орнаментальными мотивами. Над мозаиками здесь трудились византийские мастера:




Изумительный по красоте купол середины Х века венчает пространство перед михрабом. Декоративные нервюры образуют восьмиконечную звезду. Такая форма купола впоследствии стала использоваться в католических постройках Испании и ее колоний:




Когда-то цельное пространство колоссального молитвенного зала мечети уже в XIII веке стали заполнять многочисленные капеллы. Но, тем не менее, мечеть, вобравшая в себя христианские постройки, дошла до нас. По преданию, Карл V, посетив Ла Мескиту, произнес: «Вы построили то, что можно найти повсюду в другом месте, и разрушили то, что было единственным в мире». Не уверена, что император был прав. Дело в том, что остальные мечети Андалусии были разрушены, а кордовская, которую пытались на протяжении нескольких веков превратить в христианский храм, продолжает существовать. Перестраивая, ее спасли.




А творческое состязание строители собора и капелл проиграли. В памяти в первую очередь остается бесконечное пространство молитвенного зала Ла Мескиты. Кстати, еще в XIII веке были заложены арки, которые когда-то открывались в апельсиновый сад. Тогда ощущение безграничности райски прекрасного мира было еще сильнее…


архитектура, Искусство ислама, Испания

Previous post Next post
Up