Гибель парусника "Надежда". 1822
Каспар Давид Фридрих(1774-1840) вошёл в историю искусства как один из лидеров европейского романтизма, творчество которого во многом предопределило пути следования европейского художестенного интеллекта. Примечательно, что на уровне формы живопись Фридриха для начала XIX века была удивительно, можно даже сказать, вопиюще консервативна. Гладкая фактура письма, полностью нивелированный мазок кисти - это черты, свойственные полотнам старых нидерландских мастеров. А ведь современниками Фридриха были французы Теодор Жерико, импульсивный Эжен Делакруа, наконец, - Уильям Тёрнер, предвосхитивший явление импрессионизма.
Новизна работ Фридриха кроется не во внешней манере письма. Новым является главный мотив его композиций - человек, заброшенный в совершенно чуждом ему, холодном и величественном мире. Избегая прямолинейности в констатации этого вселенского одиночества, связанной с изображением антропоморфных образов, Фридрих прибегает к аллегории. В полотне "Гибель парусника "Надежда"" он дополняется ощущением фатального пессимизма засчёт присвоения погребённому во льдах судну столь многозначного имени. Эстетическое зрелище торжествующей стихии оборачивается иносказательным образом смерти.
Крест на Балтике. 1815
"Из отношения человека к космосу исключена теплота человеческого. Луна, которая сама уже мертва, холодно отражает свет закатившегося солнца и покрывает мир саваном, являясь великим символом этого нового сквозного чувства, охватившего человека с его жаждой и с муками богооставленности. И человек этот стоит один на один со всей Вселенной подобно Кресту с Богочеловеком посреди безучастного молчания гор." ©Ханс Зедльмайр
Ещё картины Фридриха:
http://smallbay.ru/friedrich.html