Апокалипсис в живописи

Apr 14, 2008 16:34

 
Апокалипсис - Открове́ние Иоа́нна Богосло́ва название последней книги Нового Завета (в Библии
). От греч. ἀποκάλυψις - раскрытие, откровение).

Христианская традиция приписывает авторство этой книги апостолу Иоанну Богослову.

В книге Откровения описываются cобытия, которые произойдут перед Вторым пришествием Иисуса Христа
на землю и будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами (огонь с неба, воскрешение
мёртвых, явление ангелов
), поэтому слово «апокалипсис» часто употребляют как синоним для конца света или для катастрофы.

Посредством видений Иоанну открылось предстоящее рождение антихриста
на Земле
, второе пришествие Христа
, конец света
, Страшный суд
. Книга Откровения заканчивается пророчеством о том, что победа Бога над грехом
увенчает тяжёлую борьбу.

"Иисус Христос вещает о "кончине века" в мерзости и запустении и о знамениях скорого пришествия Сына Человеческого"
"Не личности будут уничтожены к моменту пира - торжества всего спасенного человечества, а все пройдут очистительный огонь, и будет изгнано "оно" - "зло, находящееся в этих личностях, во всем, во всех существах, от демонских сил до человеческих" (о. Сергий Булгаков)."

Иероним Босх

"Рай и Ад" (1 Земной рай; 2 Вознесение праведных; 3 Низвержение грешников; 4 Ад).

Ссылка http://mystral.narod.ru/gallery2.html




Сипрошвили Гиви

«Апокалипсис» картон, масло, смешанная техника 2007 г.Ссылка   http://www.gallery-siproshvili.com/razn/apokalipsis.jpg



«Апокалипсис» художника, этакий цветок зла, переплавляющий красоту земную в смерть, и одновременно смертные оковы разрушающий. В этом горниле и лик самого художника, и узнаваемые черты героев его произведений.

Техническая сторона произведений Г.И.Сипрошвили удивляет своим  разнообразием: где-то это большие красочные плоскости, выложенные мастихином, где-то это тягучий, пластичный мазок, моделирующий форму.       В некоторых произведениях сложная зернистая фактура с цветными подкладками, рельефными оттисками, процарапыванием - сама по себе становится драгоценной и требует лишь изящного касания кисти для рождения изображения. Многие приемы являются уникальным авторским изобретением  живописца. Работа  художника с фактурой придает его произведениям особую драгоценность.

Но как бы ни были интересны технические приемы, не они, не ремесленная сторона делает живопись  художника ярким явлением в изобразительном искусстве. В его работах - философских притчах и натурных пейзажах, фантазиях и натюрмортах - есть мысль, душа, широкая  эмоциональная палитра, а главное - любовь, то, без чего не рождается тайна Искусства.

Ирина Протопопова

Васнецов В.М.

«Воины апокалипсиса»

Холст, масло   1887

Ссылка http://www.picture.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=7997



Эсхатологические мотивы в русской живописи начала XX века, на наш взгляд, в наиболее полной и канонически безупречной форме выражены в трех работах Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926), представленных в залах Академии художеств осенью 1903 года: "Страшный Суд", "Распятие", "Сошествие во ад". Особое внимание привлекает трехчастная композиция Страшного Суда, которую называли "гениальным избытком", - с изображением небесного, земного и преисподнего. Этот замечательный триптих, сохранив традиции древнерусской иконописи, вместе с тем явился новаторским, по сути, произведением, дальнейшим шагом в искусстве Васнецова после его росписей в киевском Свято-Владимирском соборе.

О. СТЕФАН ЛИНИЦКИЙ:СКВОЗЬ ЗЕРКАЛО АПОКАЛИПСИСА Ссылка http://www.metakultura.ru/sou_krs/linitskiy1.html


… глобальный Апокалипсис в образе озоновой дыры, Чернобыля, новых Хиросим и Освенцимов угрожает не только России. Маститые футурологи, как, например, академик Бестужев-Лада, выступают с трогательными предостережениями и наивными рецептами спасения ("Наука и религия", 1995, № 5), - как отвести от нашего "Титаника" жуткий айсберг глобальных опасностей. Но корабль цивилизации тонет. Чернобыль дал первую ощутимую в мировом масштабе течь, и мы идем ко дну, не умея проплыть между Сциллой и Харибдой. Альтернативного отказа от современных технологий и возврата к природе не может быть. Проект построения искусственной биосферы - утопия; рассуждения о т.н. "ноосферизации человеческой деятельности" (термин акад. В.И. Вернадского) являются в наше время дымовой завесой; многие продолжают жить по принципу "после меня хоть потоп", - в этом индивидуальная вина каждого, которая может обернуться всеобщей бедой….
Апокалипсис и эсхатологические мотивы в русской культуре XX века
Валентин НИКИТИН
Докт. филос. наук, акад. РАЕН

Апокалипсис (по греч. - откровение) - Богодухновенная книга Откровения о судьбах мира и человечества, изложенная преимущественно в символах и аллегориях. Памятник раннехристианской письменности (последняя, а по хронологии написания - первая из книг Нового Завета), он издревле считается наиболее таинственным и загадочным из всего корпуса христианской литературы, включая апокрифы. Для датировки Апокалипсиса основополагающим остается свидетельство св. мученика Иринея, епископа Лионского: "Откровение было незадолго до нашего времени, почти в наш век, под конец правления Домициана", то есть, около 95 г. по Р.Х. Западная Церковь уже к началу III в. признала каноничность Апокалипсиса; Восточная - в 397 г., но окончательно он был канонизирован на III Константинопольском Соборе 680 г.
Обычно Апокалипсис воспринимается как пугающая "книга ужасов", синоним мирового катаклизма и всеобщей гибели. На самом деле он оптимистически возвещает об уничтожении зла и его демонических носителей, об установлении на земле царства Божия - Нового Иерусалима. Как литературный жанр Апокалипсис восходит к библейским книгам пророка Даниила (II в. до Р.Х.), в которых предсказывалось избавление Израиля от притеснителей, благодаря чудесному вмешательству Божию. Типологически Апокалипсис имеет черты сходства с некоторыми пророческими книгами Исайи, Иезекииля, Иоиля, а также с отдельными апокрифами (книги Еноха, Ездры, Вознесение Моисея, откровение Петра и др.), часть из которых утрачена.
Автор Апокалипсиса, св. апостол и евангелист Иоанн, именуемый Тайнозрителем, разворачивает перед нами целую галерею потрясающих воображение и сознание образов и событий.
Комментаторы придерживаются двух основных позиций: одни стараются свести пророчества Апокалипсиса к минимуму, видя в них отражение исторических событий или даже астрономических коллизий (Николай Морозов, "Откровение в грозе и буре"); другие стремятся интерпретировать всю мировую историю, все события прошлого, настоящего и будущего, включая историю Церкви ("семи Церквей") и Страшный Суд, как проекцию профетических видений, открывшихся любимому ученику Спасителя на острове Патмос, куда он был сослан.
В действительности образы Апокалипсиса не совпадают с историческими персоналиями и событиями. Например, гонения на христиан, предсказанные в нем, и реальные преследования при римских императорах Нероне и Домициане. Можно считать оправданным пафос средневекового толкователя аббата Иоахима Флорского (ок. 1132-1201) относительно различных манифестаций диавола в мировой истории и появления в связи с этим Антихриста, - одного из главных героев книги (который проявляет себя в истории как "гидра о семи головах"), но едва ли допустимо без существенных натяжек и произвольных экстраполяций отождествлять зверя о семи головах и десяти рогах Апокалипсиса (13: 1-10) с десятью царями и царствами, которые пришли на смену Римской империи. Следуя принципу Блеза Паскаля, то есть, признав, что лучший путеводитель по Библии - сама Библия, мы увидим, что в Откровении постоянно используются приемы обобщающего синтеза, с одной стороны, и персонификации, с другой.
Иносказания и символика Апокалипсиса получили художественное воплощение в иконописи и живописи, в книжных миниатюрах и графике (особенно популярны гравюры Дюрера); широко распространены изображения четырех апокалипсических всадников и трубящего архангела, возвещающего о Втором пришествии Христа. Идеи, образы и сюжеты Откровения нашли также отражение в мировой литературе, достаточно вспомнить "Центурии" Нострадамуса, "Антихрист" Эрнста Ренана, историко-культурологические построения Николая Данилевского ("Россия и Европа") или Освальда Шпенглера ("Закат Европы"), эзотерические образы Карлоса Кастанеды. Апокалипсическая символика и поныне питает воображение поэтов и мистиков, философов и богословов, нередко, порождая, к сожалению, всякого рода сектантские спекуляции и измышления. И здесь православные и католики призваны к духовному трезвению и общему свидетельству, опираясь на великое наследие Единой Неразделенной Церкви.
Именно к Апокалипсису восходит эсхатология (от греч. escatos - последний и logos - слово, учение) - богословское учение (раздел догматического богословия) о последних судьбах мироздания и человечества. В иудаизме эсхатология излагается в книге пророка Даниила и в произведениях периода Второго Храма (4-я книга Ездры, 2-я книга Варуха и отрывки из 1-й книги Еноха). В христианской парадигме эсхатология - учение о финале мировой истории, о страшных событиях, предваряющих приход антихриста и установление его диктатуры, о сопутствующих этому периоду катаклизмах, наконец - о Втором пришествии Христа, всеобщем воскресении мертвых, Страшном Суде, преображении вселенной. Есть в Апокалипсисе и намеки на апокатастисис - возвращение в первоначальное райское состояние.
Следует обратить внимание, что хотя вся Библия является Откровением Божиим, но в христианской традиции лишь для Апокалипсиса усвоено это наименование. Апокалипсис - самый ранний памятник Нового Завета, написанный еще до Четвероевангелия; и он, безусловно, является наиболее иудаизированной книгой Нового Завета. Можно спорить и о том, что Христос Апокалипсиса - не равночестное Богу-Отцу Второе Лицо Троицы, но лишь Агнец Божий, искупительная Жертва за грехи мира. Не следует забывать и о том, что осужденная Церковью ересь хилиазма также восходит к Апокалипсису. Интересно, что Откровение Иоанна Богослова - единственная из книг Библии, которая не входит в круг богослужебного годового чтения (ее используют в литургической практике лишь в монастырях Святой Горы Афонской).
Таким образом, апокалипсическая эсхатология - это и Страшный Суд, и чаяние мировой гармонии; осуждение грешников, и торжество праведников; вечные муки в геенне огненной - и несказанное блаженство в раю; обрыв истории и начало метаистории - Новый Иерусалим, сходящий с Неба, новое небо и новое земля... Отсюда исключительная напряженность, противоречивость, антиномизм, многогранность и синтетичность эсхатологических представлений, как в самом богословии, так и в культуре. Вот уже два тысячелетия аллегорическо-символический язык Апокалипсиса, его глобальная иносказательность привлекают к этому несравненному памятнику внимание философов и богословов, художников и поэтов, математиков и музыкантов. Топонимика и антропонимика Апокалипсиса позволяют широко использовать его образы и идеи в живописи и поэзии. Можно сказать, что Апокалипсис является тем оселком, тем пробным камнем, на котором испытуется качество различных культурных ценностей, выявляется отличие подлинного от мнимого. Образы Апокалипсиса получают резонанс и в других мировых религиях и культурах, например, в исламе. Вспомним "Подражание Корану" А.С. Пушкина.
История рода человеческого не развивается по какой-то восходящей спирали согласно т.н. "теории прогресса", но идет зигзагами, претерпевая неудачи и провалы, - через тернии к звездам! Церковь учит, что царство Божие в истории не может быть осуществлено во всей полноте, что до самого конца исторического времени будет продолжаться борьба добра и зла. Эта борьба проходит через всю мировую культуру, вызывая соответствующую дифференциацию в системе ее ценностей, подлинных и мнимых. Это противоборство достигнет максимального напряжения - и тогда произойдет поляризация добрых и злых сил, выражаясь словами Тейяра де Шардена - наступит разрыв ноосферы.
Библейское понятие об условности эсхатологических пророчеств (вспомним гибель Содома и Гоморры и спасение Ниневии, жители которой, покаялись, вняв пророку Ионе) ведет к такому пониманию Апокалипсиса, в котором, безусловно, проявляется всемогущество Божие, но в то же время не умаляется и человеческая свобода.
В Новом Завете представление об условности эсхатологических пророчеств существует, можно сказать, по определению. Парадокс христианского Благовестия в том, что Первое пришествие Христово совершилось, чтобы не было Второго. И наоборот, - Апокалипсис становится возможным, потому что была Голгофа: "Поражу пастыря, и рассеются овцы" (Мк. 14: 27).
Россияне, пережившие опыт концлагерей и репрессий, их дети и внуки, чувствуют эту связь между Голгофой и Апокалипсисом как никто другой.
 

тематические подборки

Previous post Next post
Up