Огюст Роден и Камилла Клодель
Камилла Клодель была ученицей, помощницей, а затем и любовницей знаменитого французского скульптора Огюста Родена (это было с 1883 по 1893 гг.). Когда она появилась в мастерской Родена, ей было 19 лет, а ему 43. Это был страстный до безумия, вдохновляющий до немыслимых высот, но и изматывающий их роман, так как Роден всегда возвращался домой, к жене - к Розе Бере, с которой он прожил уже 20 лет, с которой у него был общий ребенок и которая самоотверженно кормила его в годы безденежья, работая швеей. Но оказалось, что у Клодель (я так полагаю) был более яркий талант скульптора, чем у Родена. К 1890-му году Роден уже поручал Камилле лепить отдельные части тела к его скульптурам, не говоря уже о ее собственных прекрасных скульптурных композициях. Но за эти 10 лет Камилла не добилась известности, т.к. у нее не было ни одной выставки ее работ, зато у Родена их было несколько, к нему пришла слава. Лично у меня такое впечатление, что Роден стоял препятствием на пути Камиллы Клодель к признанию и славе (ведь ему ничего не стоило оговорить с устроителями его выставок «уголок» для скульптур Камиллы). Кроме того, в этот период ходили слухи о неудачном аборте Камиллы, после которого она уже не могла иметь детей… В 1913 г. ее мать и брат (которые всегда были категорически против «неподобающего для женщины занятия») заключили Камиллу в сумасшедший дом и держали ее там 30 лет (!) до самой ее смерти (1943 г.), несмотря на неоднократные просьбы и даже протесты врачей, которые не считали ее серьезно больной. К сожалению, в сумасшедшем доме (по требованию матери и брата) Камилле строго запретили лепить. Увы, Роден, этот, извините, козёл, и пальцем не пошевелил, чтобы освободить свою бывшую любовницу и гениального скульптора, у которой он беззастенчиво приворовывал «скульптурные идеи»…
Камилла Клодель (Франция) - «Вечный кумир», 1888 г.*
*) К сожалению, в отличие от Родена, творчество которого давно изучено в диссертациях и описано в книгах, работы К. Клодель плохо задокументированы и изучены, т.к., из-за 30-летнего заточения в психиатрической больнице, она не оставила после себя почти никаких документов. Так, эта известная ее скульптура в разных публикациях именуется и «Поцелуй», и «Вечный кумир», и «Талант и вдохновение», а датируется она от 1885 до 1888 гг.
Огюст Роден (Франция) - "Вечный идол", 1899 г.
Камилла Клодель (Франция) - «Вальс», бронза, 1883 г.
Непонятно, почему французская общественность не пыталась спасти Камиллу. Ведь женщины во Франции к тому времени имели большой авторитет: например, в 1911 г. француженка Мария Кюри получила Нобелевскую премию по химии и всемирную известность за открытие радиоактивного распада…